Последние изменения: Январь 2021
Вряд ли уменьшение заработной платы по инициативе работодателя обрадует самих работников. Однако подобная мера иногда является вынужденным и единственным способом сохранить трудовые отношения между конкретным работодателем и сотрудником. Ситуация неприятна, и вызывает сомнения в законности понижении оклада работнику, правомерно ли это, поскольку просто так без наличия объективных причин и соблюдения порядка оформить уменьшение оклада невозможно.
Сможет ли работодатель уменьшить оклад, зависит от обстоятельств, гарантирующих соблюдение прав обеих сторон.
Почему необходимо уведомлять об уменьшении зарплаты
Корректировка существенных условий трудового договора (в том числе и снижение оклада) является базовым правом работодателя при условии, что для этого есть официальные обоснования — изменение организационных или технологических условий труда (ст. 74 ТК РФ). Но реализация этого права невозможна без предварительного информирования и согласия работника. Снижение зарплаты в одностороннем порядке недопустимо.
Согласие работника составляется в свободной форме от руки или печатным документом. Обязательно четко прописать согласие на снижение оклада. Используйте такой образец заявления работника на уменьшение заработной платы:
Директору ГБОУ ДОД СДЮСШОР «Gosuchetnik» И.И. Иванову от старшего конюха П.П. Петрова СОГЛАСИЕ на изменение (уменьшение) заработной платы На основании статьи 72 ТК РФ выражаю согласие на уменьшение моей заработной платы до 30 000 (тридцать тысяч) рублей в месяц с 1 июля 2020 года в связи со снижением рабочей нагрузки с 8 до 6 часов в рабочий день. 08.06.2020 Петров /П.П. Петров/ |
Если руководитель понижает зарплату без согласия служащего (по своей инициативе), он нарушает его трудовые права. Как результат — пострадавший работник обращается с жалобой в региональную трудовую комиссию или подает на организацию в суд. Во избежание внешних проверок и длительных разбирательств проинформируйте сотрудника об изменении условий трудового договора заранее — как минимум за два месяца.
ВАЖНО!
Работодатель обязан не только уведомить служащего об уменьшении зарплаты, но и предложить ему альтернативный вариант — согласиться или нет на такое снижение, выбрать одну из доступных вакансий по его квалификационному уровню или же уволиться по собственному желанию или в связи с изменением существенных условий труда.
Если сотрудник увольняется, ему необходимо выплатить положенную компенсацию и выходное пособие, равное двухнедельному среднему заработку (ст. 178 ТК РФ).
Основания для уменьшения доли ставки работника по инициативе администрации
Изменения в трудовой договор вносятся на основании соглашения, составленного с сотрудником.Несоблюдение работодателем требований по порядку уменьшения размера заработной платы является основанием привлечения его к ответственности. Причины и основания одностороннего снижения оклада Уменьшение заработной платы по инициативе работодателя может быть обусловлено следующими причинами:
- Снижение эффективности деятельности сотрудника, его нежелание развиваться и повышать свои навыки в дальнейшем.
- Неспособность работника справится с новыми задачами при переводе его на другую должность.
- Обманутые ожидания в отношении сотрудника (например, при начале работы принятого работника).
Однако работодатель не имеет права уменьшить размер оплаты труда сотрудника по собственному желанию или по причине кризисной ситуации в стране.
В ряде ситуаций суть спора, возникшего между сторонами трудовых отношений, настолько проста, что не требует даже получения совета юриста. Обеим сторонам конфликта, в момент его возникновения, сразу становится понятно кто прав в соответствующей ситуации, кто виноват и что нужно делать, чтобы урегулировать возникший спор. В других же случаях бывает так, что сложно разобраться «что к чему» без участия юриста.
В такого рода ситуациях заинтересованной стороне имеет смысл пригласить к сотрудничеству компетентного специалиста, который разъяснит насколько позиция каждой из сторон соответствует требованиям закона, и подскажет как лучше действовать в сложившихся обстоятельствах. Это обычно более продуктивно, нежели чем тратить время и силы на самостоятельные попытки разобраться во всех хитросплетениях законов и подзаконных актов, а также особенностях их толкования и практики применения судами.
