Изменения в закупках по 223-ФЗ с 1 января 2021 года


В чем отличие

В рамках закупок контракт и договор отличаются весьма существенно. И в основном именно за счет того, что первый из них регламентируется законом 44-ФЗ, а второй — законом 223-ФЗ. Второй закон дает заказчиком гораздо больше свободы. Например, они могут самостоятельно выбирать способ определения поставщика, тогда как закон 44-ФЗ жестко регламентирует этот вопрос.

Закон о госзакупках регламентирует практически все аспекты — от планирования закупки до приемки результатов контракта. Любое отступление от его норм карается штрафами. В отличие от него закон 223-ФЗ оставляет практически все решения за сторонами договора.

Что такое договор в закупках

В отличие от контракта, договор может заключаться между любыми лицами. Стороной договора может быть обычный гражданин, индивидуальный предприниматель или организации любого типа. В том числе государственная корпорация или монополия, компания с государственным участием, а также бюджетное учреждение или унитарное предприятие (в части закупок на собственные, а не на бюджетные средства). В таком случае упомянутые лица производят закупки в рамках закона 223-ФЗ. Когда победитель определен, с ним заключается договор.

О том, кто может стать исполнителем договора по 223-ФЗ, вы можете узнать из этого материала.

Закупки у единственного поставщика по 223-ФЗ в 2021 году

Закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) является достаточно популярным способом закупки у заказчиков по 223 ФЗ, так как в 2021 году законодательством по-прежнему не установлено каких-либо ограничений для приобретения товаров, работ и услуг напрямую, без проведения конкурентных процедур.

  • Единственным необходимым условием является установление возможных случаев осуществления закупок у единственного поставщика в Положении о закупке (ч.2 ст.2, ч.3.2 ст. 3 закона 223-ФЗ).

Наиболее частыми случаями закупок у единственного поставщика являются закупки на небольшую сумму (так называемые закупки малого объема), например, не больше 100 или 500 тыс. руб., приобретение услуг естественных монополий, услуг по электроснабжению, водоснабжению, водоотведению, услуг связи, почты и предоставления доступа к сети Интернет, расходы по направлению сотрудников в командировки, закупки уникальных товаров, работ и услуг, заключение договоров по итогам несостоявшихся конкурентных процедур и т.д.

От того, насколько тщательно заказчик подойдет к составлению данного перечня, будет зависеть отсутствие к нему возможных претензий со стороны недовольных поставщиков и проверяющих органов.

  • Другой важной особенностью проведения в 2021 году прямых закупок на сумму более 100 (500) тысяч рублей является то, что закон 223 ФЗ дает заказчикам возможность не размещать в Единой информационной системе информацию о них, а именно извещение, документацию и проект договора. Но при желании можно предусмотреть в Положении, что данные документы будут размещаться.

В любом случае информацию о таких закупках необходимо включать в план закупок (ч.15 ст.4 закона 223-ФЗ), а сведения о заключении договоров по итогам данных закупок размещать в реестре договоров в течение 3 рабочих дней (ч.2 ст.4.1 закона 223 ФЗ).

Исключениями из данного требования являются договоры на оказание различного рода финансовых услуг (вклады, кредиты, займы, доверительное управление, РКО и т.п.), а также договоры купли-продажи, аренды (субаренды), доверительного управления государственным или муниципальным имуществом, иные договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении недвижимого имущества. Информацию о таких закупках не требуется (но не запрещается) включать в план и в реестр договоров, независимо от их суммы.

При размещении сведений о договоре c единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) в реестре с 2021 года необходимо указывать цену единицы товара, работы, услуги. А результаты исполнения договора теперь необходимо размещать по итогам каждой приемки и оплаты, а не после полного исполнения, как было ранее. Срок остался прежним – 10 календарных дней.

  • Еще одно ключевое изменение в законе 223-ФЗ связано с вступлением в силу 16 апреля 2021 года закона 86-ФЗ, который обязывает заказчиков предусмотреть в Положении о закупке порядок определения и обоснования цены договора, заключаемого с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком), включая порядок определения формулы цены, устанавливающей правила расчета сумм, подлежащих уплате заказчиком поставщику в ходе исполнения договора, определения и обоснования цены единицы товара, работы, услуги, определения максимального значения цены договора. На внесение соответствующих корректировок у заказчиков есть 90 дней, то есть до 15 июля включительно. До момента корректировки Положения договоры можно заключать по старым правилам.

Отличие договора состоит в том, что он распространяется и на устные договоренности сторон.

Особенностями госконтракта по 44-ФЗ являются следующие моменты: Одной из сторон является госзаказчик.

Сроки подписания четко регламентированы 44-ФЗ (например, для аукциона – не ранее 10 дней после публикации итогового протокола). Условия обязательно включают неизменность цены и ее твердое значение, ответственность поставщика за срыв контракта, сроки оплаты и порядок ее внесения, требования обеспечения, порядок приемки, условия отказа от контракта и пр.

Для некоторых видов контрактов в ЕИС сегодня содержится 9 обязательных для применения документов при проведении закупки в соответствующей отрасли: на поставку медизделий, оказание выставочных услуг, обслуживание автотранспорта и пр. Когда стороны подписывают договор, а когда – контракт В 44-ФЗ не содержится каких-либо дополнительных указаний и требований о том, что документ с условиями исполнения госзаказа требуется именовать именно «контрактом» или «договором».

При этом исходя из положений ст. 431 ГК и пп. 1,6 ст. 13 АПК при рассмотрении спора по договору в судебном порядке суд будет учитывать существо отношений, которые он регулирует. То есть не будет иметь значения, договор ли подписан сторонами или контракт, ни прочая терминология.

Соответственно, любой подписанный государственным или муниципальным заказчиком договор на выполнение строительных или подрядных работ будет квалифицирован по нормам параграфа 5, гл. 37 ГК как контракт на подрядные работы, а договор на поставку товара по параграфу 4 гл. 30 «Купля-продажа» как контракт на поставку.

Согласно рекомендациям Минэкономразвития по письму №Д28и-1889 от 2014 года, при выборе формы оформления сделки по 44-ФЗ следует придерживаться таких наименований: бюджетным учреждениям – подписывать гражданско-правовые договоры; муниципальным образованиям – муниципальные контракты; органам госвласти, внебюджетным фондам, казенным учреждениям – государственные контракты.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]