Ответственность поставщиков по 44-ФЗ
Если исполнитель (подрядчик, поставщик) нарушил условия договора, заказчик может направить ему требование о выплате неустойки (пени, штрафа). Закон 44-ФЗ делит нарушения на два основных типа:
- Ненадлежащее выполнение обязательств, за что заказчик вправе потребовать штраф.
- Просрочка выполнения контракта, за которую начисляются пени.
Что изменилось в сфере закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ в условиях пандемии, подробнее в теме “Изменения 44-ФЗ и 223-ФЗ из-за пандемии коронавируса“.
Ненадлежащее выполнение — это результат (поставленный товар или оказанная услуга), который не отвечает заявленным требованиям. К примеру, прочность металлоконструкций отличается от прописанных в контракте допустимых значений.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Просрочка — когда исполнитель не уложился в сроки, указанные в госконтракте.
В связи с неисполнением обязательств в определенные контрактом сроки заказчик имеет право обратиться в арбитражный суд с требованием о расторжении контракта. Подробнее в теме “Расторжение контракта по 44-ФЗ“.
Расчет штрафов по 44-ФЗ
Система расчёта штрафов регламентирована постановлением Правительства РФ от 30.08.17 № 1042. Конкретный процент штрафа выбирается в зависимости от итоговой суммы контракта или цены за его отдельный этап, а не от первоначальной максимальной суммы.
Сумма контракта, руб. | ниже 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100-500 млн | 500 млн до — 1 млрд | 1-2 млрд | 2-5 млрд | 5-10 млрд | 10 млрд и выше |
Штраф, % | 10 | 5 | 1 | 0,5 | 0,4 | 0,3 | 0,25 | 0,2 | 0,1 |
Внимание! Сумма всех начисленных штрафов за невыполнение или ненадлежащее выполнение участником обязательств по контракту, не должно быть выше цены этого контракта.
Штрафы для СМП и СОНКО
Положение субъектов среднего и малого предпринимательства (СМП) и социально ориентированных некоммерческих организаций (СОНКО) несколько легче. Для таких поставщиков штрафные ставки гораздо ниже — 1% от суммы контракта (цены его этапа), однако, не ниже 1000 руб. и не более 5000 руб.
Штрафы за нарушения обязательств без стоимостного выражения
У некоторых обязательств отсутствует стоимостное выражение. За их нарушение тоже полагается штраф. Это может быть, к примеру, задержка доставки товара, бракованный товар, отсутствие сопроводительных документов на поставленные товары и т.п.
НМЦК, руб. | Менее 3 млн | 3-50 млн | 50-100 млн | 100 млн и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 000 | 100 000 |
Внимание! Заказчик обязан указать такие обязательства, а также штрафы за их нарушение, ещё в проекте контракта. В противном случае штрафовать будут уже заказчика — за некорректно оформленную документацию.
Расчет пени по 44-ФЗ
Схема расчёта пеней прописана в части 7 статьи 34 Закона № 44-ФЗ. Пени считаются как 1/300 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы контракта и длительности просрочки, то есть:
Пени = Сумма контракта × (1/300 × Ключевая ставка) × число дней просрочки
Когда часть работы по контракту уже успешно выполнена, это следует учесть при расчёте пени: сумма контракта уменьшается на объём сделанной работы.
Внимание! Пени не начисляются за те дни, которые потребовались клиенту для приёмки товара (установлено письмом Минфина от 07.11.17 № 24-03-08/73293).
Рассчитывая пени, следует исходить из размера ключевой ставки, заданного ЦБ РФ — 1/300. Даже если оба участника согласились бы изменить его, делать этого ни в коем случае нельзя (так решил Арбитражный суд Центрального округа от 26.03.15 по делу № А64-3838/2014).
Штрафы и пени для заказчиков по 44-ФЗ, все штрафы указаны в рублях, сумма меняется в зависимости от суммы контракта:
Сумма контракта, руб. | Менее 3 млн руб. | 3-50 млн руб. | 50-100 млн руб. | 100 млн руб. и выше |
Штраф, руб. | 1 000 | 5 000 | 10 00 | 100 000 |
Внимание! Для заказчиков применяется тот же порядок расчёта пени, что и для исполнителей.
