Собеседование
При приеме на работу к водителю предъявляются определенные требования и проводятся тесты, задаются вопросы.
Цель – проверить, соответствует ли квалификация водителя должности. У водителя в обязательном порядке должны иметься справка о прохождении медицинского осмотра и водительское удостоверение соответствующей категории.
Обратите внимание на водительский стаж (его легко отследить по трудовой книжке): если работник принят на эту должность впервые либо переводится на другой вид транспортного средства, а также имеет перерыв в данной трудовой деятельности больше года, ему необходимо пройти стажировку в организации.
Пример бланка анкеты для водителя можно скачать здесь.
С 2021 года по закону результаты беседы необходимо заносить в листы собеседования, которые работодатель обязан хранить 5 лет. Листы собеседования заполняются в свободной форме. На беседу с потенциальным сотрудником можно пригласить главного механика – он задаст более конкретные вопросы водителю.
Также по желанию работодателя водитель может пройти тестирование (теоретическое либо практическое), которое даст оценку его знаниям и навыкам. Возможно, это будут тесты на знание правил дорожного движения и технической части автомобиля. Но чаще всего водителя просят продемонстрировать умение управлять автомобилем.
С 2021 года водитель должен соответствовать профстандарту. Подробнее об этом здесь.
Заполнение трудового договора с водителем
- Дата начала договора является обязательным реквизитом. Это дата, когда работник приступает к исполнению своих трудовых обязанностей у данного работодателя.
- Указываются реквизиты работодателя и гражданина, нанимаемого на работу в качестве водителя.
- Трудовая функция и место работы.
Ст. 57 ТК определяет общее требование ряда условий, которые необходимо отразить в стандартном трудовом договоре, распространенных на всех работников организации. Но для особых категорий, водителей, имеются условия, которые должны быть указаны, исходя из того, с чем связана работа водителя.
Помимо того, что мы называем:
- должность;
- структурное подразделение организации;
- указываем трудовую функцию;
- прописываем режим работы, если он отличается от общеустановленного внутри организации;
мы обязаны прописать особые условия в части непосредственного выполнения им должностных обязанностей. Это условия, определяющие характер работы.
По характеру работу в отношении водителя можно отнести (ст. 57 ТК):
- к обычной (без особенностей);
- разъездной;
- в пути.
Для удобства документального оформления поездок лучше установить разъездной характер и закрепить его трудовым договором. Тогда работодателю не потребуется оформлять командировки при выезде на длительное время или расстояния. Нахождение в дороге подтверждается путевыми листами.
Работа «в пути» обычно указывается для дальнобойщиков. Она подразумевает отсутствие возможности вернуться домой по окончании рабочей смены и длительное пребывание в пути.
Гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда применяются, если в организации есть результаты спецоценки рабочих мест. Если она проведена, то следует посмотреть, что предусмотрено в качестве гарантий и компенсаций для водителя. Чаще всего при прохождении аттестации рабочее место водителя получает класс опасности 3.1 или 3.2.
Если рабочее место относится к определенному классу опасности обычно предусматривается дополнительный ежегодный оплачиваемый отпуск, повышение оплаты труда, сокращенную продолжительность рабочего времени. Все они отражаются в трудовом договоре.
- Режим работы.
В законодательстве по поводу режима работы есть две статьи: 57 и 189 ТК РФ. Все режимы для любой из категорий работников должны быть прописаны в правилах внутреннего распорядка организации. Однако, для ряда водителей могут быть установлены особые условия, тогда это будут индивидуальные параметры работы и их обязательно необходимо отразить в трудовом договоре.
Указывается:
- название режима;
- время начала и окончания рабочей смены;
- определяются рабочие и выходные дни;
- также рекомендуется прописывать норму часов, которую работник будет вырабатывать.
Если это нормированный рабочий день, то можно руководствоваться производственным календарем для определенной категории работника (например, для вредных и опасных условий норма не должна превышать 36 часов в неделю). В договоре также должны быть закреплены перерывы для отдыха и питания: их количество, продолжительность (в соответствии с трудовым законодательством и Приказом Минтранса № 15), порядок предоставления.
