Что говорит ФЗ о государственных должностях
В Российской Федерации утверждён перечень государственных должностей. В него включены:
- Президент РФ;
- Председатель Правительства и его замы;
- Федеральный министр;
- Судья Верховного Суда;
- иные.
Полный список утверждён в указе Президента РФ № 32 от 11.01.1995 г. (действующая редакция от 15.05.2018 г., актуальна на 2021-й год). Лица, занимающие эти посты, не относятся к категории госслужащих.
Статья 14 Федерального закона № 79 о госслужбе
Полный перечень прав, которые имеет гражданский служащий. Среди прочих указаны:
- право на отдых, что подразумевает ограничение служебного дня, установление выходных и отпуска;
- право требовать от нанимателя обеспечения материально-технической стороны работы;
- право на доступ госсекретам и в государственные органы, включая ведомства муниципального уровня;
- право на защиту жизни и здоровья самого госслужащего, его родственников и имущества со стороны государства.
Статья 15 ФЗ 79
Положения раздела регламентируют основные обязанности госслужащего. Среди прочего работник властных структур должен:
- соблюдать требования нормативных актов РФ;
- исполнять правила служебного распорядка и требования должностного регламента;
- поддерживать достаточный уровень квалификации;
- беречь государственную собственность (например, отключать электроприборы после окончания работы);
- не разглашать госсекреты.
Госслужащий не должен исполнять неправомерное распоряжение руководителя.
Статья 16 ФЗ 79
На государственную службу не могут принять гражданина в следующих случаях:
- дееспособность гражданина ограничена по решению суда;
- наличие судебного запрета на занятие определённых должностей;
- отсутствие гражданства РФ;
- отказ от допуска к госсекретам;
- представление подложных документов при приёме на работу;
- не были соблюдены ограничения, установленные законодательством о коррупции;
- служащий не указал сведения о своих доходах или представил ложную информацию;
- гражданин не указал интернет-ресурсы, на которых он опубликовал личную информацию о себе в общем доступе, в соответствии со статьёй 20.2 ФЗ-79;
- в иных случаях.
Ст. 17 ФЗ 79
Для действующих служащих предусмотрены определённые запреты.
Запрещается замещать должность, если человек был:
- избран в орган самоуправления местного уровня;
- избран в профсоюз;
- назначен или избран на государственную должность.
Сотрудник государственного ведомства не может:
- заниматься коммерческой деятельностью;
- открывать счета в кредитно-финансовых организациях, созданных в другом государстве, в отделении не на территории РФ;
- получать подарки от компаний и граждан, передача которых обусловлена служебным положением;
- использовать собственность государства для удовлетворения личных нужд;
- разглашать служебную информацию или использовать её не в рамках служебных обязанностей;
- представлять по месту работы интересы третьих лиц;
- создавать по месту работы политические партии, общественные организации;
- выполнять иные действия, запрещённые данной статьёй.
Ст. 18
В статье утверждён список правил, которыми должен руководствоваться гражданин при исполнении обязанностей на службе:
- выполнять работу на высоком профессиональном уровне;
- не выходить за пределы компетенции ведомства;
- понимать, что основу работы определяет соблюдение прав и законных интересов граждан РФ;
- исключить влияние личных интересов на принятие решений;
- соответствовать морально-этическим требованиям, предъявляемым к госслужащим.
- выполнять иные предписания, определённые в статье 18 ФЗ-79.
Типовой кодекс этики для сотрудников государственных структур утверждён приказом № 79 от 26.04.2011 г. Судебного департамента при ВС РФ. На основе этого документа в различных ведомствах разрабатываются собственные акты, регулирующие поведение работников с этической точки зрения.
Ст. 25
Статья касается срока заключения контракта с гражданином, поступающим на гражданскую службу.
Наниматель и служащий вправе установить период действия контракта от 1 года до 5 лет. В законе определён перечень случаев, когда соглашение заключается на ограниченный срок.