Изменения в законодательстве о закупках по 44-ФЗ в условиях пандемии COVID-19
13.04.2020
Примерное время чтения: 10 мин.
Елена Соколовская
Юридическая сообщает о принимаемых мерах по изменению законодательства о закупках.
В условиях сложной эпидемиологической обстановки, вызванной распространением новой коронавирусной инфекции, органы государственной власти принимают меры по изменению Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (Далее – «Закон №44-ФЗ»).
Упрощение порядка осуществления закупок при возникновении обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайных ситуаций
Федеральная антимонопольная служба в своем письме от 18.03.2020 № ИА/21684/20 признала пандемию коронавирусной инфекции обстоятельством непреодолимой силы (форс-мажором)
, которое необходимо учитывать при рассмотрении жалоб, дел об административных правонарушениях, обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков, проведении проверок.
Кроме того, в письме указывается, что на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона №44-ФЗ заказчики вправе проводить закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), при условии причинно-следственной связи
между действиями по профилактике, предупреждению, ликвидации последствий распространения коронавирусной инфекции и предметом закупки.
19 марта 2021 года Министерство финансов опубликовало письмо N 24-06-06/21324 «Об осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) при введении режима повышенной готовности», в котором Минфин России также:
- приходит к выводу, что распространение новой коронавирусной инфекции носит чрезвычайный и непредотвратимый характер, в связи с чем является обстоятельством непреодолимой силы;
- подтверждает право осуществить закупку у единственного поставщика;
- указывает на то, что условие об отсутствии закупаемых товаров, работ, услуг в перечне товаров, работ, услуг, необходимых для оказания гуманитарной помощи или ликвидации последствий чрезвычайно ситуации, не применяется[1].
Более подробные разъяснения содержатся в уже подписанном Президентом Федеральном законе
от 01.04.2020 № 98-ФЗ«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций»
(Далее – «Федеральный закон № 98-ФЗ»), который урегулирует отношения, возникающие в связи с необходимостью экстренного реагирования на вызовы, связанные с распространением новой коронавирусной инфекции. Законопроект предусматривает следующие изменения в отношении порядка осуществления закупок:
- предварительный отбор, составлявший исключение для комиссии по осуществлению закупок по проверке соответствия участников закупки отдельным положениям закона, таким исключением больше не является;
- утрачивают силу нормы о порядке подачи заявок для участия в предварительном отборе участников закупки в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера[2].
Процедура предварительного отбора показала свою неэффективность в вопросе закупок в условиях чрезвычайной ситуации, в связи с чем было принято решение отказаться от нее в сложившихся условиях. |
- закупка у единственного поставщика стала возможной также для предупреждения (т. е. при введении режима повышенной готовности) и (или) ликвидации чрезвычайной ситуации, для оказания гуманитарной помощи;
- при этом заказчик вправе осуществить закупку товара, работы, услуги в необходимом количестве и объеме, если применение конкурентных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно;
- позволяет федеральным органам исполнительной власти заключать контракты с единственным поставщиком в целях выполнения специальных задач по обеспечению обороны и безопасности государства;
- по 31.12.2020 г. разрешили правительству использовать основания для закупки у единственного поставщика, которых нет в 44-ФЗ.
Кроме того, значительно упростили проведение «особых» закупок в сфере строительства в заключительных положениях Закона №44-ФЗ:
- исключено условие о том, что указанная норма распространяется только на закупки в отношении объектов капитального строительства, реализуемых в рамках национальных проектов;
- правом утверждать перечни объектов капитального строительства, которые можно закупать «под ключ», наделены не только Правительство РФ и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов РФ, но и местные администрации;
- установлено, что такие перечни должны быть утверждены до 1 января 2024 г.;
- определено, что в рамках закупок «под ключ» можно закупать любое, предусмотренное проектной документацией оборудование, необходимое для обеспечения эксплуатации объекта, а не только медицинское оборудование, как это было установлено ранее.
В последовательной реализации государственной политики, направленной на изменение регулирования закупочных процедур в условиях пандемии, 25 марта 2021 года Минфин России приступил к подготовке проекта федерального закона
«О внесении изменений в Федеральный закон „О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд“»
(Далее – «Проект Минфина»), который также направлен на оптимизацию порядка осуществления закупки у единственного поставщика с целью устранения последствий обстоятельств непреодолимой силы и чрезвычайной ситуации[3].