Каков порядок информирования
Работодатель уведомляет о снижении зарплаты не позднее двух месяцев до изменений. Руководитель обязан обосновать существенные изменения трудового договора. Средством информирования является уведомление работника.
Унифицированной формы не предусмотрено — достаточно подготовить сообщение в произвольной форме с обоснованием причин уменьшения зарплаты и передать его работнику. Вот как составить такое уведомление:
- Используйте фирменный бланк организации.
- Укажите адресата — Ф. И. О. сотрудника.
- Укажите основные реквизиты документа: номер, дату, место издания.
- Опишите основания для понижения заработной платы. Приведите в тексте наименование организации, старое и новое значение оклада, документальное обоснование, дату вступления в силу этих изменений.
- Подробно опишите правовую основу дальнейших действий работника: согласие или несогласие и каковы последствия его несогласия.
- Передайте руководителю на подпись.
- Оставьте место для подписи сотрудника и для его решения.
Составьте уведомительный документ в двух экземплярах. Один (с подписью адресата о получении) оставьте в организации, второй передайте работнику лично в руки, по почте или курьерской службой. Запомните: важно не только передать информацию служащему, но и получить письменное подтверждение о вручении ему документа.
Снижение размера переменных выплат
Бесспорно, работодатель обязан выплачивать сотрудникам их должностные оклады. А может ли он лишить своего служащего полностью или частично премии? Тут все зависит от того, что написано в трудовом договоре (см. таблицу).
Условие трудового соглашения | Что на практике |
Указано, что при выполнении плана или какого-то другого показателя работодатель обязуется выплачивать премию | Лишение работника премии будет незаконным. Это означает, что руководитель нарушил условия заключенного с сотрудником трудового договора. |
Отмечено, что порядок выплаты премии определяет положение о премировании | При принятии решения нужно будет руководствоваться им. Если ежемесячные бонусы не являются обязательными в соответствии с этим документом, то и изменение оплаты труда в сторону уменьшения за счет невыплаты премии будет правомерным. |
Образец уведомления
При составлении документа ориентируйтесь на образец уведомления о понижении заработной платы.
УВЕДОМЛЕНИЕ об уменьшении заработной платы г. Санкт-Петербург 01.06.2020 Уважаемый Петров Петр Петрович! Настоящим руководство ГБОУ ДОД СДЮСШОР «Gosuchetnik» уведомляет Вас об изменении размера Вашего должностного оклада кладовщика с 25 000 (двадцати пяти тысяч) рублей в месяц на 23 000 (двадцать три тысячи) рублей в месяц начиная с 01.09.2020. Основание: новое штатное расписание от 01.06.2020, которое вступит в силу с 01.09.2020. Просим подтвердить Ваше согласие на изменение должностного оклада соответствующей записью в уведомлении. В настоящее время в ГБОУ ДОД СДЮСШОР «gosuchetnik» есть вакантная должность рабочего по обслуживанию здания с должностным окладом 25 000 рублей, на которую Вы можете быть переведены. Согласие просим подтвердить соответствующей записью в уведомлении. В случае Вашего отказа от изменения должностного оклада и предложенного перевода трудовой договор с Вами расторгается с 01.09.2020 на основании пункта 7 части 1 статьи 77 ТК РФ. Директор ГБОУ ДОД СДЮСШОР «Gosuchetnik» Иванов Иванов И.И. С уведомлением ознакомлен ________________ /_____________________/ и согласен/не согласен _____________________ «___»____________20__г. |
Что делать, если работник не согласен
Если сотрудник согласен с понижением заработной платы, внести требуемые изменения в его трудовой договор. Если же служащий не согласится на уменьшение оклада, работодатель:
- предлагает альтернативную вакансию (в том числе нижестоящую или нижеоплачиваемую должность) по уровню квалификации работника;
- расторгает трудовой договор со служащим.
Основания для увольнения — собственное желание (п. 1 ч. 1 ст. 77) или отказ работника от продолжения работы в связи с изменением существенных условий труда (п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ).