Ст. 31
В статье регламентируются случаи, когда должность сокращается или ликвидируется ведомство. Служащего должны уведомить о предстоящих изменениях, предложить занять другую должность сообразно его профессиональному уровню.
Ст. 33
Содержание статьи касается случаев расторжения контракта. Указаны следующие причины:
- истечение периода действия контракта;
- соглашение сторон;
- отказ гражданина от перевода в другой населённый пункт, если туда перемещается государственный орган;
- получение гражданства другой страны;
- иные.
Статья 37
Тут перечислены причины, когда служащие увольняются по инициативе нанимателя. Основаниями могут быть:
- несоответствие отдельным требованиям, предъявляемых к госслужащим в соответствии с законом;
- неудовлетворительное прохождение тестов на определение уровня квалификации;
- появление на работе в состоянии опьянения;
- грубого нарушения служебных обязанностей.
Статья 46
В этой части, закон регламентирует порядок исчисления и предоставления отпуска гражданским служащим.
Ст. 50
Нормы статьи регулируют оплату труда служащих. Денежное довольствие складывается из нескольких частей:
- оклада по должности;
- выплаты за классный чин;
- надбавки за выслугу лет;
- надбавки за работу в особых условиях;
- премии.
Ст. 57 ФЗ 79 о государственной гражданской службе
В статье утверждён перечень взысканий за дисциплинарные проступки. Служащий может быть подвергнут:
- увольнению;
- выговору;
- замечанию;
- предупреждён о неполном соответствии занимаемой должности.
Ст. 59
Статья регламентирует проверку исполнения служащим его обязанностей. Мероприятие инициирует представитель ведомства по собственной инициативе или после получения письменного обращения гос. служащего.
Руководство должно установить наличие или отсутствие дисциплинарного нарушения. Максимальный период проверки – 1 месяц.
В ходе проверки государственный служащий имеет право:
- давать комментарии, подавать заявления;
- жаловаться на действия проверяющих;
- просмотреть итоговое заключение и другие материалы проверки после её завершения.
Общая характеристика закона
Основной нормативный акт, который регламентирует деятельность госслужащих в Российской Федерации — ФЗ № . В этом акте содержатся все основные постулаты государственной службы страны.
Основное целевое предназначение этого нормативного акта заключается в законодательном урегулировании деятельности государственных гражданских служащих. В целом, этот документ можно сопоставить с Трудовым кодексом, так как в нем отражены все нюансы трудовых правоотношений с госслужащими.
Структура госслужбы
Чтобы начать работать в госструктуре, человек должен соответствовать нескольким требованиям:
- На момент трудоустройства кандидату должно исполниться 18 лет.
- Он должен хорошо владеть русским языком.
- У кандидата должны быть навыки, которые свидетельствуют о наличии у него достаточного квалификационного уровня.
Все вышеперечисленные требования оговорены в этом федеральном законе.
Из ФЗ № можно почерпнуть следующую информацию:
- Порядок трудоустройства в госорган.
- Увольнение со службы.
- Статус госслужащего.
Внимание! Положения этого нормативного акта не противоречат нормам трудового законодательства. Частично они дублируют нормы Трудового кодекса, но не идут вразрез с ними.
Начало над проектом закона было еще в 2003 году. Готовый нормативный акт был принят только 7 июля 2004 года, но вступил в силу он только спустя полгода после его первой публикации.
Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
Содержание
Ключевые моменты, которые касаются осуществления государственной гражданской службы, оговариваются в 17 отдельных главах Федерального закона № . У каждой главы есть свое название.
Первая часть закона — описание основных моментов службы. Здесь дана краткая информация о существующих должностях, список обязанностей. Отдельно даются пояснения по вопросам деятельности госслужащих:
- Условия, на которых граждане принимаются на работу.
- Нахождение работника на службе, его режим труда и отдыха.
- Проведение аттестаций.