Проект разработан в соответствии с п. 4.4. Плана первоочередных мероприятий (действий) по обеспечению устойчивого развития экономики в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции. Планируемый срок вступления проекта нормативного правового акта в силу обозначен в июне.
Принятые поправки в 44-ФЗ предназначены для поддержания бизнеса в условиях распространения COVID-19 как обстоятельства непреодолимой силы. Упрощение процедуры закупок позволит заказчикам быстрее получить требующиеся ресурсы, включая медикаменты, средства индивидуальной защиты, дезинфекции и т.п. |
Смягчение требований для субъектов малого и среднего предпринимательства
При осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства, социально-ориентированных некоммерческих организаций Федеральный закон № 98-ФЗ предусматривает положение о том, что до 31.12.2020 г. заказчики вправе не требовать от данных субъектов обеспечение исполнения контрактов и гарантийных обязательств
(при условии отсутствия аванса).
В разрабатываемый Проект Минфина планируется включить, в том числе изменения, касающиеся предоставления заказчику права не устанавливать требование об обеспечении контракта при закупках у субъектов малого предпринимательства.
Кроме того, в проекте правительственных директив
,
подготовленном Минфином
(Далее – «Проект директив») также содержатся следующие положения:
- госкомпании внесут в свои положения о закупках норму о возможности авансирования до 50% от цены контракта с 30% закупок у субъектов малого и среднего предпринимательства;
- госкомпании должны принять решение об усилении контроля за соблюдением сроков оплаты по контрактам с субъектами малого и среднего предпринимательства;
- госкомпании должны обеспечить распространение соответствующих решений (об авансировании и об усилении контроля) на свои дочерние и зависимые компании[4].
Указанные меры направлены на поддержку хозяйствующих субъектов, в том числе с целью недопущения наступления негативных последствий в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Расширение возможностей изменения срока и цены контракта
Федеральным законом № 98-ФЗ в 2021 году допускается изменение срока и цены контракта
, невозможность исполнения которого обусловлено распространением COVID-19, а также в иных предусмотренных Правительством РФ случаях[5].
Для этого необходимо иметь письменное обоснование
такого изменения и решение высшего органа исполнительной власти, а поставщик должен предоставить
обеспечение исполнения
такого контракта в части новых обязательств, которые не были обеспечены ранее. При этом:
- предусматривается возможность уменьшения размера обеспечения;
- по ранее предоставленной банковской гарантии не осуществляется возврат и не производится взыскание;
- для обеспечения исполнения контракта путем внесения денежных средств установлены отдельные правила для случаев увеличения цены контракта, уменьшения цены контракта, а также изменения сроков;
- государственным или муниципальным заказчиком изменение может быть осуществлено в пределах лимитов бюджетных обязательств на срок исполнения контракта.
В распоряжении Правительства РФ от 19 марта 2021 г. No 672-р
предусматривается, что на основании ч. 1 ст.111 Закона 44-ФЗ в связи с введением мер по предотвращению распространения COVID-19 при исполнении отдельных контрактов предприятиями
автомобильной промышленности
допускается по соглашению сторон изменение срока исполнения соответствующих контрактов без предъявления к поставщику об уплате пеней в связи с просрочкой исполнения обязательств, вызванной введением таких мер[6]. Новые правила коснутся 77 государственных и муниципальных контрактов, в частности поставок автобусов «КамАЗ» Мосгортрансу и автомобилей Lada для МВД[7]
Также в Проекте директив Минфин предусмотрел возможности продления в 2021 году сроков исполнения договоров и корректировки цен, если такая необходимость обусловлена распространением COVID-19. Уточняется, что в отношении данного вопроса госкомпании в течение 10 дней должны будут провести заседания советов директоров с получения соответствующих директив.
