На кого распространяется казначейское сопровождение
По действующим сегодня нормам законодательства сопровождение Казначейства применяется при исполнении контрактов по гособоронзаказу (закон № 275-ФЗ). Поставщик, победивший в закупке, должен открыть счет в одном из уполномоченных банков. Все поступления в рамках контракта будут осуществляться именно на него. Это позволяет заказчику и контролирующим органам отследить цепочку платежей от бюджета до субподрядчика.
Порядок казначейского сопровождения в текущем году утвержден постановлением Правительства от 30 декабря 2021 г. № 1552. Оно же регулирует правила сопровождения на два последующих года. Распространяется этот порядок на некоторые категории госзакупок, условия которых предусматривают внесение аванса. А именно, если сумма аванса превышает 100 млн рублей и если на него нет обеспечения. Также под сопровождение попадают субконтракты с авансами, которые заключаются в рамках госконтракта с сопровождением.
Регистрация в ЕРУЗ ЕИС
С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:
Заказать регистрацию в ЕИС
Что контролирует Казначейство
Казначейское сопровождение означает обязанность крупных получателей бюджетных денег открыть счета в Федеральном казначействе. Механизм предусмотрен для бюджетных средств, предоставление которых осуществляется с последующим подтверждением их использования в соответствии с условиями и целями, для которых они предоставлены. Такие деньги называют целевыми средствами.
В некоторых случаях, помимо контроля, понадобится и казначейское обеспечение обязательств — при перечислении денег в пределах лимитов, выделенных на оплату фактически поставленных товаров, работ, услуг. Такие ситуации предусмотрены в ч. 8 ст. 5 385-ФЗ, п. 9 ПП РФ №2106. Например, в отношении целевых средств, которые предоставляются юрлицам по госконтрактам на строительство (реконструкцию) объектов госсобственности, и контрактов, которые заключаются в рамках их исполнения.
ВАЖНО!
Такая собственность включается в федеральную адресную инвестиционную программу (ФАИП) на 2021 год.
Казначейское обеспечение обязательств осуществляется для субсидий, выделяемых по распоряжению правительства РФ и госкорпораций «Роскосмос» и «Росатом», и для ситуаций, определенных в ч. 2 ст. 5 385-ФЗ. Окончательная оплата через Казначейство проводится следующим образом: средства для платежа по обязательствам юрлиц перечисляются только после получения обеспечения от Казначейства. А осуществляется оно в пределах суммы, необходимой для оплаты фактически поставленных товаров.
Условия госконтракта с казначейским сопровождением
Госконтракты, на которые распространяется требование о сопровождении Казначейством, налагает на исполнителя дополнительные обязанности. Поставщик по такому госконтракту должен:
- определить субподрядчиков;
- открыть в Казначействе счета на свою компанию и на субподрядчиков;
- предоставлять в Казначейство подтверждающие первичные документы по целевым расходам (акты, накладные);
- указывать идентификатор госконтракта в платежных и расчетных документах.
Все получаемые в ходе исполнения госконтракта денежные средства поставщик и его подрядчики будут получать на счета в Казначействе. На свои обычные расчетные счета они смогут получить денежные средства в строго оговоренных случаях.
С чего начать, чтобы заключить Комплексный договор по сопровождению
Прежде всего нужно подать заявку по сопровождению тендеров, заполнив форму регистрации: эксперты проверят Вашу организацию на соответствие критериям гос программ и предоставят выписку из единого реестра субъектов малого предпринимательства. После проверки, юристы подготовят договор о сотрудничестве с указанием дальнейших действий по сопровождению торгов при участии в тендерах. После подписания пакета документов и оплаты тарифа, будет назначен персональный менеджер, который в ручную отберет ближайшие сделки согласно Ваших критериев, по которым утверждено авансирование и короткие сроки расчетов. Многофункциональный Кабинет в свою очередь обеспечит Вас нужной информацией:
- Весь перечень действующих программ поддержки малого бизнеса
- Полный список заказчиков и их реестров Программы Партнерства
- План-график прямых закупок и субподрядов на ближайший год
- Реестр банков осуществляющих кредитование СМП по госпрограмме
- Обучающие материалы, вебинары и видео-инструкции по работе
Суть сопровождения
Поставщик, победивший в закупке, а также субподрядчики, которые будут привлекаться в ходе исполнения контракта, открывают счета в территориальных подразделениях Казначейства. Каждое из таких подразделений имеет собственный счет в Центральном банке РФ. На эти счета переводится аванс, предусмотренный контрактом. Далее по запросу исполнителя Казначейство переводит денежные средства на счета в территориальных подразделениях (убедившись в целевом расходовании).
По специальному номеру — идентификатору контракта — отслеживается весь путь связанных с ним денежных средств. Идентификатор должен быть указан во всех расчетных документах.
ВОПРОСЫ И ОТВЕТЫ: ПРАКТИКА КАЗНАЧЕЙСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ РАСЧЕТОВ ГОЗ.
Законодательством в сфере ГОЗ не запрещено рассчитываться собственными средствами с расчетного счета на расчетный счет поставщика. Вместе с тем расчеты с лицевого счета на лицевой счет поставщика являются приоритетной формой расчета. По мнению сотрудников казначейства, в законе (см. пп.2 ч. 4 ст. 5 Закона № 380 – ФЗ закон о бюджете на 2021 и плановый период 2021-2022) прямо предусмотрена обязанность по открытию лицевого счета для осуществления расчета в рамках казначейского сопровождения ГОЗ. Кроме того, согласно п. 36 Правил казначейского сопровождения, утв. ПП № 1819 (действует в 2020-м году), Головной исполнитель (исполнитель) обязан использовать для расчетов по контракту (договору) лицевой счет, открытый в территориальном органе Федерального казначейства исполнителю, с которым головным исполнителем (исполнителем-заказчиком) заключен контракт (договор). Отказ (или уклонение) от открытия лицевого счета вашим поставщиком (соисполнителем) может рассматриваться как уклонение от заключения контракта на условиях ГОЗ. Однако, согласно п. 6.1 ст. 6 Федерального закона № 275-ФЗ обязательность заключения контракта по ГОЗ предусмотрена только для организаций, занимающих доминирующее положение (доминирующее положение определяется в соответствии с нормами ст. 14. Федерального закона № 275-ФЗ – в т.ч. на основании включения ПКИ в ваши ТУ (или иную ТД)). Ед. поставщик (организация, занимающая доминирующее положение) может отказаться от заключения контракта ГОЗ, в т.ч. с формой расчета на спец.счет (предложить иную форму расчета) при наличии у него экономических (или иных) причин (аргументов). Такие причины должны быть письменно изложены и подтверждены. Поэтому ответственность (меры понуждения) за отказ работать с использованием лицевого счета может быть применена только на организации, занимающие доминирующее положение (в т.ч ст. 7.29.1 КОАП). Обязать заключать контракт ГОЗ (на условиях 275-ФЗ и ПП № 1819) иные организации (не занимающие доминирующее положение) нельзя (нет оснований и мер воздействия). Т.е. отказ от открытия лицевого счета может быть квалифицирован как уклонение от заключения контракта по ГОЗ (так как согласно п. 6.1 ст. 6 Закона № 275-ФЗ такие действия запрещены). Такую организацию могут оштрафовать и (или) понудить (дать предписание об обязательности заключения контракта на условиях, предложенных заказчиком). Таким образом, так как оплата продукции с лицевого счета на лицевой является приоритетной (основной) формой расчетов между участниками кооперации работ по ГОЗ, то при проведении расчетов с использованием вашего расчетного счета могут возникнуть «вопросы» — со стороны сотрудников казначейства именно в условиях наличия у вас лицевого счета и остатков денежных средств на момент осуществления расчетов без использования такого лицевого счета (с вашего расчетного счета). Такие «вопросы» могут появиться именно в тот момент, когда вы пойдете возмещать такие расходы. Вместе с тем, обращаем внимание, что согласно действующим правилам (режиму лицевого счета) вы МОЖЕТЕ возместить произведенные расходы (часть расходов) при условии представления копий платежных поручений, реестров платежных поручений и иных документов, подтверждающих оплату произведенных головным исполнителем (исполнителем) расходов (части расходов) (см. 12 Правил, утв. ПП № 1819 – действуют в 2020-м году). В данном пункте нет никаких ограничений (обязательных условий), которые бы указывали на невозможность возмещения таких понесенных расходов при наличии средств на лицевом счете. Норма о возможности возмещения произведенных расходов (части расходов) только в случае, если указанные расходы осуществлялись до поступления средств на лицевой счет (или при условии недостаточности средств на лицевом счете) в текущей редакции Правил о казначейском сопровождении средств ГОЗ (ПП № 1819) ОТСУТСТВУЕТ!! Для проведения возмещения требуется только наличие в вашем контракте условий о праве на такое возмещение (конкретная сумма в контракте не указывается, но в Сведениях должно быть предусмотрен такой вид расходов по советующему коду – 9300 (при закупке ПКИ) или 9200 (работы)). При казначейском сопровождении возмещение производится в любой момент (в ходе исполнения контракта) при наличии средств на лицевом счете и при представлении в ТОФК документов – оснований. Ожидать окончания исполнения контракта (как в банковском сопровождении) для возмещения не требуется. С учетом изложенного, вы сможете возместить произведенные расходы в ходе исполнения государственного контракта при предоставлении всех подтверждающих документов. Но рекомендуем вам получить письменный отказ от открытия лицевого счета. Также целесообразно в таком договоре в обязательном порядке указать ссылку на ГОЗ (Федеральный закон № 275-ФЗ), а также по возможности выделить (можно отдельно спецификацией) – тот объем обязательств (цену) и ИГК, которую вы будете возмещать с данного лицевого счета. При наличии таких документов вам будет «легче» и достаточно «просто» подтвердить факт принадлежности понесенных расходов к исполнению данного гос. контракта и провести возмещение. При этом обращаем внимание, что согласно ст. 8 (пп. 3 ч.1 или 2 Федерального закона № 275-ФЗ) вы, как заказчик, являясь головным исполнителем ГОЗ, ОБЯЗАНЫ уведомить соисполнителей о том, что контракт заключается, исполняется в целях выполнения государственного оборонного заказа (пп. 12 ч. 2 ст. и четко указать об этом в тексте контракта. Иначе вы нарушите требования Федерального закона № 275-ФЗ (обязаны это сделать, если закупка была под ГОЗ).
Как происходит процесс
После заключения госконтракта в течение 21 дня выпускается акт о том, на какое конкретно подразделение Казначейства возложено его сопровождение. Поставщик обращается туда с государственным контрактом и собственным заявлением. В течение одного-двух рабочих дней ему открывается счет.
Предусмотренные госконтрактом суммы хранятся на счетах Казначейства. На счет, открытый исполнителю или его подрядчикам в территориальном органе, средства переводятся по запросу. При этом оплачиваются только расходы на определенные цели, которые прописаны в контракте. Например, на закупку материалов, заработную плату сотрудникам и прочие.
Полученные средства должны быть потрачены по назначению. Их нельзя положить на депозит, внести в качестве вклада в уставный капитал или имущество иной организации. Также указанные средства нельзя перевести на банковские счета подрядчика или субподрядчика, за исключением определенных целей. Так, на счет подрядчика можно перевести средства для оплаты заработной платы либо суммы, причитающиеся в качестве оплаты за исполненные работы. Субподрядчикам такие средства переводятся, например, для оплаты коммунальных услуг и на приобретение проездных документов.
Оплата может производиться как авансом, так и по факту расходов. В первом случае поставщик предъявляет договор и выставленный ему счет, а Казначейство производит его оплату. При постоплате вместе с контрактом поставщик предоставляет в Казначейство документы, которые подтверждают поставку товара, исполнение работ или оказание услуг. В этом случае средства могут быть выведены на расчетные счета.
На какие средства распространяется
Под контроль, осуществляемый Казначейством, попадают такие расходы:
- Средства, переведенные по государственным контрактам, цена которых превышает 100 млн рублей.
- Средства на гособоронзаказ по закону № 275-ФЗ.
- Бюджетные инвестиции и субсидии, осуществленные на основании соглашений или правовых актов.
- Целевые средства бюджета, за счет которых приобретаются доли в уставном (складочном) капитале или имущество юрлиц.
- Средства, направленные в оплату разного рода договоров, которые были заключены в рамках исполнения государственных контрактов и соглашений.
Что может измениться для заказчика
Итак, пока казначейское сопровождение — удел лишь части закупок. Но если законопроект, который мы упомянули в начале статьи, будет принят, это может стать заботой каждого поставщика, участвующего в госзакупках. Правда, из проекта закона непонятно, на кого будут распространяться его требования. Возможно, под них попадут наиболее крупные и/или стратегически важные закупки. Тем не менее со временем казначейское сопровождение, скорее всего, будет распространено на большинство закупок.
Понятно, что новые требования будут связаны с дополнительной нагрузкой на поставщика. А именно, увеличится документооборот, ведь чтобы получить денежные средства, нужно будет подтверждать расходы. Кроме того, для многих территориальных подразделений Казначейства сопровождение контрактов пока процесс не слишком хорошо отработанный, поэтому у поставщиков могут быть сложности в процессе взаимодействия со службой. К тому же представительства Казначейства распространены не так повсеместно, поэтому поставщикам из небольших населенных пунктов придется тратить дополнительное время на поездки. Хотя решением последней проблемы может стать электронный документооборот.
Будет ли положительный эффект от казначейского сопровождения для поставщиков? На первый взгляд, плюсов можно насчитать целых три. Во-первых, снизится конкуренция. Некоторых участников, в особенности недобросовестных, новые правила попросту отпугнут. Во-вторых, целевые расходы будут оплачиваться безо всяких отговорок. Если сегодня заказчик может посетовать на то, что деньги еще не перечислены из бюджета, то при казначейском сопровождении это исключено. В-третьих, исполнение контракта станет более прозрачным. Если поставщик привлекает множество субподрядчиков, то зачастую отслеживать процесс исполнения контракта непросто. Введение казначейского сопровождения должно существенно улучшить эту ситуацию.
Выводы
Итак, казначейское сопровождение — дополнительный способ контроля целевого использования бюджетных средств. Он вносит некоторые сложности в процесс взаимодействия заказчика и поставщика — необходимость открывать счета в Казначействе, предоставлять дополнительные документы, использовать идентификатор контракта. Однако это имеет положительный эффект не только для бюджета, но и для сторон контракта:
- Для заказчика:
- осуществляется контроль Казначейством всей цепочки исполнителей;
- возникает дополнительный «фильтр», отсеивающий ненадежных поставщиков.
- Для исполнителя плюс в том, что заказчик не сможет сослаться на отсутствие бюджетных средств и затягивать оплату.
Рекомендуем прочитать статью о проверках ФАС в сфере закупок по 44-ФЗ.