- Перечень предоставляемых гарантий.
- Максимальный возраст для сотрудника.
- Особенности правоотношений между сотрудниками.
- Формирование кадрового состава.
Важно! В нормативном акте оговаривается запрет на осуществление служащими предпринимательской деятельности.
Положения о государственной госслужбе
Общие положения государственной гражданской службы содержатся в 7 статьях федерального закона. Именно эти статьи принято считать основной акта, так как именно в них содержится вся основная суть, дающая понимание документа и его особенностей.
В данных статьях содержится следующая информация:
- Основная терминология.
- Сферы правоотношения, являющиеся предметом, урегулированным законом.
- Понятие госслужбы.
- Принципы, по которым осуществляется деятельность гражданских госслужащих.
- Перечень нормативных актов, на которых базируются отношения в сфере госслужбы.
- Взаимосвязь государственных служб.
- Перечень аспектов взаимосвязи.
Именно в этих семи статьях содержится фундаментальная база, на которой и строится весь нормативный документ. Благодаря наличию такого вступления, человек понимает акт и особенности, на которых он применяется в системе законодательства.
Правовое положение служащего
В третьей главе нормативного акта содержится основная информация об урегулировании статуса служащего. Именно в этой части документа полностью раскрываются моменты деятельности:
- Понятие государственного гражданского служащего.
- Полный спектр возложенных на человека обязанностей и данных ему прав.
- Существующие ограничения.
- Существующие запреты.
- Дозволенные рамки поведения.
- Особенности урегулирования конфликтов.
- Передача сведений о получаемых госслужащим доходах и имеющегося у него имущества.
Льготы и запреты чиновникам
Закон о запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета
Запрет был введён законом № 79-ФЗ от 07.05.2013 г. Лица, занимающие посты в органах власти на федеральном и местном уровнях лишались права иметь вклады и счета в финансовых компаниях, учреждённых в других государствах, в отделениях за пределами РФ. Также не могут иметь указанные активы супруги государственных служащих и их несовершеннолетние дети.
Регулирование данного вопроса производится также нормами статьи 7.1 ФЗ-273 «О противодействии коррупции» и статьи 17 Федерального Закона №79.
Изменения в законе
Рассмотрим более подробно.
Читать так же: Право на неприкосновенность частной жизни
Последняя редакция ФЗ
В 2021 году закон о государственных служащих претерпел существенные изменения. С этого момента к кандидатам на поступление на службу предъявляются более высокие требования.
У граждан, которые претендуют на получение высокой должности, должно быть полное высшее образование (бакалавриат не учитывается). Новые изменения не распространяются на тех лиц, которые поступили на службу до их вступления в силу. Требования не относятся и к гражданам, которые окончили высшее учебное заведение до августа 1996 года.
Средняя зарплата и количество чиновников в России
Все требования, предъявляемые к квалификации служащего, должны соответствовать с его должностью. Все сотрудники должны отвечать следующим требованиям:
- Наличие профессиональной подготовки.
- Наличие знаний, которые позволяет ему качественно выполнять все возложенные на него профессиональные обязанности.
Отдельным гражданам отдаются предпочтения ввиду наличия специальной подготовки — такие лица проходят специальную подготовку для службы в определенном госоргане.
В целом, в новую редакцию нормативного акта были внесены следующие изменения:
- Корректировка статьи 7 заключается в изменении звучания первого пункта без изменения смысла написанного.
- Статья 12 претерпела изменения, и теперь в ней значится, что для поступления на определенную должность, человек должен иметь соответствующее образование, уровень подготовки и достаточный трудовой стаж. Конкретные условия напрямую зависят от занимаемой должности.
- В статье 16 появился новый пункт, согласно которому ряд обязательных сведений, оговоренных в статье 20.2 этого нормативного акта, допускается не обозначать.