Послабление в виде возможностей изменения цены и сроков сторонами контракта представляется обоснованным, так как при указанных чрезвычайных обстоятельствах необходимо избежать массового неисполнения контрактов, ответственности поставщиков и отсутствия необходимых товаров, работ и услуг у заказчиков. |
Изменения в порядке применения штрафных санкций
Федеральный закон №98-ФЗ содержит дополнение порядка исчисления пени возможностью рассчитывать ее не только из цены контракта, но и из цены отдельного этапа исполнения контракта
за вычетом исполненных по этому этапу обязательств. Кроме того, закон распространил порядок списания неустоек за 2015, 2021 годы на неустойки, которые начислены в 2021 году.
Дополнительно в отношении изменений, касающихся ответственности за неисполнение контракта письмом Минфина России, МЧС России и Федеральной антимонопольной службы от 3 апреля 2021 г. №№ 24-06-05/26578, 219-АГ-70, МЕ/28039/20
“О позиции Минфина России, МЧС России, ФАС России об осуществлении закупок товара, работы, услуги для обеспечения государственных и муниципальных нужд в связи с распространением новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV” предусмотрено, что в случае неисполнения контракта в связи с распространением COVID-19, поставщик вправе ссылаться на данное обстоятельство как на
основание освобождения его от уплаты неустойки (штрафа, пени)
по направленному заказчиком требованию.
В Проекте директив содержатся положение о неприменении штрафных санкций
к поставщикам при нарушении ими обязательств по контрактам. И по аналогии с уже рассмотренным изменением, касающимся возможности изменения сроков и цены контрактов, госкомпании также в течение 10 дней должны будут провести заседания советов директоров (представители государства в этих советах директоров должны голосовать за) с рассмотрением указанного вопроса.
Особенности осуществления закупок в период COVID-19
Наконец, 6 апреля 2021 года Правительство РФ утвердило Постановление от 3 апреля 2021 г. № 443
«Об особенностях осуществления закупки в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции», которым в целях реализации Указа Президента РФ от 2 апреля 2021 г. № 239 в соответствии со статьей 111 Закона № 44-ФЗ на указанный в п. 1 Указа
период с 4 по 30 апреля 2021 г.
включительно установлены следующие особенности осуществления закупок в период принятия мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории РФ в связи с распространением COVID-19:
- предусмотренные Законом № 44-ФЗ и подзаконными актами исчисляемые исключительно в рабочих днях сроки следует считать в календарных днях, не учитывая при этом субботу и воскресенье;
- последний день исчисляемого в соответствии с Законом № 44-ФЗ срока, приходящийся на нерабочий день, указанный в п. 1 Указа, необходимо переносить только в том случае, если он приходится на субботу или воскресенье. При этом переносу не подлежит дата проведения электронных аукционов, осуществляемых по п. 8 ч. 1 ст. 33 Закона № 44-ФЗ (с проектной документацией);
- члены комиссии вправе рассматривать заявки дистанционно;
- заказчикам дано право не составлять на бумажных носителях протоколы определения поставщиков. Достаточно будет составить в электронной форме и подписать одной квалифицированной электронной подписью представителя заказчика;
- заказчику дано право при направлении поставщику на подписание проекта контракта увеличить сроки исполнения обязательств по такому контракту на срок, не превышающий установленный п. 1 Указа срок: не более чем на 27 календарных дней.
О чем подумать, что сделать
- Следить за предпринимаемыми государством мерами и изменяющимся регулированием для того, чтобы оставаться добросовестными участниками рынка
- Учитывать последние изменения в регулировании при участии в закупочных процедурах, в том числе при осуществлении закупок у единственного поставщика, во избежание нарушения антимонопольного законодательства
- Оценивать коммерческие решения компании, касающиеся изменения цены и сроков исполнения контрактов, на предмет их экономической обоснованности и соответствия законодательству
- Обратить повышенное внимание на выстраивание коммерческих отношений с субъектами малого предпринимательства при осуществлении закупок
- Рассмотреть возможность принятия иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства
Помощь консультанта
Специалисты обладают значительным опытом правового сопровождения клиентов в сфере антимонопольного регулирования, в том числе при организации и проведении государственных и муниципальных закупочных процедур для российских и иностранных компаний. Наши специалисты готовы оказать необходимую юридическую помощь, в том числе:
- при проведении анализа потенциальных рисков, которые могут сопутствовать участию компании в закупках
- при формировании стратегий эффективного участия в закупках для компании с проверкой на соответствие предпринимаемых мер Закону № 44-ФЗ
- при оценке правомерности принимаемых коммерческих решений, связанных с участием в закупках, а также проверке соответствующей документации с целью предотвращения возможности нарушения антимонопольного законодательства
- при представлении интересов клиентов в ФАС России и судах по делам об оспаривании результатов государственных закупок, исключению из реестра недобросовестных поставщиков и других нарушений.