- Стажировка.
Законодательство ограничивает возможность приступить к полноценной трудовой деятельности без стажировки для ряда категорий водителей:
- приступившим к работе в качестве водителя впервые либо не имеющим опыта работы на типе транспортного средства, на котором будет осуществляться работа в данной организации;
- при наличии перерыва более одного года в должности водителя.
- Оплата труда. Обязательным условием трудовых отношений является установление оплаты труда работнику. В договоре должна прописываться система начисления вознаграждения, а также дополнительные выплаты в виде надбавок и доплат.
- Условие о полной материальной ответственности. В случае с перевозкой грузов или денежных средств работодатель имеет право заключить с водителем договор, в рамках которого он будет нести ответственность за их сохранность.
Договоры могут быть срочные или бессрочные, основные или по совместительству. Трудовой кодекс устанавливает определенные ограничения для водителей. И при заключении трудового договора важно учитывать требования статьи 329 ТК, запрещающий устанавливать работу по совместительству водителю, который управляет транспортным средством. Нельзя быть водителем по основному месту работы и водителем по совместительству.
Грузоперевозки могут осуществляться как на относительно короткие расстояния, так и дальние. В любом случае целесообразно заключить с водителем договор о материальной ответственности за вверяемый груз на случай полной или частичной его потери в результате обстоятельств, связанных с его перемещением.
Предлагаем ознакомиться: Договор аренды теплицы между физическими лицами
В случае с дальнобойщиком необходимо в трудовом договоре закрепить индивидуальный график работы, условия оплаты ненормированных часов труда, а также компенсацию, связанную с поддержанием транспортного средства в рабочем состоянии.
При приеме на работу водителя для организаций, занимающихся перевозками крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза, необходимо обращать вниманием на его водительский стаж. Он должен составлять более 5 лет с условием, что последний год отработан на транспорте соответствующей категории. К перевозке опасных грузов допускаются водители, не имеющие в ближайший год взыскания в виде лишения прав.
Ст. 188 ТК обязывает обращать внимание на ситуацию, когда работник использует в рабочих целях свой личный транспорт. В таком случае работодатель может договориться с водителем о компенсации расходов, связанных с амортизацией ТС. Размер такого возмещения определяется исключительно по договоренности сторон трудового договора и оформляется дополнительным соглашением к нему. Перечень выплат также рекомендовано закрепить коллективным договором. Сюда могут быть включены: оплата ГСМ, ремонт и техническое обслуживание ТС.
Допустим также вариант, когда работодатель оформляет с водителем еще и договор аренды транспортного средства. В нем оговариваются все условия эксплуатации автомобиля и связанные с ней расходы.
При оформлении трудовых отношений с водителем автобуса следует учитывать, что кандидат должен иметь водительское удостоверение, подтверждающее право управления таким средством (категории Д). В случаях с дальними пассажироперевозками необходимо предусмотреть режим труда и отдыха в соответствии с требованиями Приказа Минтранса № 15.
С водителем такси
Водителем такси может быть нанят гражданин:
- с личным транспортом;
- на автомобиль, принадлежащий компании-работодателю.
В первом случае работодатель должен заключить не только трудовой договор с водителем, но и договор аренды автомобиля, являющегося личной собственностью работника.
В трудовом договоре с таксистом также следует предусмотреть ненормируемый рабочий график работы и возможность ночных дежурств.
Отличительной особенностью такой должности является исполнение помимо водительских функций еще и дополнительных:
- получение грузов со склада и передача их на склад;
- внешний осмотр упаковки груза на ее целостность;
- функции контроля за погрузочно-разгрузочными работами;
- работа с документами по сопровождению грузов.
В связи с этим на водителя-экспедитора накладывается материальная ответственность за вверенный груз. Для этого с работником заключается договор о материальной ответственности.
Необходимые документы
В случае удачного прохождения собеседования водитель обязан предъявить работодателю следующие документы:
- паспорт;
- страховое свидетельство (СНИЛС);
- трудовую книжку;
- справку о прохождении медицинского осмотра;
- военный билет (если является военнообязанным);
- документ, который подтверждает образование/квалификацию (аттестат, свидетельство, диплом);
- водительское удостоверение с категориями B, C, CE, C1, C1E (в зависимости от вида транспорта).
Кроме того, у водителя обязательно должна быть водительская карта для работы с тахографом. Если она отсутствует, то приступить к работе человек сможет только после её получения.
Управление автомобилем без карты карается штрафом для обеих сторон, поэтому и работодателю лучше знать, какие документы нужно оформить при приеме водителя.
Страховые взносы и НДФЛ с компенсации не платят
Компенсация за разъездной характер работы не облагается ни страховыми взносами, ни НДФЛ на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 422 Налогового кодекса РФ, подпункта 2 пункта 1 статьи 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”.
Как и любые другие расходы в налоговом учете, расходы на компенсацию должны быть документально подтверждены.
Ровно об этом же написал Минфин России в письме от 17.01.2019 № 03-15-05/1909. Основная мысль которого состоит в том, что суммы компенсаций, выплачиваемых работникам в связи с разъездным характером работы, не облагаются страховыми взносами и налогом на доходы физических лиц, при условии документального оформления таких расходов.
Если следовать позиции Минфина России, расходы работника на служебные поездки не нужно облагать страховыми взносами и НДФЛ, если такие расходы предусмотрены в документах компании. Во-первых, условие о разъездном характере работы обязательно должно быть предусмотрено в коллективном договоре, соглашении, локальном нормативном акте или трудовом договоре. Во-вторых, каждый расход должен быть подтвержден документом.
Если у компании не будет необходимых локальных актов или работник не предоставит подтверждающие документы, бухгалтер принять эти расходы к учету не сможет. ИФНС не признает эти расходы, доначислит налоги и, соответственно, штрафы и пени. По мнению чиновников, что вполне логично, нет документов, подтверждающих расходы работников – нет компенсационного характера данных выплат.
Расходы на выплату компенсации работникам, чья работа носит разъездной характер, признаются расходами по обычным видам деятельности на дату утверждения авансового отчета. Это предусмотрено пунктами 5 и 16 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.1999 № 33н.
До того момента, как работник сдаст авансовый отчет, и он будет утвержден директором, денежные средства, выданные работнику, считаются авансом. Эти суммы нужно отражать в учете, как дебиторскую задолженность работника по правилам пунктов 3 и 16 ПБУ 10/99 “Расходы организации”.
Поездки работников, постоянная работа которых носит разъездной характер, служебными командировками не считаются. Об этом говорится в части 1 статьи 166 Трудового кодекса РФ. Соответственно к этой работе нельзя применять нормирование суточных.
Приказ о приеме на работу
Работодатель может оформить приказ о приёме на работу водителя по специальной форме Т1, но вправе использовать приказ собственной формы.
В последнем случае обязательно нужно включить в приказ такие сведения, как: фамилия, имя, отчество сотрудника, название подразделения, должность, испытательный срок (при наличии), размер заработной платы, дата/номер трудового договора, на основании которого составляется данный приказ.
Затем приказ подписывает директор, и в течение 3-х дней с ним нужно ознакомить нового сотрудника. В конце приказа водитель должен поставить свою подпись.
Образец приказа:
Специалист по кадрам должен ознакомить работника под подпись с инструкцией по охране труда, правилами трудового внутреннего распорядка, положением о материальном поощрении работников и использовании его персональных данных и т.д.
Признаки разъездного характера и подходящие профессии
Рабочие функции осуществляются вне рабочего места. Например, когда сотрудник, чтобы выполнить свои обязанности должен переезжать с места на место в пределах одного или нескольких населенных пунктов. Это может быть настойка оборудования, установка техники, доставка, установка окон, страхование и т.п.
Место непосредственной работы расположено достаточно отдаленно от места регистрации компании.
Работник вообще никак не привязан к конкретному рабочему месту. Свои обязанности он исполняет в разных местах. Например, курьер, водитель-экспедитор, корреспондент СМИ.
Работник находится в постоянных разъездах по распоряжению руководства или в соответствии с должностной инструкцией. Например, коммивояжёр или торговый представитель, менеджер партнерской сети, контролер торговых точек и т.п.
