Изменения в закупках у субъектов МСП в 2021 году по Закону № 223-ФЗ

    On 27.09.2018 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, ЕИС, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, СМП, Спецсчет, Статьи, Электронный аукцион, ЭТП

Продолжаем рассказывать о поправках в закупочное законодательство, которые вступят или уже вступили в силу в 2021 году. Сегодня речь пойдет об изменениях для заказчиков по 223-ФЗ в части закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Они внесены законом № 505-ФЗ от 31 декабря 2021, а также постановлениями Правительства.

Электронная форма

Закупки, которые организуются исключительно для МСП, должны будут проводиться строго в электронной форме. Это положение будет закреплено в части 2 статьи 3 закона 223-ФЗ и начнет действовать с 1 июля 2021 года.

С той же даты в законе появится новая статья 3.4, которая будет регулировать проведение электронных процедур для МСП. В частности, предусмотрен ограниченный перечень способов определения поставщика, а именно:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2021 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  • конкурс в электронной форме;
  • аукцион в электронной форме;
  • запрос котировок в электронной форме;
  • запрос предложений в электронной форме.

Выбрать иной способ определения поставщика для закупок у МСП заказчики по 223-ФЗ не смогут.

Проводиться торги для малого и среднего бизнеса должны на ЭТП, удовлетворяющих требованиям закона 44-ФЗ и дополнительным требованиям, предусмотренным правительством. Список федеральных площадок, на которых можно будет проводить процедуры для МСП по 223-ФЗ, будет дополнительно утвержден.

ЭТП, на которых проводятся торги по 44-ФЗ

Кроме того, в новой статье 3.4 будут прописаны особенности каждой процедуры, в том числе:

  • порядок и сроки проведения;
  • ценовые ограничения;
  • правила подачи заявки;
  • порядок обеспечения заявки (например, если она обеспечивается деньгами, то средства должны вноситься на спецсчет в банке из перечня, определенного Правительством в соответствии с законом 44-ФЗ).

При нарушениях, допущенных заказчиком по 223-ФЗ, в том числе неосуществлении закупок у МСП, ему полагается наказание в виде обязанности применять положения закона 44-ФЗ. В поправках уточнено, что в этом случае заказчик должен применять нормы закона 44-ФЗ, которые прямо указаны в 223-ФЗ (часть 8.1 статьи 3, которая появится в 223-ФЗ с 1 июля 2021 года).

Новый объем закупок

Общий объем закупок, которые заказчики по 223-ФЗ должны осуществлять у МСП, остается на прежнем уровне. Это 18% от годового объема. А вот объем прямых закупок у МСП, то есть тех, которые проводятся исключительно среди таких субъектов, изменился. До 1 января текущего года в соответствии с постановлением Правительства № 1352 он составлял 10%.

С начала 2021 года вступило в силу новое постановление № 819 от 19 августа 2021 года. Так вот, в соответствии с ним, объем закупок, прдназначенных исключительно для МСП, вырос с 10 до 15%.

Ответственность за неоплату по 223-ФЗ

Порядок взаиморасчетов прописывается в контракте. Любая неоплата по контракту 223-ФЗ влечет ответственность в виде денежных компенсаций:

  1. Уплата договорных пени — денежная ответственность за просрочку исполнения обязательств, которые контрагент насчитает за каждый день просрочки.
  2. Судебные издержки — если контрагент подаст в суд и выиграет его, все его судебные затраты падут на проигравшего заказчика.

ВАЖНО!

С 02.01.2021 вступил в силу закон о штрафах за просрочку платежей по договору или отдельному этапу субъектам малого предпринимательства — ФЗ № 454 от 22.12.2020. Теперь штраф за нарушенный срок оплаты СМП по 223-ФЗ составит (ч. 9 ст. 7.32.3 КоАП РФ):

  • для должностных лиц — от 30 000 до 50 000 рублей;
  • для юридических лиц — от 50 000 до 100 000 рублей.