- при выработке иных мер, направленных на снижение рисков нарушения антимонопольного законодательства.
[1] В связи с отменой с 01.04.2020 ст. 80 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ во исполнение которого было издано Распоряжение Правительства РФ от 30.09.2013 N 1765-р фактически утратило силу. Предварительный отбор участников закупки по Перечню, утв. данным документом, не осуществляется.
[2] https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/rezhim-povyshennoy-gotovnosti-v-zakupkakh-novye-pravila-iz-za-koronavirusa
[3] https://www.minfin.ru/ru/press-center/?id_4=37006-minfin_rossii_vnes_v_pravitelstvo_rossii_izmeneniya_v_poryadok_osushchestvleniya_zakupok_v_ramkakh_44-fz_na_2020_god
[4] https://www.pro-goszakaz.ru/news/104520-30-avansirovanie-zakupok-u-subektov-msp
[5] 10 апреля стало известно, что Минфин РФ готовит проект правительственного постановления, определяющего порядок установления «иных случаев» изменения цены госконтрактов//URL: https://prozakupki.interfax.ru/articles/1714
[6] https://m.government.ru/docs/39234/
[7] https://zakupki-gov-ru.com/koronavirus-obstoyatelstva-nepreodolimoj-sily/
Административная ответственность по КоАП
В таблице меры ответственности, которые грозят заказчикам и поставщикам за основные нарушения в сфере госзакупок.
Статья КоАП | Вид нарушения | Сумма штрафа |
ч.1 ст.7.29 | Способ закупки выбран с нарушением требований 44-ФЗ | 30 000 руб. — на должностное лицо |
ч.2 ст.7.29 | Закупка должна проводиться в виде конкурса или аукциона, но заказчик выбрал другой способ | 50 000 руб. — на должностное лицо |
ч.2 ст.7.29.3 | Нарушен порядок или форма обоснования НМЦК, обоснования объекта закупки (за исключением описания объекта) | 10 000 руб. — на должностное лицо |
ч.3 ст.7.29 | Нарушен порядок или сроки проведения обязательного общественного обсуждения закупок либо обсуждение не проведено | 30 000 руб. — должностное лицо |
ч.1.4 ст.7.30 | Размещение в ЕИС информации с нарушением установленных требований | 15 000 руб. — на должностное лицо; 50 000 руб. — на юрлицо |
ч.3 ст.7.30 | В ЕИС не размещена информация и документы, которые необходимо разместить согласно 44-ФЗ | 50 000 руб. — надолжностное лицо; 500 000 руб. — на юрлицо |
ч.4 ст.7.30 | Установлены не предусмотренные 44-ФЗ:
| должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. |
ч.4.1 ст.7.30 | В описании объекта закупки указаны товарные знаки, патенты, промышленные образцы, места происхождения товара или наименование производителя и другие требования, которые ограничивают количество участников | должностное лицо — 1% НМЦК, но не менее 10 000 и не более 50 000 руб. |
ч.4.2 ст.7.30 | Документация закупки утверждена с нарушением 44-ФЗ | 3 000 руб. — на должностное лицо |
ч.2.1 ст.7.30 | Протокол определения победителя закупки составлен с нарушениями | 10 000 руб. — на должностное лицо |
ч.7 ст.7.30 | Победителя закупки определили с нарушением 44-ФЗ | 50 000 руб. — на должностное лицо |
Протоколы проведения закупки подписаны с нарушением сроков | ||
ч.13 ст.7.30 | Не более чем на 2 рабочих дня | 3 000 руб. — на должностное лицо |
ч.14 ст.7.30 | более чем на два рабочих дня | 30 000 руб. — на должностное лицо |
Деньги, внесенные участниками в качестве обеспечения заявок, возвращены с нарушением порядка или срока | ||
ч.1 ст. 7.31.1 | Не более, чем на 3 рабочих дня | 5 000 руб. — на должностное лицо; 30 000 руб. — на юрлицо |
ч.2 ст. 7.31.1 | более, чем на 3 рабочих дня | 15 000 руб. — на должностное лицо; 90 000 руб. — на юрлицо |
Нарушения при заключении, исполнении и изменении контрактов | ||
ч.1 ст.7.32 | При заключении контракта нарушены объявленные заказчиком условия определения поставщика или условия исполнения контракта. | 1% от НМЦК, но не менее 5 000 руб. и не более 30 000 руб. — на должностное лицо; 1% от НМЦК, но не менее 50 000 руб. и не более 300 000 руб. — на юрлицо |