- В статью 17 была внесена корректировка, согласно которой госслужащий, его супруг и несовершеннолетние дети не должны иметь банковского счета за пределами Российской Федерации.
- Согласно статье 20 акта, каждый служащий вправе пользоваться интернетом с целью передачи персональных данных, если это необходимо для последующего проведения процедуры идентификации. Лица, которые представляют интересы нанимателя, вправе обрабатывать поступившую информацию, если она была размена претендентом на получение должности. Работники вправе проводить проверку того, насколько полно человек предоставил сведения о себе.
- Статья 22 акта тоже претерпела изменения в звучании, но это не отразилось на смысловой нагрузке нормы.
Изменения в законе
В декабре 2021 года в федеральный закон были внесены некоторые изменения. В основном они коснулись порядка проведения расчета стажа гражданской службы и упразднения такого понятия, как правоохранительная служба.
Стаж службы представляет собой суммарную продолжительность периодов, в течение которых человек осуществлял государственную службу или иные виды деятельности, принимаемые во внимание при определении права на получение пенсии госслужащего и размера такого обеспечения.
В стаж включаются следующие временные промежутки:
- Периоды работы на должностях служащего в госорганах.
- Периоды работы в должностях федеральных госслужащих и на прочих должностях.
Для получения надбавки к страховой пенсии человек должен набрать достаточный стаж работы на выборной должности:
- При стаже работы в пять лет размер прибавки составит 55% от должностного оклада.
- Если стаж работы составит десять лет, то размер прибавки увеличится до 75%.
Аттестация служащих
Частью 3 ст. 31 Закона № 79-ФЗ установлено, что в течение двух месяцев предупреждения в государственном органе может проводиться внеочередная аттестация гражданских служащих. По ее результатам служащим, имеющим преимущественное право на замещение должности гражданской службы, могут быть предоставлены для замещения иные должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Очередная аттестация гражданского служащего проводится один раз в три года.
Аттестация осуществляется согласно ст. 48 Закона № 79-ФЗ. Аттестация гражданского служащего проводится в целях определения его соответствия замещаемой должности.
Согласно ч. 5 ст. 48 Закона № 79-ФЗ внеочередная аттестация гражданского служащего может проводиться ранее указанного срока после принятия в установленном порядке решения:
– о сокращении должностей гражданской службы в государственном органе;
– об изменении условий оплаты труда гражданских служащих.
Подчеркнем, что проводить внеочередную аттестацию работодатель не обязан, а имеет право.
По результатам аттестации гражданского служащего аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:
– служащий соответствует замещаемой должности гражданской службы;
– соответствует замещаемой должности гражданской службы и рекомендуется к включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
– соответствует замещаемой должности гражданской службы при условии успешного получения дополнительного профессионального образования;
– не соответствует замещаемой должности гражданской службы.
В течение месяца после проведения аттестации по ее результатам издается правовой акт государственного органа о том, что гражданский служащий:
– подлежит включению в кадровый резерв для замещения вакантной должности гражданской службы в порядке должностного роста;
– направляется для получения дополнительного профессионального образования;
– понижается в должности гражданской службы и подлежит исключению из кадрового резерва в случае нахождения в нем.
Если служащий отказывается от замещения нижестоящей должности или от прохождения профессиональной переподготовки или повышения квалификации, служебный контракт с ним может быть расторгнут. При этом основанием будет не пп. «б» п. 1 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (вследствие недостаточной квалификации, подтвержденной результатами аттестации), а п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Закона № 79-ФЗ (в связи с сокращением должностей гражданской службы в государственном органе) или п. 8.3 ч. 1 ст. 37 (упразднение государственного органа).