Кто должен закупаться у МСП

В соответствии с постановлением от 15 ноября 2021 № 1383, с 1 января расширился список категорий заказчиков, которые должны заключать договоры с субъектами малого и среднего бизнеса в размере 18% от общего годового объема закупок. Теперь это организации трех типов:

  • заказчики, чей годовой объем выручки более 500 млн рублей;
  • заказчики, в том числе кредитные организации, величина активов которых более 500 млн рублей, при условии, что они сами не относятся к категории МСП;
  • автономные учреждения, которые в предыдущем году совершили закупок (имеются в виду заключенные договоры) на сумму более 250 млн рублей.

Изменения в закупках у субъектов МСП в 2021 году по Закону № 223-ФЗ

Новые критерии отбора заказчиков, которые должны закупаться у малых и средних предпринимателей

В соответствии с положениями Закона № 223 (изменения внесены в правительственное постановление № 1352 от 11.12.2014 г.) закупку продукции у субъектов СМП с 01.01.2018 г. (объем размещенных закупок за год у субъектов СМП должен быть не меньше 18 процентов от годового совокупного объема договоров в стоимостном выражении, а размер заключенных договоров — не меньше 10% от общей стоимости всех договоров) должны проводить организации-заказчики:

  • юридические лица, годовой объем выручки которых за предшествующий год (календарный) составил больше 500 млн. рублей;
  • кредитные организации, а также юридические лица по Закону № 223, активы которых за предшествующий год (календарный) превысили 500 млн. рублей.

Данное требование применяться не будет, если такой заказчик сам относится к числу субъектов среднего и малого бизнеса, кроме автономного учреждения, у которого общая стоимость контрактов, заключенных по итогам проведенных закупок товаров за предшествующий год (календарный), составила больше 250 млн. рублей.

Контроль за закупками, проходящими у субъектов МСП

1. Изменены критерии, которыми нужно руководствоваться при оценке соответствия проектов планов закупок проектам изменений в эти планы (изменения в правительственное постановление № 1169 от 29.10.2015 г., вступают в силу с 01.03.2018 г.):

  • Общая стоимость контрактов заказчика, заключенных по итогам проведения закупки товаров за предшествующий год (календарный), должна составлять более 1 млрд. рублей. Здесь речь идет о заказчиках, перечисленных в постановлении № 1169 (пункт 3, подпункт «а»).
  • Общая стоимость договоров, заключенных заказчиком по итогам закупки за предшествующий год (календарный), должна составлять более 50 млн. рублей. Здесь речь идет о госзаказчиках, перечисленных в постановлении № 1169 (пункт 3, подпункт «б»).
  • Величина активов либо годовой объем выручки кредитной организации или заказчика за предыдущий год (календарный) должен составлять более 500 млн. рублей. При этом перечень включает заказчиков, работающих по Закону № 223, созданные по Закону № 223 госкомпании, годовой объем выручки которых составляет не больше 500 млн. рублей, заказчиков, указанных в постановлении № 1352 (абзацы 6 и 8, пункт 2), юридических лиц, работающих по Закону № 223 и имеющих годовой объем выручки больше 500 млн. рублей, юридических лиц, работающих по Закону № 223 и кредитных организаций, величина активов которых составляет больше 500 млн. рублей.

Исключение: заказчики-субъекты СМП, кроме автономного учреждения, общая стоимость договоров которого по итогам закупки за предшествующий год (календарный) составила больше 250 млн. рублей.

2. Мониторинг соответствия планов-графиков и изменений в планы-графики будет проводиться в отношении следующих заказчиков (в соответствии с изменениями в правительственным постановлением № 1383 от 15.11 2021 г., вступающими в силу с 01.06.2017 г.):