ч.2 ст.7.32 | Это повлекло дополнительные расходы бюджетных средств или уменьшение количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ и услуг. | На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения |
ч.3 ст.7.32 | Заказчик нарушил сроки заключения контракта или уклонился от его заключения. | 50 000 руб. — на должностное лицо |
ч.4 ст.7.32 | Заказчик изменил условия контракта (в том числе увеличил цену товаров, работ, услуг), если 44-ФЗ запрещает менять условия. | 20 000 руб. — на должностное лицо; 200 000 руб. — на юрлицо |
ч.5 ст.7.32 | Это привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема выполняемых работ, оказываемых услуг | На должностное лицо — двукратный размер дополнительно израсходованных средств или цен товаров, работ, услуг, которые стали предметом правонарушения |
ч.6 ст. 7.32 | Нарушен порядок расторжения контракта при одностороннем отказа от исполнения контракта | 50 000 руб. — на должностное лицо; 200 000 руб. — на юрлицо |
ч.7 ст.7.32 | Действия или бездействие, из-за которых поставщик не выполнил свои обязательства по контракту, поэтому был причинен существенный вред интересам общества и государства. При этом действия или бездействие не попадают под уголовную ответственность. | 5-15% от стоимости неисполненных обязательств, предусмотренных контрактом, но не менее 30 000 руб. или дисквалификация до 2 лет — на должностное лицо и ИП; От однократной до трехкратной стоимости неисполненных обязательств, но не менее 300 000 руб. — на юрлицо; |
ч.9 ст.7.32 | Не составлены документы о приемке поставленного товара, работ, услуг или отдельных этапов исполнения контракта. Либо заказчик отказался от приемки товара, но не направил мотивированный отказ поставщику. | 20 000 руб. — на должностное лицо |
ч.10 ст. 7.32 | Поставленный товар, работы, услуги приняты заказчиком, хотя не соответствуют условиям контракта. При этом поставщик не устранил несоответствие, что привело к дополнительному расходованию бюджетных средств или уменьшению количества поставляемых товаров, объема работ и услуг. | 20 000-50 000 руб. — на должностное лицо |
ч.1 ст.7.32.5 | Нарушение срока и порядка оплаты госконтракта или аванса | 30 000 — 50 000 руб. — на должностное лицо |
ч.2 ст.7.32.5 | Повторное нарушение ч.1 ст. 7.32.5 КоАП | дисквалификация от 1 до 2 лет — на должностное лицо |
Неправильный порядок ведения реестра контрактов, реестра недобросовестных поставщиков (РНП) | ||
ч.1 ст.7.31 | В РНП включена заведомо недостоверная информация | 50 000 руб. — на должностное лицо |
ч.2 ст.7.31 | Информация, которую нужно включать в РНП, не отправлена или отправлена в ФАС с опозданием. Информация, документы, которые согласно 44-ФЗ нужно включать в реестр контрактов, не направлены или направлены с опозданием в органы, уполномоченные вести реестр контрактов. | 20 000 руб. — на должностное лицо |
Закупки у СМП и СОНКО | ||
ч.11 ст.7.30 | Если заказчик проведет среди СМП и СОНКО закупок меньше, чем предусмотрено 44-ФЗ | 50 000 руб. — на должностное лицо |
Невыполнение в срок законного предписания | ||
ч.7 ст.19.5 | Предписание, требование ФАС не выполнено в установленный срок | 50 000 руб. — на должностное лицо заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения или члена комиссии; 500 000 руб. — на юрлицо |
Нарушения при предоставлении информации в ФАС | ||
ч.1 ст.19.7.2 | Информация и документы, которые нужно предоставлять в ФАС, не предоставлены или предоставлены несвоевременно. Либо предоставлена заведомо недостоверная информация. | 15 000 руб. — на должностное лицо; 100 000 руб. — на юрлицо |
Что делать, если Вам НЕ ЗАПЛАТИЛИ по госконтракту: три простых шага
В настоящее время происходит массовое нарушение прав предпринимателей в части неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиками обязательств по оплате поставки товаров/выполненных работ по государственным и муниципальным контрактам.
Тема неоплаты по госконтрактам – больной вопрос для предпринимателей. Вовремя не поступившие на счёт средства – это долги по заработной плате, просрочки по кредитам, пени и штрафы, потеря доверия поставщиков. Для малого предпринимательства неисполнение государством финансовых обязательств может грозить закрытием производства.
На совещании Юрия Чайки, прошедшем в Екатеринбурге в конце прошлого месяца, было отмечено что, наиболее частые нарушения – заключение контрактов в отсутствие бюджетного лимита, включение в них неправомерных условий, а также коррупционные проявления и безответственность должностных лиц. Потери региональных бюджетов из-за взысканных штрафных санкций исчисляются десятками миллионов рублей.
Однако, судя по статистике, только 1% предпринимателей обращается в прокуратуру.
Напоминаем, что с 16.12.2016г. срок оплаты по государственным и муниципальным контрактам для субъектов МСП составляет 30 дней с даты подписания заказчиком документа о приемке товара (выполнении работы, оказании услуги) по договору (отдельному этапу договора) (п.14 (3) Положения, утв. Постановлением Правительства РФ от 11.12.2014г. №1352).
Что делать, если Вам НЕ ЗАПЛАТИЛИ по исполненному госконтракту?
Специально для Вас мы разработали слайд-схему по алгоритму действий при неисполнении обязательств заказчика по госконтракту:
- написание претензии заказчику;
- обращение с иском в арбитражный суд субъекта РФ;
- обращение в органы прокуратуры Вашего субъекта РФ.
Образцы документов приложены к данной статье.
Важно знать: в органы прокуратуры РФ можно обратиться на любой стадии.
Дополнительно информируем Вас о том, что согласно распоряжения Генерального прокурора РФ введен Всероссийский день приема предпринимателей
, который проводится в рабочее время в первый вторник каждого месяца сотрудниками всех структурных подразделений прокуратуры России – от Генеральной прокуратуры Российской Федерации до прокуратур городского и районного звена.
В Генеральной прокуратуре РФ прием будет вестись сотрудниками Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства, управления по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и управления по рассмотрению обращений и приему граждан по адресу: г. Москва, Благовещенский пер., д. 10.
Департамент развития предпринимательства
Уголовная ответственность поставщиков и заказчиков
Госзакупки регулируются, кроме вышеперечисленного, определёнными статьями Уголовного Кодекса:
- Ст. 200.4 УК РФ — Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд. В самых тяжёлых случаях преступнику грозит:
- штраф от 200 тыс. до 1 млн рублей либо на сумму дохода за период от полугода до трёх лет
- принудительные работы на срок до пяти лет
- лишение свободы сроком до семи лет
- Ст. 200.5 УК РФ — Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок. Наиболее тяжёлые наказания для того, кто совершил подкуп:
- штраф от 1 до 2,5 млн рублей либо на сумму дохода за период от одного до трёх лет
- лишение свободы сроком до восьми лет, возможно, вместе со штрафом до 40-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до пяти лет
Предусмотрено наказание и для представителей заказчика, подкупивших исполнителя:
- штраф от 2 до 5 млн рублей либо на сумму дохода за период от двух до пяти лет, возможно, с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
- лишение свободы от 7 до 12 лет, возможно, вместе со штрафом до 50-кратной суммы «отката» и/или с запретом занимать определённые должности (заниматься определённой деятельностью) сроком до семи лет
Более того, нарушение закона № 44-ФЗ — это не единственное в области закупок, что подвергается уголовному преследованию. Мошенничество, взятки, превышение полномочий, нецелевой расход средств из бюджета — тоже уголовные преступления.