Преимущественное право на замещение вакантной должности
В соответствии с ч. 4 ст. 31 Закона № 79-ФЗ преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, имеющему более высокие:
– квалификацию;
– уровень профессионального образования;
– результаты профессиональной служебной деятельности, –
и с большей продолжительностью стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Обратите внимание, что на гражданских служащих не распространяется действие ст. 179 ТК РФ, согласно которой преимущественное право оставления на работе при сокращении численности или штата работников с равной производительностью труда и квалификации отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Да, действительно, исходя из ст. 73 Закона № 79-ФЗ Трудовой кодекс может применяться к отношениям, связанным с гражданской службой, только в части, не урегулированной Законом № 79-ФЗ. Однако в силу п. 30 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями ст.31, 33 и 38 Закона № 79-ФЗ.
Поэтому можно сделать вывод, что к гражданским служащим применяются только критерии преимущественного права на замещения вакантной должности, установленные ч. 4ст. 31 Закона № 79-ФЗ. Это также подтверждается судебной практикой (см., например, Апелляционное определение Новгородского областного суда от 07.11.2012 по делу № 2-3240-33-1819).
Конспект из ФЗ-79 и ФЗ-58
Система государственной службы
Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий госорганов.
ГС подразделяется на гражданскую службу (федеральную и субъектов РФ), военную и правоохранительную.
Госслужащий – это гражданин, осуществляющий деятельность на должности госслужбы и получающий за это вознаграждение из соответствующего бюджета (федерального или субъекта РФ).
Гос. должности – это должности, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий госорганов.
- Приоритет прав и свобод;
- Единство правовых и организационных основ федеральной госслужбы и госслужбы субъектов РФ;
- Равный доступ граждан РФ, владеющих гос. языком РФ, к ГС независимо от любых обстоятельств, не связанных с их профессионально-деловыми качествами.
- Профессионализм и компетентность
- Стабильность
- Доступность информации
- Взаимодействие с общественными объединениями и гражданами
- Защищенность от вмешательства в профессиональную и служебную деятельность
Классификация должностей государственной гражданской службы
Подразделяются на категории и группы.
- Руководители, их заместители. Замещаются на определенный срок или без ограничения срока полномочий.
- Помощники (советники). Учреждаются для содействия руководителям. Срок действия полномочий ограничен (пока действуют полномочия руководителя, которому они содействуют).
- Специалисты. Учреждаются для профессионального обеспечения выполнения госорганами задач и функций. Без ограничения срока действия полномочий.
- Обеспечивающие специалисты. Должности учреждаются для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного обеспечения деятельности госорганов.
Руководители, помощники, советники – высшие, главные, ведущие группы должностей
Специалисты – Высшие, главные, ведущие старшие группы должностей
Обеспечивающие специалисты – высшие, главные, ведущие, старшие, младшие группы должностей.
Квалификационные требования: высшее образование (обязательно для служащих высшей, главной, ведущей, старшей групп должностей или для руководителей, советников, специалистов и обеспечивающих специалистов главной и ведущей групп должностей).
Полностью квалификационные требования указаны в должностном регламенте.
Ограничения и запреты, связанные с государственной гражданской службой
- Недееспособность или ограниченная дееспособность (по решению суда!)
- Судимость. Осуждение к наказанию по приговору суда
- Отказ от процедуры оформления доступа к сведениям, составляющим государственную тайну (если его должность это предполагает)
- Наличие заболеваний, препятствующих поступлению или прохождению службы (см. Перечень)
- Близкое родство с гос.служащими, если деятельность связана с подчиненностью или подконтрольностью одно другому (близкими родственниками считаются супруги, родители, дети, родные братья-сестры, а также аналогичные родственники супругов)
- Выход из гражданства РФ или приобретение гражданства другого государства
- Предоставление подложных документов (в т.ч. при поступлении), ложных сведений (в т.ч. о доходах, имуществе)
- Несоблюдение закона «О противодействии коррупции»
Блок «Коммерческая деятельность». Запрещается:
1. участвовать на платной основе в управлении коммерческой организацией;
2. вести предпринимательскую деятельность;
3. приобретать ценные бумаги, по которым может быть получен доход. А если у госслужащего уже есть ценные бумаги, доли в уставном капитале других организаций, и владение ими может привести к конфликту интересов, то он обязан передать их в доверительное управление.