  • Федеральных автономных учреждений и заказчиков с общим объемом заключенных контрактов за предшествующий год (календарный) от 250 млн. до 1 млрд. рублей. Здесь речь идет о госзаказчиках, перечисленных в постановлении № 1169 (пункт 3, подпункт «б»).
  • Дочерних хозяйственных обществ, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит государственным компаниям, созданным в соответствии с Законом № 223.
  • Дочерних хозяйственных обществ, более 50 процентов уставного капитала которых принадлежит дочерним обществам.
  • Автономных учреждений и заказчиков, годовой объем выручки либо величина активов которых за предшествующий год (календарный) составляет более 10 млрд. рублей. Здесь речь идет о госзаказчиках, перечисленных в постановлении № 1169 (пункт 3, подпункт «б»).
  • Заказчиков, у которых контракты по итогам закупки за предшествующий год (календарный) заключены в сумме меньше 50 млн. рублей. Здесь речь идет о госзаказчиках, перечисленных в постановлении № 1169 (пункт 3, подпункт «б»).

Теги: изменения, Закон № 223,

28 ноября 2017

Количество просмотров: 3425

Пожалуйста, оцените, насколько был полезен данный материал.

Рейтинг: 5/5 — 2 голосов

Похожие статьи:

  • Утвержден регламент проведения проверки поставленных товаров с использованием и видео и фототехники на соответствие информации по контракту (562)
  • ФАС РФ: при проведении повторной закупки в области строительства участнику будет достаточно подать «согласие» на участие (493)
  • ВС России разобрался, с какой даты считать срок исковой давности при изменении цены государственного контракта (473)

Комментарии ()

Написать комментарий

Изменение отчета по закупкам у МСП

С 2021 года отчет по закупкам у субъектов малого и среднего предпринимательства получил новую форму. Что конкретно изменилось?

  1. Информация о договорах по каждой категории субъектов МСП теперь указывается отдельно.
  2. Договоры, заключенные на срок более 5 лет, составляют отдельную категорию.
  3. Отдельно указывается количество договоров, которые были оплачены в текущем году, но исполняться будут и после его окончания.

Напоминаем, что отчет по закупкам у МСП, произведенным в 2017 году, необходимо опубликовать в ЕИС до 1 февраля 2018 года.

Кратко о других изменениях в 223-ФЗ, которые вступят в силу в 2018 году, читайте в этом материале.

Статус субъекта малого и среднего предпринимательства, особенности, отчетность.

Рынок корпоративных закупок – лакомый кусок контрактной системы, который долгое время был недоступен для малого и среднего бизнеса. Особые госзаказчики выбирали для своих тендеров более серьезных поставщиков, а 223-ФЗ не сильно их в этом ограничивал. Однако в мае 2013 года вышло распоряжение Правительства РФ №867-р, призванное расширить доступ субъектам малого и среднего предпринимательства (СМСП) к закупкам монополий и компаний с государственным участием.

План мероприятий предполагает снятие барьеров для участия малого и среднего бизнеса в тендерах по 223-ФЗ и увеличение доли закупок у субъектов МСП. Нормы коснулись только отдельных государственных заказчиков, перечисленных в постановлении Правительства №1352 . Также постановление регулирует годовой объем закупок у субъектов МСП, особенности их проведения и требования к отчетности.

В соответствии с Федеральным Законом 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» субъекты МСП – это юридические лица и ИП, относящиеся к микро-, малым и средним предприятиям по следующим критериям:

1. Для юридических лиц:

  • Доля государственного, муниципального участия, а также участия религиозных, благотворительных организаций и иностранного капитала в уставном фонде не превышает 25%.
  • Доля, принадлежащая одному или нескольким ЮЛ, не относящимся к субъектам МСП, не превышает 25%. Требование не распространяется на компании, занимающиеся программированием, разработкой баз данных и других технологичных продуктов, исключительные права на которые принадлежат их учредителям – бюджетным и автономным научным учреждениям.
  • Средняя численность персонала за предыдущий календарный год составляет: до 15 человек для микропредприятий; 15-100 человек для малых предприятий; 101-250 для средних предприятий.
  • Выручка без НДС или балансовая стоимость активов за предыдущий календарный год не превышает: 60 миллионов рублей для микропредприятий; 400 миллионов для малых предприятий; 1000 миллионов для средних предприятий.