Само по себе рабочее место часто меняет дислокацию. Например, так бывает при строительстве дорог. Или, когда компания оказывает услуги партнерам непосредственно в их офисах, которые расположены по различным адресам.
К профессиям, работа по которым имеет разъездной характер, можно отнести такие:
- рабочие всех профессий, занятые на строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог;
- курьеры или менеджеры по доставке;
- менеджеры-консультанты по установке и настойке оборудования или программного обеспечения;
- менеджеры по работе с партнерскими сетями, обслуживающие и контролирующие торговые точки;
- страховые и торговые агенты;
- сотрудники сервисных служб;
- монтеры и техники судоходной обстановки пути;
- рабочие разъездных бригад;
- водолазы;
- инструкторы взрывных работ;
- водители автомобилей, экспедиторы;
- корреспонденты СМИ и др.
Таким образом, основные обязанности работника должны быть связаны с постоянными разъездами. Курьеры есть почти в каждой компании. А менеджеры по работе с розничными магазинами – у всех фирм, которые занимаются торговлей. Много разъездных работников может быть и в фирмах, оказывающих консалтинговые, юридические, страховые, бухгалтерские, информационные, сервисные, а также ИТ-услуги.
Материальная ответственность
С водителями нельзя заключать договоры о полной материальной ответственности, потому что эта профессия не указана в перечне работ и категорий работников, с которыми могут заключаться такие договоры (Перечень, утв. Постановлением Минтруда России от 31.12.2002 N 85). Заключение подобного договора возможно лишь в том случае, если на водителя одновременно возложены функции по экспедированию груза. Однако и в этой ситуации полную материальную ответственность он будет нести только в отношении обязанностей экспедитора (определение Верховного суда РФ от 19.11.2009 N 18-В09-72). Вместе с тем водитель обязан возместить работодателю причиненный последнему прямой действительный ущерб (ч. 1 ст. 238 ТК РФ). При этом неполученные доходы (упущенная выгода) взысканию не подлежат.
Полная материальная ответственность возлагается на водителя в ситуациях, предусмотренных ст. 243 ТК РФ, в частности, в следующих случаях:
ценности были вверены на основании специального письменного договора или получены водителем по разовому документу;
ущерб причинен умышленно;
ущерб причинен в состоянии опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического);
работник совершил преступление (установленное судом) или административный проступок (установленный соответствующим государственным органом);
ущерб причинен не при исполнении работником трудовых обязанностей.
Взыскание ущерба является правом, а не обязанностью работодателя; он может полностью или частично освободить работника от его возмещения (ст. 240 ТК РФ). Если сумма ущерба не превышает среднего месячного заработка, то она может быть взыскана по письменному распоряжению работодателя (ст. 241, ч. 1 ст. 248 ТК РФ). Если размер ущерба превышает средний месячный заработок, то он может быть возмещен либо работником в добровольном порядке, либо по решению суда (ч. 2 и 4 ст. 248 ТК РФ). Причиненный ущерб может быть взыскан независимо от того, привлечен ли работник к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (ч. 6 ст. 248 ТК РФ).
Требуется ли согласие водителя на смену автомобиля?
Распространенная на практике ситуация — когда в трудовом договоре водителя указывается, что его рабочим местом является автомобиль определенной марки и с определенными номерными знаками. При этом работодатели часто объясняют включение этой информации в трудовой договор требованием ст. 57 ТК РФ об обязательном указании в трудовом договоре места работы. На самом деле в договоре с работником достаточно написать наименование организации, а в необходимых случаях указать наименование и местонахождение филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения. Включение в трудовой договор информации о конкретном автотранспортном средстве приведет к тому, что в случае его поломки, продажи или при возникновении иной необходимости пересадить водителя на другую машину работодатель будет вынужден заключить дополнительное соглашение к трудовому договору (ст. 72 ТК РФ). Если ссылки на конкретный автомобиль в трудовом договоре нет, то для того чтобы пересадить водителя на другую машину, его согласие не требуется (п. 3 ст. 72.1 ТК РФ).