Блок «Подарки-вознаграждение». Запрещается:
4. принимать вознаграждение от физических или юридических лиц (подарки, деньги, ссуды, услуги, развлечения, отдых, оплата транспортных расходов). Подарки считаются собственностью госоргана, в котором гражданин проходит службу. Передаются по акту. Если есть желание получить в личное пользование, их нужно выкупить.
5. выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы РФ за счет средств юридических и физических лиц, за исключением случаев, предусмотренных специальными международными договорами.
Блок «Публичность». Запрещается:
6. разглашать сведения конфиденциального характера, служебную информацию не в целях, связанных с госслужбой;
7. допускать публичные высказывания, оценки, в т.ч.в СМИ, относительно госорганов, их руководителей, если это не входит в должностные обязанности.
Блок «Отношения с общественными организациями». Запрещается:
8.принимать без разрешения представителя нанимателя награды, специальные звания (за исключением научных) от других государств, международных организаций, партий, религиозных, общественных объединений, если в должностные обязанности входит взаимодействие с ними.
- использовать должностные полномочия в интересах партий, религиозных, общественных объединений. Публично выражать свое отношение к ним, если это не входит в должностные обязанности.
- создавать в госорганах политические партии, общественные объединения (за исключением общественной самодеятельности), религиозные объединения или способствовать их созданию.
Блок «Отношения с международными организациями».Запрещается:
- участвовать в управлении иностранными некоммерческими организациями или их подразделениями в РФ (кроме специальных случаев, предусмотренных международными договорами);
- заниматься оплачиваемой деятельностью за счет средств иностранных государств, международных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Блок, связанный с Выборами. Запрещается:
- использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации;
- замещать должность государственной службы в случае избрания или назначения на должность в органы местного самоуправления, профсоюза, в случае избрания на государственную должность)
Блок «То, что не вошло в остальные». Запрещается:
- использовать государственное имущество, материально-техническое обеспечение не в целях, связанных с исполнением должностных обязанностей, а также передавать имущество третьим лицам
- представлять интересы третьих лиц в госоргане, где гражданин замещает должность
- прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.
Поступление на государственную гражданскую службу. Оформление поступления
Правом поступления на госслужбу обладают граждане РФ, владеющие государственным языком РФ. В возрасте 18-65 лет. Соответствующие квалификационным требованиям. Поступление осуществляется по результатам конкурса. Конкурс проводится с целью оценки профессионального уровня, соответствия квалификационным требованиям к должности.
Конкурс не проводится:
- Руководители и помощники на определенный срок.
- Или назначенные Президентом или Правительством
- Срочный контракт
- Из кадрового резерва
- Младшие должности
Срочный контракт (год-5 лет) заключается:
- Руководители, помощники
- Временно исполняющие обязанности
- Обучение в ВУЗе (с обязательством пройти ГС)
- Дип. представительства, консульства.
- В органе, созданном на определенный срок
- После 60 лет.
Конфликт интересов – когда личная заинтересованность госслужащего влияет на исполнение им должностных обязанностей или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью гражданина и интересами субъекта РФ, граждан и т.д.
Служебный контракт: соглашение между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на госслужбу. Или ГС о прохождении ГС и замещении должности ГС.
Дата начала исполнения обязанностей
Права и обязанности ГС, должностной регламент
Виды медицинского, социального страхования
Права и обязанности представителя нанимателя
Режим служебного времени и отдыха
Условия оплаты труда
- Испытание
- Неразглашение сведений
- После учебы – обязанность ГС определенное время
- Результативность – оплата
Испытательный срок (3 месяца — год) не устанавливается для:
- Беременных женщин
- После ВУЗа – обязательство прохождения ГС
- Руководители, советники на определенный срок.