Документом, подтверждающим статус субъекта малого и среднего предпринимательства, считается декларация, форма которой есть в приложении к Постановлению №1352. С 2021 года Федеральной налоговой службой ведется реестр субъектов МСП, поэтому подтверждением статуса может также служить выписка из него.

Какие заказчики обязаны осуществлять закупки у СМП в 2018 году

С 1 января 2021 года обязанность заключать контракты с субъектами малого и среднего предпринимательства по 223-ФЗ возложена на заказчиков, именуемых в законе “отдельными”:

  • Компании с годовым объемом выручки за предшествующий календарный год более 2 миллиардов рублей. Причем во внимание берется именно показатель выручки от продажи товаров / работ / услуг – то есть собственная прибыль компании. А, например, государственные субсидии в выручку не засчитываются – это “прочие доходы”.
  • Государственные компании, созданные на основании федерального закона (например, ГК Автодор).

Кроме “отдельных” закон предусматривает “конкретных” заказчиков:

Особенности осуществления закупок по 223-ФЗ у СМП

Если начальная цена контракта по закупке меньше 50 миллионов рублей, заказчик обязан провести ее среди субъектов малого и среднего предпринимательства. Если больше – может привлекать любых поставщиков.

В выборе типа тендеров закон заказчиков не ограничивает: у среднего предпринимательства можно закупать товары / работы / услуги как на конкурсной основе, так и в форме закупки у единственного поставщика. Можно выбрать и долю участия СМП в тендере:

  • В закупке принимают участие любые поставщики, в том числе СМСП.
  • Закупка только среди субъектов МСП.
  • Закупка с обязательным условием привлечения малого и среднего бизнеса в качестве субподрядчиков.

Всего для “отдельных” заказчиков объем закупок у СМП за год должен составлять 18% в стоимостном выражении. Доля закупок среди одних только СМП – 10%. При этом в годовой объем закупок заказчика не засчитываются некоторые специфичные виды товаров, работ и услуг , которые не могут быть произведены субъектами МСП.

Например, услуги образовательных организаций. “Конкретные” заказчики обязаны закупать у СМП инновационную и высокотехнологичную продукцию в размере 5% годового объема закупок.

За неисполнение обязанностей по закупкам у субъектов МСП заказчиков ждут штрафные санкции. Вступившая в силу с января 2017 часть 8.1 статьи 3 Федерального Закона 223-ФЗ предусматривает за это наказание в виде перевода заказчика на закупки по 44-ФЗ в течение следующего календарного года, начиная с 1 февраля.

Если вас интересуют закупки у СМП, то расширенная версия поиска тендеров Синапс.Про поможет выделить их из общей массы благодаря соответствующим настройкам.

Отчет об объеме закупок у СМП

  1. Ежемесячно все государственные заказчики оформляют отчет о количестве и общей стоимости договоров, заключенных с субъектами МСП – пункт 4 части 19 статьи 4 Федерального Закона 223-ФЗ.
  2. Ежегодно “отдельные” заказчики оформляют отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП и публикуют его в ЕИС – часть 21 статьи 4 Федерального Закона 223-ФЗ. Форма отчета об объеме закупок у СМП утверждена Постановлением №1352.
  3. Ежегодно “конкретные” заказчики, которые обязаны закупать у СМП инновационную продукцию, дополнительно формируют отчет о ее закупках и публикуют его в ЕИС – Постановление №1442 .

Проверьте себя, ответив на вопросы:

1. Доход госзаказчика за предыдущий календарный год составил 2,5 миллиарда рублей. Из них 1 миллиард поступил в виде государственной субсидии и в балансе отражен как “прочие доходы”. Обязан ли заказчик совершать закупки у субъектов МСП в текущем году, в каком объеме?

Да, 18% – нет, из 2,5 миллиардов дохода только 1,5 относятся к выручке компании. Под действие постановления подпадают те заказчики, собственная выручка которых превышает 2 миллиарда.

Да, 10% – советуем перечитать материал еще раз.

2. Что ожидает заказчика, осуществляющего закупки по 223-ФЗ, если в течение календарного года он закупил продукции у малого и среднего предпринимательства в недостаточном объеме?