Иногда работодатель просит написать заявление с просьбой уменьшить оклад, мотивируя отсутствием работы или уменьшением нагрузки на сотрудника. По закону, это не является основанием для снижения зарплаты (статьи 72 и 74 ТК РФ).
Статья 135 ТК РФ. Установление заработной платы (действующая редакция)
Премирование может осуществляться по одному или группе согласованных показателей. Специалисты выделяют четыре основные группы показателей премирования, стимулирующих рабочих за индивидуальные результаты труда. К ним относятся:
1) количественные показатели: выполнение и перевыполнение производственных заданий по выпуску продукции и номенклатуре, процент выполнения норм выработки, обеспечение бесперебойной и ритмичной работы оборудования, соблюдение или сокращение плановых сроков проведения ремонтных работ, выполнение работ меньшей численностью по сравнению с нормативной, снижение трудоемкости продукции и др.;
2) качественные показатели: повышение качества выпускаемой продукции, процент сдачи продукции с первого предъявления, снижение процента брака, повышение коэффициента сортности продукции и т.п.;
3) экономия используемых ресурсов: экономное расходование сырья и материалов, экономия топлива и электроэнергии, сокращение затрат на обслуживание и ремонт оборудования и др.;
4) рациональное использование техники: выполнение сроков освоения новой техники и прогрессивной технологии, соблюдение технологической дисциплины, повышение коэффициента загрузки оборудования и т.п.
Условием премирования обычно является работа в течение учетного периода и выполнение установленных показателей. Одним из важнейших условий премирования признается и соблюдение трудовой дисциплины. Работники, выполнившие показатели премирования, но совершившие прогул или появившиеся на работе в нетрезвом состоянии, совершившие иной дисциплинарный проступок (например, нарушение технологических правил изготовления продукции), не приобретают право на премию в полном объеме. Как правило, они либо не премируются (в случае серьезного проступка), либо премия им выплачивается в меньшем размере, чем работникам, выполнившим как показатели, так и условия премирования. Это обычное правило, включаемое в положения о премировании. К сожалению, многие экономисты рассматривают такую ситуацию как депремирование или лишение премии. На самом деле никакого лишения премии не происходит. Работник просто не приобретает права на премию или не приобретает права на премию в установленном (базовом) размере, поскольку он не выполнил всех условий премирования.
Размеры премии определяются, как правило, в процентах от тарифной ставки (оклада). Размер премии конкретного работника определяется руководителем (работодателем — индивидуальным предпринимателем) с учетом степени выполнения показателей и условий премирования.
Периодичность премирования равняется месяцу или кварталу. Возможно установление премий, которые выплачиваются по результатам работы за год.
Регулярные премии, выплачиваемые по заранее утвержденным показателям (в соответствии с системой премирования), составляют часть заработной платы. Их необходимо отличать от разовых (единовременных) премий, которые являются поощрением работника за особые достижения в труде и выплачиваются за выполнение особо важных заданий, в связи с праздничными или торжественными датами, по итогам смотров или конкурсов (ст. 191 ТК).
6. Получили определенное распространение и системы оплаты труда в процентах от выручки, грейдерные системы, с учетом вклада работника в общие результаты деятельности организации и др.
7. Система оплаты труда любого работодателя устанавливается в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права. Это означает, что условия оплаты труда у каждого работодателя должны основываться на тех гарантиях, которые предусмотрены ТК, федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и другими нормативными правовыми актами. Законодатель специально подчеркивает недопустимость ухудшения положения работника, умаления прав, установленных на государственном уровне (ч. 6 комментируемой статьи).
На это обращает внимание и Конституционный Суд РФ. В Определении от 01.10.2009 N 1160-О-О отмечается, что системы оплаты труда разрабатываются на основе требований трудового законодательства и должны гарантировать каждому работнику определение его заработной платы с учетом закрепленных в законодательстве критериев, в т.ч. условий труда.
При установлении системы оплаты труда каждым работодателем должны в равной мере соблюдаться как норма, гарантирующая работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и требования ст. ст. 2, 22, 130, 132, 135, 146 и 147 ТК, в т.ч. правило об установлении работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, заработной платы в повышенном размере по сравнению с тарифными ставками, окладами (должностными окладами), предусмотренными для идентичных видов работ, но с нормальными условиями труда.
Вместе с тем работодатель (совместно или с учетом мнения представительного органа работников) свободен в выборе способа учета количества труда (сдельная или повременная оплата), учета качества (в т.ч. сложности) труда и квалификации работников (выбор тарифной системы и ее параметров), определения размеров основной (тарифной) части заработной платы, установления систем премирования, стимулирующих доплат и надбавок в той части, в которой они не определены трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Что касается компенсационных доплат и выплат, то обязанность их выплачивать, условия выплаты и минимальный размер, как правило, определены трудовым законодательством. Работодателю остается лишь установить размер и уточнить порядок выплаты (см. коммент. к ст. ст. 146 — 148, 151, 154).
Особые правила установления системы оплаты труда установлены для работников организаций, финансируемых из бюджета (см. коммент. к ст. 144).
8. Система оплаты труда должна найти отражение в коллективном договоре, соглашении любого вида (на практике это соглашения, заключаемые на отраслевом, межотраслевом, профессиональном уровнях) либо локальном нормативном акте.
Работодатель и представители работников вправе выбрать ту правовую форму закрепления правил оплаты труда, которая представляется им предпочтительной. При этом важно иметь в виду правила соотношения различных источников трудового права. Так, локальный нормативный акт не может ухудшить положение работников по сравнению с коллективным договором, соглашением, а коллективный договор — по сравнению с соглашением, заключенным на уровне выше организации (отраслевым, профессиональным и т.д.).
На практике система оплаты труда обычно устанавливается коллективным договором либо локальным нормативным актом. Существует и такой вариант: часть правил устанавливается коллективным договором, часть — локальным нормативным актом.
В последние годы получила распространение практика включения в коллективный договор в качестве приложения положений об оплате труда, премировании по различным основаниям, выплате вознаграждения по итогам работы за год. При использовании такой модели правового регулирования важно помнить, что приложение к коллективному договору является неотъемлемой его частью. Таким образом, положение об оплате труда, которое является приложением к коллективному договору, становится его частью, а не самостоятельным локальным нормативным актом.
В том случае, когда коллективный договор в организации не заключается либо система оплаты труда в нем не определена, она устанавливается в локальном нормативном акте. Обычно такой акт называется положением об оплате труда. Возможно установление системы оплаты труда несколькими локальными нормативными актами, находящимися в системном единстве, например положением о тарифной системе, положением о премировании, положением о стимулирующих надбавках и положением о компенсационных доплатах.
9. Локальный нормативный акт, устанавливающий систему (или некоторые элементы) оплаты труда, принимается с учетом мнения представительного органа работников. Порядок учета мнения определен ст. 372 ТК.
10. Часть 3 комментируемой статьи упоминает особого вида правовой акт — единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. Необходимость принятия такого акта впервые была определена Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ. В настоящее время действуют Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2014 год, утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 25.12.2013, Протокол N 11.
Рекомендации определяют:
— принципы формирования федеральной, региональных и муниципальных систем оплаты труда, к которым отнесены, в частности, обеспечение зависимости заработной платы каждого работника от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда; обеспечение работодателем равной оплаты за труд равной ценности; обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы работников учреждений бюджетной сферы;
— перечень норм и условий оплаты труда, регламентируемых федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
— порядок установления систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
— основные подходы к формированию систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений;
— порядок формирования систем оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, руководителей государственных и муниципальных учреждений, их заместителей и главных бухгалтеров и др.
Рекомендации устанавливают также правила формирования фондов оплаты труда в государственных и муниципальных учреждениях; особенности формирования систем оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений, работников государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии.
11. Действующая редакция комментируемой статьи предусматривает правовой механизм преодоления разногласий сторон Российской трехсторонней комиссии при подготовке единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов. В том случае, когда стороны не смогли прийти к соглашению, рекомендации утверждаются Правительством РФ, а мнение профсоюзов и объединений работодателей доводится до сведения субъектов РФ.