Штраф до 300 тысяч рублей – неверно, вернитесь к главе “Особенности осуществления закупок по 223-ФЗ у СМП”.

В течение одного календарного года этот заказчик будет обязан руководствоваться 44-ФЗ – именно так.

Обязанность докупить товаров, работ или услуг у СМСП до необходимого объема до 1 февраля следующего календарного года – нет, перечитайте главу “Особенности осуществления закупок по 223-ФЗ у СМП”.

3. ГК Автодор осуществляет закупку на 300 тысяч рублей. Такая закупка будет производиться:

Только среди субъектов МСП, так как ГК Автодор относится к “отдельным” заказчикам, имеющим обязанность закупать у СМП, а начальная цена контракта меньше 50 миллионов рублей – верно!

Среди неограниченного круга лиц, так как ГК Автодор относится к “отдельным” заказчикам, имеющим обязанность закупать у СМП, но начальная цена контракта выше 50 тысяч рублей – неправильно, советуем еще раз ознакомиться с материалом статьи.

Среди неограниченного круга лиц, так как заказчик не имеет обязанности закупать у СМП – нет, ГК Автодор относится к “отдельным” заказчикам, на которых с 2021 года возложена обязанность совершать закупки у СМП в определенном, предусмотренном Законом, объеме.

Как осуществляется оплата

223-ФЗ регулирует закупочную деятельность отдельных категорий юридических лиц: госкорпораций и бюджетных учреждений, имеющих внебюджетные доходы. Эти закупки проводятся по правилам, которые установлены организацией. Заказчик определяет порядок оплаты по 223-ФЗ положением о закупке — внутренним документом организации, принимаемым для более подробного регулирования закупочного процесса, поскольку сам 223-ФЗ устанавливает лишь общие, базовые правила.

Положение о закупке предусматривает требования к тому, как оплачиваются товары, работы или услуги по договорам. Например:

  • график оплаты за поставку товара по 223-ФЗ;
  • допустимость авансирования и его объем;
  • возможность поэтапной оплаты.

Максимальные сроки оплаты контракта по 223-ФЗ не предусмотрены. Они устанавливаются положением о закупке.

Исключение составляют закупки, проводимые среди субъектов малого предпринимательства и самозанятых. В обновленной редакции постановления правительства РФ 11.12.2014 № 1352 установлены особые условия оплаты для СМП по 223-ФЗ, в том числе и сроки.

Используйте бесплатно инструкции от экспертов КонсультантПлюс, чтобы провести закупку у СМП и самозанятых без ошибок и нарушений.

В пунктах 14(3), 28 и 32 (1) строго закреплено, 15 календарных или рабочих дней оплата СМП по 223-ФЗ, — поставленные товары, работы и услуги заказчик оплачивает в течение 15 рабочих дней после подписания документов о приемке с субъектом малого предпринимательства или самозанятым. Обязательно укажите такое условие в проекте договора и извещении. Но если в закупке, организованной для всех участников (не только для СМП), победил представитель малого бизнеса и самозанятый, то вы вправе установить другой срок перечисления денег в условиях договора (постановления Арбитражного суда Северо-Западного округа № Ф07-16068/2019 от 21.02.2020 по делу № А56-167042/2018, Волго-Вятского округа № Ф01-2914/2018 от 02.08.2018 по делу № А11-7390/2017).

Сроки оплаты по договору по 223-фз

ВАЖНО!

Госдума рассматривает законопроект о внесении изменений в 223-ФЗ. Хотят прописать предельные сроки перечисления денег по всем договорам. Предлагается по аналогии с 44-ФЗ ввести предельный 30-дневный срок перечисления. Это позволит ограничить злоупотребления со стороны организаций, необоснованно растягивающих срок оплаты.

Помимо решения вопроса о том, в какие сроки оплата по 223-ФЗ, в положении о закупке и договоре между сторонами необходимо прописать:

  • какова форма выплаты: будут ли деньги перечислены в безналичной форме или выплачены наличными;
  • порядок выплаты средств: есть ли по соглашению аванс и сколько процентов от общей суммы соглашения он составляет, оплачивается ли договор поэтапно или единым платежом по факту выполнения всего объема работ;
  • что считать моментом исполнения обязанности компании: момент списания денежных средств со счета или момент зачисления. Первый вариант удобнее, потому что заказчик не несет ответственность за задержку перечисления, вызванную проблемами банков;
  • когда заказчику предоставляется отсрочка платежа по 223-ФЗ в 2021 году. Законом это не урегулировано, стороны вправе договориться на обоюдно выгодные условия и прописать их в договоре.

Каковы особенности проведения закупок у СМП для заказчиков работающих по 223-ФЗ?

Ольга Беляева

Возник вопрос по поводу субъектов малого и среднего предпринимательства. Нигде не нахожу ответ на этот вопрос и нормативного подтверждения по закупкам до 100 тыс. руб. по Закону № 223-ФЗ. Предположим, заказчик разработает и утвердит перечень по новому классификатору ОКПД на 2021 г. согласно постановлению Правительства РФ от 11.12.2014 г. № 1352, и при проведении закупки на сумму до 100 тыс. руб., которая не размещается на официальном сайте, но закупка по номенклатуре попадет в это перечень СМиСП: 1) Сможем ли мы как обычно заключать договор независимо от утвержденной номенклатуры по СМ и СП? 2) Или нам придется объявлять в обязательном порядке закупку до 100 тыс. руб. как с субъектами малого и среднего предпринимательства? 3) Возможно ли сделать пометку к данному перечню о том, что если эта закупка не превышает 100 тыс. руб., то заказчик не обязан осуществлять такие закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства и размещать извещение и документацию на официальном сайте?

Ответ: Отвечу по порядку вопросов. 1) Можно закупать, но у СМ и СП; 2) Объявлять конкурентные закупки необязательно; 3) Нет, нельзя.

Закупки у СМП по 223 ФЗ

Предоплата от заказчика по 223-ФЗ может доходить даже до 100%

Оплата по договору проводится строго в срок от 5 до 15 дней

Размер обеспечения заявки для СМиСП сокращен до 2%

  • Главная
  • Помощь в торгах и тендерах
  • Закупки у СМП по 223 ФЗ

Субъекты малого и среднего предпринимательства — компании, которые соответствуют определенным критериям (выручка, численность работников и пр, ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Такие компании сокращенно называют: СМиСП, СМП, ССП. В статье будем использовать сокращение СМиСП.

Часть 8 статьи 4 Закона 223 ФЗ закрепляет право Правительства РФ установить особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства (далее – СМП) в закупке, осуществляемой отдельными заказчиками, годовой объем закупки, который данные заказчики обязаны осуществить у таких субъектов, порядок расчета указанного объема, а также форму годового отчета о закупке у СМП и требования к содержанию этого отчета.

Также реализовано Постановление Правительства РФ от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельных видов юридических лиц»

Положением предусмотрено, что годовой объем закупок отдельных категорий заказчиков у субъектов малого и среднего предпринимательства (далее — СМСП) должен составлять не менее 18% от совокупной годовой стоимости договоров, заключенных по результатам закупок. При этом общая стоимость договоров, заключенных по результатам закупок, участниками которых могут быть только СМСП, должна составлять не менее 10% от совокупного годового объема (п. 5 Положения).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ(с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

Результат в цифрах:

100%

составляет размер максимального авансирования по коммерческим закупкам для СМиСП

Эксперты Центра Поддержки Предпринимательства, изучив все существующие программы поддержки малого бизнеса, используя накопленный опыт, и тесное взаимодействие с различными государственными структурами, разработали уникальную схему работы по комплексному сопровождению государственных и коммерческих тендеров для малого бизнеса, по условиям которой Вы получите выгодные контракты с авансированием и со всеми возможными преимуществами, а также с минимальными затратами!

И мы поможем Вам реализовать идею Вашей мечты!

Основные преимущества закупок субъектов МСП по 223-ФЗ

ФЗ применяет обозначение субъекты МСП — «Малого и Среднего Предпринимательства». В законодательстве не утвержден формат участия малого бизнеса в конкурентных отборах, но существует Постановление Правительства № 1352, определяющее условия подобных тендеров. Регламентирует работу по данному постановлению Акционерное Общество «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства».

Утверждены условия закупок: если доход корпорации более 2 млрд. рублей, то с 2021 года такие компании обязаны выделить для МСП тендеров и закупок у единственного поставщика не менее, чем на 18% от годового объема сделок. Организация утверждает в своем положении о закупочной деятельности ОКПД2 всех товаров, работ и услуг, которые будут закупаться в рамках поддержки у субъектов МСП. При стоимости контракта менее 50 млн. рублей, заказчик в обязательном порядке проводит тендер для субъектов МСП. Для того чтобы получить

В случае, если организация не разместит для субъектов МСП нужное количество тендеров и не опубликует данные об этом или опубликует неверную информацию, то с 1 февраля и до конца календарного года заказчику придется размещать контракты в рамках 44-ФЗ, а он, как известно, намного строже — это повлечет за собой огромные финансовые потери.

Виды тендеров определяет сама организация в своем положении о закупочной деятельности. Малое предприятие может поучаствовать в тендере или в закупке у единственного поставщика, а также выйти на аукционом с условием привлечь МСП на субподряд.

Для подачи документации на тендер, также как и по 44-ФЗ, поставщики прикладывают декларацию о соответствии СМП. А с 2017 года предоставляется выписка ФНС из нового Единого реестра СМП.

Результат в цифрах:

18%

обязаны закупать у малого бизнеса все заказчики по 223 ФЗ

Льготы по тендерам для малого бизнеса в рамках 223 ФЗ:

  • Авансирование по закупкам утверждается от 30% до 100%;
  • Сроки расчетов по выполненным работам — строго от 5 до 15 дней;
  • Размер обеспечения заявки не может быть более 2%;
  • Обеспечение исполнения контракта часто отсутствует;
  • На тендеры не могут подаваться крупные компании-конкуренты;
  • Программа партнерства с дополнительными льготами и возможностью работы без тендера.

И мы найдем Вам подходящие тендеры и прямые контракты!

Требования по проведению закупок у малого бизнеса по 223 ФЗ

В рамках исполнения требований федерального закона и программы развития малого бизнеса, все заказчики обязаны проводить следующие действия:

  1. Рассчитать стоимостной совокупный годовой объем закупок у СМП;
  2. Разработать и утвердить Перечень товаров, работ, услуг, закупка которых будет осуществляться у СМП, и опубликовать его в ЕИС. Такой перечень необходим заказчику, чтобы выбрать 10%-объем закупок у СМП. Если перечня нет, заказчик не имеет право проводить закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  3. Утвердить План закупок у СМП и ССП, в который включаются ТРУ из Перечня ТРУ для закупки исключительно у СМП и ССП (п.5 (1) Постановления Правительства РФ № 1352). Напомним, до конца 2015 года у заказчика не было обязанности отдельно отражать в Плане закупок те закупки, которые он будет проводить среди субъектов малого и среднего предпринимательства;
  4. В рамках календарного года закупить у СМП 18%, причем 10% из них согласно Плану закупки исключительно у субъектов малого и среднего предпринимательства;
  5. Опубликовать отчет не позднее 01.02.2017 года. Если заказчик не выберет установленный объем закупок у СМП, не разместит отчет в указанный срок, то в 2021 году положение о закупках считается неразмещенным. После февраля 2021 года такому заказчику придется проводить закупки по правилам 44-ФЗ, потеряв льготы по 223-ФЗ.

Закупки у СМП могут осуществляться любым способом и в любой форме. Для того чтобы исполнить норматив, ПП РФ 1352 предусматривает 3 механизма.

  1. Во-первых, в 18% можно включать договоры, заключенные с СМП, которые победили в закупках, проводимых среди всех поставщиков (например, была объявлена обычная закупка, а победил в ней СМП);
  2. Во-вторых, закупки, участниками которых могут быть только СМП. Это конкурентные закупки, для проведения которых утверждается перечень товаров, работ, услуг (см. ниже). Договоры по результатам этих закупок попадают в норматив 10% закупок только у СМП;
  3. В-третьих, в счет выполнения норматива идут договоры, заключенные участниками (исполнителями, подрядчиками) с соисполнителями из числа СМП. То есть, договоры, заключенные по результатам закупок, в которых было требование к победителю о том, что для исполнения договора он должен привлечь субподрядчиков из числа СМП. Такие договоры также попадают в общее число договоров, заключенных с СМП (18%).

Поскольку многим крупным компаниям проще заплатить штраф, чем выполнить норматив закупок у СМП, в 223-ФЗ введена довольно жесткая мера: если заказчик не выполнит норматив закупок у СМП (либо разместит недостоверную информацию о годовом объеме закупок у СМП или не разместит информацию вообще), то его положение о закупке будет признано неразмещенным и с 1 февраля до конца года, он должен будет проводить закупки в соответствии с 44-ФЗ (с 01.01.2016: ч.8.1. ст.3 Закона 223-ФЗ).

И мы проверим, подходит ли Ваша фирма для работы на льготных условиях!

Последние изменения

11.02.2021 на сайте проектов нормативных актов опубликовали проект постановления правительства, который изменяет постановление правительства №1352 от 11.12.2014 об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в тендерах по 223-ФЗ.
Минфин планирует изменить п. 8 этого постановления и обязать заказчиков утверждать перечень товаров, работ, услуг для проведения всех закупок среди субъектов малого и среднего предпринимательства по пп. «б» п. 4 постановления правительства №1352. Нынешняя редакция этого пункта предусматривает обязанность утвердить этот перечень для проведения торгов, иных способов закупки, которые предусмотрены положением о закупке среди МСП по пп. «б» п. 4 постановления №1352.

Подробнее: «Как работать с перечнем товаров для СМП».

Новая редакция этого пункта по-прежнему не исключает закупки товаров, работ, услуг, включенных в такой перечень, у любых лиц, в т. ч. не у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Кроме этого, планируют внести поправки в п. 18 постановления правительства №1352 и обязать заказчиков приобретать у малого бизнеса товары, работы, услуги из перечня по результатам тендеров с начальной максимальной ценой договора до 800 млн руб. В действующей редакции этот размер составляет 200 млн руб.

А п. 19 постановления №1352 планируют признать утратившим силу. Сейчас в этом пункте заложено право заказчика приобрести товары, работы, услуги из перечня у субъектов МСП по результатам тендеров с НМЦД от 200 млн руб. до 400 млн руб.

ВАЖНО!

Планируется, что изменения вступят в силу с 01.10.2021.

В пояснительной записке указано, что цель изменений — повышение возможности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в тендерах по 223-ФЗ.

Напомним, что сейчас для госкомпаний установлена квота на закупки у субъектов МСП. В прошлом году правительство увеличило ее с 18% до 20% от совокупного годового стоимостного объема договоров госкомпаний. Срок оплаты заказчика по договору сократили с 30 до 15 рабочих дней. В 2021 году ввели административную ответственность за нарушение сроков оплаты. Подробнее: «Глобальная реформа 223-ФЗ: что изменилось с 01.01.2021».

об изменении ПП №1352

Напомним, что с 01.04.2021 вступает в силу федеральный закон №452-ФЗ от 22.12.2020, который изменит особенности конкурентных электронных закупок среди СМСП по 223-ФЗ. Подробнее: «Проводим конкурентную закупку по 223-ФЗ: изменения с 2021 года».

Из-за последних изменений статья стала неактуальна!

Мы уже обновляем ее и скоро переопубликуем. Чтобы разобраться в новых правилах прямо сейчас, используйте бесплатный доступ к материалам КонсультантПлюс.

Получить бесплатно на 2 дня

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: