Вторая стадия банкротства юридического лица – финансовое оздоровление, направленное на восстановление или улучшение платежеспособности предприятия. Интересы кредиторов и должника на этом этапе представляет – административный арбитражный управляющий.
Компетентный управленец проведет мероприятия по восстановлению платежеспособности в минимальные сроки, что снизит общие расходы на процедуру. ООО «ГлавБанкрот» предоставляет услуги административных управляющих – четкое соблюдение предписаний и норм законодательства залог благополучного исхода дела.
Утверждение административного управляющего
Административный управляющий назначается решением Арбитражного суда из числа СРО, указанной кредиторами или непосредственно должником в качестве рекомендуемой. Его полномочия действуют начиная с даты введения стадии финансового оздоровления вплоть до отстранения или освобождения по решению суда.
Кандидатура арбитражного управленца утверждается с учетом отсутствия личной заинтересованности в исходе дела, опыта работы и профессиональной компетенции.
Полномочия административного управляющего при банкротстве предприятия могут длиться не более двух лет, т.е. максимального срока стадии финансового оздоровления. Он может оставаться на своей должности вплоть до утверждения стадии внешнего управления или объявления юридического лица банкротом и введения в его отношении конкурсного производства.
Возможна ситуация, что должник-юрлицо в ходе финансового оздоровления сможет досрочно рассчитаться по своим обязательствам перед кредиторами, тогда процесс банкротства юридического лица прекращается. Соответственно, в дальнейшей работе управляющего более никто не нуждается.
Административный управляющий может быть отстранен досрочно:
- по собственному желанию (заявлению, поданному в суд);
- ходатайству СРО, членом которой он является (если он был дисквалифицирован или исключен из организации);
- в иных случаях.
Арбитражного управляющего в ходе финансового оздоровления также могут отстранить от работы по жалобе, поступившей от собрания кредиторов или непосредственно должника, на бездействие или ненадлежащее исполнение им своих обязанностей, а также если он нарушил условия членства в СРО.
Утверждение, назначение и отстранение административного управленца находятся в компетенции арбитражного суда.
Чем отличается административный управляющий от остальных видов управляющих
Исходя из вышеперечисленных положений, которые может совершать административный управляющий, можно с легкостью понять, в чем же отличие между ним и остальными видами управляющих. Например, временный управляющий в отличие от административного может предъявить в третейскую судебную инстанцию заявление, в котором будет просить о том, чтобы действия должника признали недействительными, но исходя не из всего закона Российской Федерации, а лишь из статей 63 и 64 закона о несостоятельности должника. Однако внешний управляющий имеет право полностью распоряжаться состоянием должника на момент оглашения последнего банкротом, до тех пор, пока должник не станет платежеспособным. Конкурсный управляющий же может полностью распоряжаться предпринимательской деятельностью дебитора, на момент признания его в банкротстве, то есть управлять фирмой, но руководствуясь законом Российской Федерации. Следует отличать все типы управляющих для того, чтобы должник смог все знать, за кем обращаться на судебном разбирательстве.
Права арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления
Спектр прав административного управляющего закреплен 127-ФЗ. Он включает в свой состав:
- Возможность запроса от руководителя компании сведений о текущем экономическом положении и соответствующей документации.
- Приятие непосредственного участия в процедуре инвентаризации, если она проводится по инициативе юрлица на данном этапе.
- Участвовать в согласовании сделок и принимаемых решений должником, при необходимости передавать нужные сведения кредиторам.
- Проводить переговоры с кредиторами от лица должника.
- Ходатайствовать об отстранении топ-менеджмента предприятия перед судом; принятии дополнительных мер по сохранению активов и имущества (при наличии оснований полагать, что юрлицо постарается продать/спрятать принадлежащее ему имущество); об отмене незаконных и притворных сделок юрлица за последнее время.
- Осуществлять иные полномочия, возложенные на него 127-ФЗ.
Права и обязанности арбитражного управляющего
Права и обязанности временного управляющего
Временный управляющий вправе: — предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также требования о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований, установленных статьями 63 и 64 закона о банкротстве; — заявлять возражения относительно требований кредиторов в случаях, предусмотренных Федеральным законом; — принимать участие в судебных заседаниях арбитражного суда по проверке обоснованности представленных возражений должника относительно требований кредиторов; — обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, в том числе о запрете совершать без согласия временного управляющего сделки, не предусмотренные пунктом 2 статьи 64 Федерального закона (связанных с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения, связанных с получением и выдачей займов (кредитов), выдачей поручительств и гарантий, уступкой); — обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности, — получать любую информацию и документы, касающиеся деятельности должника, — осуществлять иные установленные настоящим Федеральным законом полномочия, Органы управления должника обязаны предоставлять временному управляющему по его требованию любую информацию, касающуюся деятельности должника, Временный управляющий обязан: — принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника, проводить анализ финансового состояния должника, выявлять кредиторов должника, — вести реестр требований кредиторов, уведомлять кредиторов о введении наблюдения, созывать и проводить первое собрание кредиторов, — представить в арбитражный суд отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, протокол первого собрания кредиторов с приложением документов, определенных в пункте 7 статьи 12 Федерального закона (бюллетени для голосования, документы, подтверждающие полномочия участников собрания, материалы, представленные участникам собрания для ознакомления и утверждения, документы, свидетельствующие о уведомлении кредиторов и уполномоченных органов о дате, месте проведения собрания иные документы по усмотрению арбитражного управляющего или собрания кредиторов).
Права и обязанности административного управляющего
Административный управляющий в ходе финансового оздоровления обязан — вести реестр требований кредиторов, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом, — созывать собрания кредиторов в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; — рассматривать отчеты о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, предоставляемые должником, и предоставлять заключения о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности собранию кредиторов; — предоставлять на рассмотрение собранию кредиторов (комитету кредиторов) информацию о ходе выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, — осуществлять контроль за своевременным исполнением должником текущих требований кредиторов, — осуществлять контроль за ходом выполнения плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности, — осуществлять контроль за своевременностью и полнотой перечисления денежных средств на погашение требований кредиторов, — в случае неисполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности требовать от лиц, предоставивших обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, исполнения обязанностей, вытекающих из предоставленного обеспечения, -исполнять иные предусмотренные Федеральным законом обязанности Административный управляющий имеет право: — требовать от руководителя должника информацию о текущей деятельности должника; — принимать участие в инвентаризации в случае ее проведения должником; -согласовывать сделки и решения должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, и предоставлять информацию кредиторам об указанных сделках и о решениях, -обращаться в арбитражный суд с ходатайством об отстранении руководителя должника в случаях, установленных Федеральным законом; — обращаться в арбитражный суд с ходатайством о принятии дополнительных мер по обеспечению сохранности имущества должника, а также об отмене таких мер, — предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований Федерального закона, — осуществлять иные предусмотренные Федеральным законом полномочия.
Отказ от сделок должника во внешнем управлении
Внешний управляющий в течение трех месяцев с даты введения внешнего управления вправе отказаться от исполнения договоров и иных сделок должника. Отказ от исполнения договоров и иных сделок должника может быть заявлен только в отношении сделок, не исполненных сторонами полностью или частично, если такие сделки препятствуют восстановлению платежеспособности должника или если исполнение должником таких сделок повлечет за собой убытки для должника по сравнению с аналогичными сделками, заключаемыми при сравнимых обстоятельствах. Договор считается расторгнутым с даты получения всеми сторонами по такому договору заявления внешнего управляющего об отказе от исполнения договора. Сторона по договору, в отношении которого заявлен отказ от исполнения, вправе потребовать от должника возмещения убытков, вызванных отказом от исполнения договора должника. Отказ от сделок должника не применяется в отношении договоров должника, заключенных в ходе наблюдения с согласия временного управляющего или в ходе финансового оздоровления, если такие договоры были заключены в соответствии с законом.
Права и обязанности внешнего управляющего
Внешний управляющий имеет право: — распоряжаться имуществом должника в соответствии с планом внешнего управления с ограничениями, предусмотренными настоящим Федеральным законом; — заключать от имени должника мировое соглашение; — заявлять отказ от исполнения договоров должника в соответствии со статьей 102 закона; — предъявлять в арбитражный суд от своего имени требования о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником с нарушением требований закона; -осуществлять иные предусмотренные законом действия. Внешний управляющий обязан: — принять в управление имущество должника и провести его инвентаризацию; — разработать план внешнего управления и представить его для утверждения собранию кредиторов; — вести бухгалтерский, финансовый, статистический учет и отчетность; — заявлять в установленном порядке возражения относительно предъявленных к должнику требований кредиторов; — принимать меры по взысканию задолженности перед должником; — вести реестр требований кредиторов; — реализовывать мероприятия, предусмотренные планом внешнего управления, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом; — информировать комитет кредиторов о реализации мероприятий, предусмотренных планом внешнего управления; — представить собранию кредиторов отчет об итогах реализации плана внешнего управления; — осуществлять иные предусмотренные законом полномочия.
Права и обязанности конкурсного управляющего
Конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных функций и полномочий, установленных Законом; под последними понимаются полномочия, связанные с управлением юридическим лицом-должником, осуществлением им хозяйственной деятельности, так как на данном этапе (как и на этапе внешнего управления) органы управления должника отстраняются от исполнения их обязанностей, которые переходят к конкурсному управляющему. Осуществление конкурсным управляющим иных полномочий (не связанных с проведением конкурсного производства) менее актуально, чем для внешнего управляющего, поскольку на этапе конкурсного производства, как правило, речь идет о прекращении хозяйственной деятельности юридического лица (хотя продажа функционирующего бизнеса тоже возможна). Конкурсный управляющий обязан: принять в ведение имущество должника, провести его инвентаризацию; привлечь независимого оценщика для оценки имущества должника; уведомить работников должника о предстоящем увольнении не позднее месяца с даты введения конкурсного производства; принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника; анализировать финансовое состояние должника; предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику; вести реестр требований кредиторов; принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц. Конкурсный управляющий вправе: распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом; увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом; заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника; передать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами; предъявлять иски о признании недействительными сделок, совершенных должником, об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать иные действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника.
Обязанности административного управляющего
Помимо прав, административный управляющий наделен рядом обязанностей:
- Ведение кредиторского реестра.
- Созыв кредиторских собраний.
- Участие в разработке графика погашения задолженности или плана оздоровления; утверждение плана, предложенного юридическим лицом.
- Отчетность перед кредиторами о ходе выполнения плана финансового оздоровления.
- Контроль за своевременным перечислением денег в счет погашения задолженности перед кредиторами.
- Контроль за текущими расходными операциями предприятия и процесса оказания ему финансовой помощи.
- При отклонении плательщика от графика требовать от лиц, предоставивших обеспечение, исполнение их обязанностей как поручителей или гарантов.
Обязанности
Кроме прав административный управляющий обязан выполнять ряд обязанностей:
- вести реестр требований кредиторов;
- созывать собрание кредиторов;
- рассматривать отчеты о процессе выполнения графика погашения задолженности, а также плана финансового оздоровления;
- предоставлять кредиторам заключение о ходе выполнения графика погашения задолженности;
- контролировать своевременное выполнение должником текущих требований кредиторов;
- контролировать ход исполнения плана финансового оздоровления;
- следить за своевременным и полным перечислением денежных средств в части погашения задолженностей;
- требовать от лиц, которые предоставили обеспечение исполнения должником своих обязательств, своевременного выполнения условий договоренности;
- выполнять другие обязанности, предусмотренные российским законодательством.
Ответственность арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления
В случае неудовлетворительных результатов работы административного управляющего, которая в конечном итоге привела к убыткам кредиторов, ему грозят следующие меры ответственности:
- Отстранение от работы по ходатайству кредиторского собрания.
- Исключение из СРО при ненадлежащем исполнении своего функционала или нарушения свода правил организации.
- Возмещение убытков от действий или бездействия: например, при неиспользовании всех возможностей по возврату дебиторской задолженности или аннулированию фиктивных сделок и пр.
- Применение иных видов ответственности, вплоть до административного или уголовного наказания при причинении убытков в крупных размерах.
Ответственность административного управленца при банкротстве предприятия подлежит обязательному страхованию гражданской ответственности. Размер покрытия страховкой составляет не менее 1 млн.р.
План действий административного управляющего
В своей работе административный управляющий руководствуется такими важными документами, как план финансового оздоровления и график реструктуризации задолженности. В указанных документах содержится следующая информация:
- Общая характеристика банкротящегося предприятия.
- Срок действия плана, размер задолженности, величина субсидий от государства и банковских гарантий (если имеются).
- Каких результатов планируется добиться.
- Обзор финансовой ситуации в компании: чистая стоимость, норма рентабельности, срок окупаемости, причины временной неплатежеспособности и пр.
- Перечень мероприятий по восстановлению платежного баланса.
- Оценка необходимости привлечения заемных средств.
- Обоснование маркетинговых стратегий и плана продаж.
- Финансовый план.
- График погашения задолженности с конкретными датами и суммами в разбивке по кредиторам.
Административный управленец и кредиторское собрание должны контролировать исполнение данного плана и при необходимости могут ходатайствовать об отстранении руководства юридического лица от управления компанией.
Вознаграждение управляющего
Административный управляющий получает за свою работу вознаграждение, состоящее из фиксированной части и переменной. Первая часть составляет 15000 р. ежемесячно и выплачивается из прибыли, полученной юрлицом в ходе процедуры.
Административный управляющий получает вознаграждение исходя из балансовой стоимости активов предприятия. Именно от этого во многом зависит уровень сложности его работы в процессе банкротства.
Сумма бонусного вознаграждения будет составлять:
- 4% при стоимости балансовых активов в пределах 250 тыс.р.;
- 9000р.+1% от суммы свыше 250 тыс.р. – от 250 до 1 млн.р.;
- 17500р.+0,5% от суммы сверх млн.р. – от 1 млн. до 3 млн.р.;
- 27500р.+0,2% от суммы свыше 3 млн.р. – от 3 до 10 млн.р.;
- 41500р.+0,1% от суммы сверх 10 млн.р. – более 10 млн.р. до 100 млн.р.;
- 131500 +0,05% от суммы более 100 млн.р. – от 100 до 300 млн.р.;
- 231500р.+0,01% от суммы более 300 млн.р. – от 300 млн.р. до 1 млрд.р.;
- 301500р. +0,01% от суммы более 1 млрд.
Кредиторское собрание вправе установить управленцу дополнительное вознаграждение, но выплачиваться оно будет за счет кредиторов, а не самого должника.
Расходы арбитражного управляющего в стадии финансового оздоровления
Расходы административного управляющего на проведение процедуры несостоятельности предприятия должны компенсироваться из средств должника. В частности, это могут быть затраты на судебные издержки, публикацию сообщений о стадиях банкротной процедуры в СМИ и интернете, привлечение сторонних специалистов для проведения ревизии финансовых показателей, оценки активов или инвентаризации при банкротстве.
Если размер расходов управляющего покажется должнику или кредиторам чрезмерным, приведшим к ухудшению и без того сложного финансового положения у юрлица-должника и уменьшившим шансы на погашение обязательств перед кредиторами, то участники процедуры могут обжаловать их. Тогда арбитражному управляющему придется погашать часть понесенных затрат из своего кармана.
Какие расходы несет административный управляющий в процессе финансового оздоровления?
В процессе процедуры административный управляющий несет расходы, необходимые на ее проведение.
В состав расходов входит:
- стоимость публикаций в ЕФРСБ о начале финансового оздоровления, собраниях кредиторов, итогах процедуры и другие;
- судебные издержки на подачу заявления и ходатайств;
- почтовые расходы;
- оплата услуг привлеченных специалистов.
Все расходы компенсируются за счет финансовых средств должника.
Нужно помнить! Кредиторы и должник проконтролировать обоснованы расходы управляющего или являются нецелесообразными. В случае ухудшения финансового состояния из-за больших трат, с управляющего могут быть взысканы убытки.
Отчет административного управленца
По завершении своей работы административный управляющий обязан представить кредиторскому собранию и суду план финансового оздоровления. Он должен содержать детальную информацию о результатах работы по погашению обязательств перед кредиторами. В отчете должна содержаться следующая информация:
- сведения о выполнении плана оздоровления, соблюдения утвержденного графика, перечня выполненных мероприятий;
- кредиторский реестр с указанием на размер задолженности, которую удалось закрыть;
- информация о срыве сроков, зафиксированных графиком погашения долгов;
- предложения по дальнейшей судьбе должника: введение в отношении него следующей стадии внешнего управления или конкурсного производства/завершение процедуры признания несостоятельности из-за снятия проблемы просроченных долговых обязательств;
- сведения о результатах требований в пользу гарантов и поручителей должника;
- сведения обо всех ходатайствах управленца в арбитраж (например, о необходимости аннулирования сделок);
- прочая информация.
25 июля 2004 Замена арбитражного управляющего.
Одним из способов замены арбитражного управляющего в рамках дела о несостоятельности (банкротстве) предприятия является добровольное сложение им полномочий и назначение судом нового управляющего. Ряд правил такой замены установлен ст. 24, 45, 60 в главе «Общие положения» Федерального закона от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»1. Нормы, регулирующие данный вопрос, содержатся также в главах Закона «Финансовое оздоровление», «Внешнее управление», «Конкурсное производство» (ст. 83, 97, 144), а вот глава «Наблюдение» обходит его вниманием.
Регулирование замены арбитражного управляющего в Законе о банкротстве имеет определенные пробелы, что создает проблемы не только для процедуры наблюдения, но и других процедур банкротства. Об этих проблемах и возможных путях их разрешения и пойдет речь в данной статье.
Изучение ст. 83, 97, 144 Закона показывает, что для финансового оздоровления, внешнего управления и конкурсного производства предусмотрены одинаковые правила освобождения арбитражного управляющего в случае его добровольной отставки, которые сводятся к следующему. Арбитражный управляющий подает в суд заявление об освобождении его от исполнения обязанностей. Своим определением суд может удовлетворить заявление управляющего. Такое определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано. Освобожденный от исполнения обязанностей арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему. В отношении назначения нового управляющего ст. 83, 97, 144 Закона о банкротстве содержат ссылку на ст. 45 «Порядок утверждения арбитражного управляющего».
Теперь перейдем к вопросам, возникающим по причине отсутствия в главе «Наблюдение» правил замены временного управляющего. Рассмотрим вопрос о самой возможности добровольной отставки временного управляющего. Основанием для сомнения служит то обстоятельство, что в главе «Наблюдение», в отличие от глав «Финансовое оздоровление», «Внешнее управление», «Конкурсное производство», об этом не говорится ни слова. Сгласно ст. 24 «Права и обязанности арбитражного управляющего» арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право подать в арбитражный суд заявление о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей. Эта статья расположена в главе «Общие положения» и, значит, как имеющая общий характер, должна применяться во всех процедурах банкротства. Из этого следует, что принципиально Закон закрепляет возможность отставки временного управляющего по собственному желанию. Если такая возможность существует, то в каком порядке должно осуществляться освобождение? Отсутствие каких-либо указаний по данному вопросу в главе «Наблюдение» создает необходимость применения общих правил.
Статья 60 Закона устанавливает общие правила для рассмотрения любых заявлений, ходатайств арбитражных управляющих. Поэтому рассмотрение заявления арбитражного управляющего о добровольной отставке подлежит регулированию именно этой статьей с учетом специальных норм отдельных глав Закона, а также нормами АПК РФ, устанавливающими правила проведения судебного заседания (ст. 154, 155 и др.):
рассмотрение заявления арбитражного управляющего осуществляется судьей единолично; вопрос должен быть рассмотрен не позднее чем через месяц с даты получения заявления управляющего; в судебном заседании ведется протокол; по результатам рассмотрения заявления арбитражного управляющего выносится определение.
Подробнее стоит остановиться на проблемах, вызванных тем, что добровольная отставка временного управляющего регулируется только нормами общих положений Закона в отличие от отставки других арбитражных управляющих. 1. В ст. 60 Закона не сказано о моменте исполнения определения суда. Зато согласно ст. 83, 97, 144 определение об освобождении соответственно административного, внешнего, конкурсного управляющего подлежит немедленному исполнению.
Отсутствие подобного указания в главе «Наблюдение» приводит к необходимости применения общего правила арбитражного процессуального законодательства. Такое правило установлено ст. 187 АПК РФ «Исполнение определения»: определение, вынесенное арбитражным судом, исполняется немедленно, если иное не установлено АПК РФ или арбитражным судом2. Из этого можно заключить, что у суда есть возможность отсрочить срок исполнения определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего. Это абсолютно нелогично, так как смысл освобождения управляющего от исполнения обязанностей заключается в реальном исключении возможности управляющего реализовывать права и обязанности, закрепленные за ним Законом. Представляется, что в данном вопросе в процедуре наблюдения регулирование должно быть таким же, как при других процедурах банкротства.
2. В. ст. 83, 97, 144 Закона установлено, что определение об освобождении административного, внешнего, конкурсного управляющего от исполнения обязанностей может быть обжаловано. Такое указание обязывает применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ, где установлено, что определения, которые выносятся арбитражным судом при рассмотрении дел о несостоятельности (банкротстве) и обжалование которых предусмотрено АПК РФ и иными федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства), отдельно от судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела по существу, могут быть обжалованы в арбитражный суд апелляционной инстанции в течение десяти дней со дня их вынесения.
Таким образом, имеется возможность апелляционного обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей административного, внешнего, конкурсного управляющего со специальным, десятидневным сроком обжалования, а затем и обжалования в кассационном порядке.
Отсутствие в главе «Наблюдение» указания на возможность обжалования определения об освобождении от исполнения обязанностей временного управляющего приводит к необходимости применять общую норму абз. 4 п. 1 ст. 60 Закона, где предусмотрено, что определение, вынесенное по заявлению арбитражного управляющего, может быть обжаловано в порядке и в сроки, установленные Законом.
Порядок пересмотра определений, вынесенных в деле о банкротстве, регулируется в общем виде ст. 61 Закона. Эта статья допускает только два варианта обжалования определений. Для определений, касающихся установления размеров требований кредиторов, обжалование осуществляется в соответствии с АПК РФ (п. 2 ст. 61 Закона), то есть по ст. 223 АПК РФ. Для иных определений арбитражного суда, которые приняты в рамках дела о банкротстве, но не предусмотрены АПК РФ и в отношении которых не установлено, что они подлежат обжалованию, обжалование осуществляется только в апелляционном порядке не позднее чем через четырнадцать дней со дня принятия определения (п. 3 ст. 61 Закона)3.
Норма абз. 4 п. 1 ст. 60 Закона требует применения порядка, установленного именно Законом о банкротстве. Однако Закон в отношении рассматриваемых определений не устанавливает никакого порядка обжалования. Это, конечно, не позволяет делать вывод о том, что Закон не закрепляет в принципе возможность обжалования: Закон отсылает к другим своим нормам, которые, к сожалению, отсутствуют, что создает некоторую неопределенность в рассматриваемом вопросе.
Представляется, что в отношении определения об освобождении временного управляющего от исполнения обязанностей в связи с добровольной отставкой нужно применять ч. 3 ст. 223 АПК РФ несмотря на указание ст. 60 Закона об обжаловании в порядке, предусмотренном самим Законом. Обоснованием такого вывода служит следующее обстоятельство. Только закрепление в Законе порядка и сроков обжалования определения, вынесенного по ст. 60 Закона о банкротстве, можно признать установлением в Законе особенностей, которые исключали бы применение правил ч. 3 ст. 223 АПК РФ, — ведь согласно п. 1 ст. 32 Закона о банкротстве дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными Законом. Таким образом, поскольку особенностей обжалования определения, вынесенного по ст. 60, Закон не установил, применению подлежит АПК РФ.
Существующая неопределенность была бы снята включением в главу «Наблюдение» нормы, аналогичной содержащейся в главах, которые регулируют другие процедуры банкротства, которая закрепляла бы возможность обжалования определения, что автоматически влекло бы применение ст. 223 АПК РФ.
3. Отсутствие в данной главе указания на обязанность освобожденного временного управляющего обеспечить передачу документации, печатей, ценностей вновь утвержденному управляющему может привести к соответствующим злоупотреблениям и серьезным неблагоприятным последствиям для процедуры банкротства предприятия в целом. Поэтому, по моему мнению, необходимо дополнить главу «Наблюдение» нормой, аналогичной тем, что содержатся в ст. 83, 97, 144 Закона.
Представляется, что в Законе о банкротстве недостаточно полно урегулировано добровольное сложение полномочий управляющим в других процедурах банкротства.
В ст. 60 Закона ничего не сказано о лицах, которые должны быть извещены о заседании по рассмотрению заявлений, ходатайств арбитражного управляющего. Нет и какой-либо иной статьи общего характера, которая определяла бы, какие лица должны быть извещены о судебном заседании по делу о банкротстве. В отсутствие специальных норм Закона должны применяться нормы АПК РФ (ч. 1 ст. 223). О любом судебном заседании извещаются лица, участвующие в деле (ч. 1 ст. 153). Следовательно, и о заседании по вопросу об освобождении арбитражного управляющего необходимо извещать лиц, участвующих в деле о банкротстве. Данный вывод косвенно подтверждается также следующим. О судебном извещении Закон упоминает всего в шести статьях — ст. 42, 48, 69, 88, 158, 165. Анализ этих статей показывает, что указание на необходимость судебного извещения связано, как правило, с ситуациями, когда в перечне лиц, подлежащих извещению, названы не только те, которые согласно ст. 34 Закона являются лицами, участвующими в деле о банкротстве. Следовательно, Закон умалчивает о том, какие лица должны быть извещены о заседании, именно тогда, когда извещаться должны только лица, участвующие в деле (ст. 34).
Нельзя не отметить пробелы в регулировании порядка назначения нового арбитражного управляющего. Статьи 83, 97, 144 Закона по этому вопросу дают лишь ссылку на ст. 45, устанавливающую общий порядок утверждения арбитражного управляющего. Глава «Наблюдение» и такой ссылки не содержит, но вопрос о том, применяется ли ст. 45 Закона для утверждения временного управляющего, не должен возникать, ибо статья эта имеет общий характер, соответственно применяется и в наблюдении. Чтобы снять возможные вопросы, желательно главу «Наблюдение» дополнить ссылкой на указанную статью.
Однако само по себе применение ст. 45 не решает всех проблем, поскольку эта статья, как, впрочем, и другие статьи Закона, не определяет, возможно ли временное, до назначения нового арбитражного управляющего, исполнение обязанностей освобожденным управляющим, нет упоминания и о сроках назначения нового управляющего. Если попытаться ответить на поставленные вопросы, первое, на что следует обратить внимание, — отсутствие в Законе фигуры «временно действующего арбитражного управляющего» наподобие «временных исполнительных органов», которые предусмотрены ст. 69 ФЗ «Об акционерных обществах». Из этого можно сделать заключение об отсутствии законной возможности назначения временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего. Данный вывод подтверждается и рядом статей Закона.
Так, содержание ст. 24 «Права и обязанности арбитражного управляющего» и ст. 34 «Лица, участвующие в деле о банкротстве» позволяет сделать вывод о том, что проводить процедуры банкротства может только законно утвержденный судом арбитражный управляющий. Например, согласно п. 3 ст. 24 арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом, имеет право: созывать собрание кредиторов, комитет кредиторов и т. д. Кроме того, в соответствии с п. 9 ст. 20 Закона только утвержденные арбитражным судом арбитражные управляющие являются процессуальными правопреемниками предыдущих арбитражных управляющих. А утвержден арбитражный управляющий может быть только в порядке ст. 45 Закона.
Лишь в исчерпывающем перечне случаев Закон прямо говорит о временном исполнении обязанностей арбитражным управляющим, а именно в ст. 75, 83, 123. И все эти ситуации связаны с переходом из одной процедуры банкротства в другую. Например, согласно п. 3 ст. 123 в случае, если арбитражный суд принял решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства и утвердил конкурсным управляющим другое лицо или если невозможно утвердить конкурсного управляющего одновременно с принятием такого решения, внешний управляющий исполняет обязанности конкурсного управляющего до даты утверждения конкурсного управляющего. Но в отношении случаев освобождения арбитражных управляющих от исполнения обязанностей Закон не предусматривает возможности временно возложить исполнение обязанностей на освобожденного арбитражного управляющего или на какое-либо иное лицо. Следовательно, можно сделать вывод о том, что освобождение арбитражного управляющего предполагает одновременно его замену на нового управляющего.
Данный вывод подтверждается также следующим.
Во-первых, в соответствии со ст. 83, 97, 144 Закона определение об освобождении арбитражного управляющего подлежит немедленному исполнению. Странно было бы при существовании такого требования признать основанной на законе возможность для арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей, продолжать работу на предприятии-должнике в качестве арбитражного управляющего. В процедуре финансового оздоровления это противоречило бы также п. 2 ст. 83 Закона, согласно которому административный управляющий действует с даты его утверждения арбитражным судом до прекращения финансового оздоровления либо до его отстранения или освобождения арбитражным судом4.
Во-вторых, согласно требованиям ст. 83, 97, 144 Закона освобожденный арбитражный управляющий обязан обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей и штампов, материальных и иных ценностей в течение трех дней вновь утвержденному внешнему управляющему5.
Если при освобождении арбитражного управляющего не происходит назначение нового, возникает вопрос: кому же должен передавать документацию освобожденный управляющий?
Логичным представляется следующий вывод: в заседании необходимо рассматривать два вопроса одновременно: об освобождении арбитражного управляющего, и о назначении нового. В таком случае следует предположить, что после принятия заявления арбитражного управляющего о досрочном прекращении исполнения своих обязанностей суд должен направить запрос в саморегулируемую организацию арбитражных управляющих о предоставлении списка кандидатов управляющих. Затем нужно назначить заседание по рассмотрению вопросов об освобождении действующего и назначении нового арбитражного управляющего. При определении даты заседания суду необходимо учесть, что согласно п. 3 ст. 45 Закона саморегулируемой организации предоставлен пятидневный срок для ответа на запрос суда. Потребуется также разумное время на получение списка этой организации должником и представителем собрания кредиторов и на то, чтобы как должник, так и представитель собрания кредиторов воспользовались своим правом на отвод одного из кандидатов, указанных в списке.
Если же на дату заседания отсутствует возможность рассмотрения обоих вопросов, заседание, полагаю, должно быть отложено. Косвенное подтверждение этому выводу также можно найти в Законе. В соответствии с п. 3 ст. 49 в случае, если при вынесении определения о введении наблюдения невозможно определить кандидатуру временного управляющего, арбитражный суд выносит определение об отложении рассмотрения вопроса об утверждении временного управляющего на срок не более пятнадцати дней с даты вынесения определения о введении наблюдения. Данная статья Закона регулирует вопросы введения наблюдения. Разумность процитированного правила не вызывает сомнений: ясно, что при отсутствии лица, ответственного за вводимую процедуру, процедура не может быть введена по той простой причине, что ею некому заведовать.
Аналогичная логика, полагаю, может быть применена к вопросу о замене управляющего. Как уже было отмечено, Закон исключает возможность продолжения работы арбитражного управляющего, освобожденного от исполнения обязанностей. Следовательно, если в момент вынесения соответствующего определения нет кандидата на назначение, отсутствует лицо, которое приступило бы к управлению на предприятии-должнике. Представляется, что данная ситуация аналогична описанной. Именно поэтому в случае отсутствия кандидата на должность нового арбитражного управляющего заседание по рассмотрению вопроса об освобождении действующего управляющего должно быть отложено6.
Изложенный вывод основан исключительно на анализе норм действующего Закона о банкротстве и означает лишь то, что неправомерно назначение «временно исполняющего обязанности арбитражного управляющего» в случае освобождения от исполнения обязанностей управляющего в связи с его добровольной отставкой. По моему мнению, в зависимости от конкретных обстоятельств дела можно было бы признать разумным временное возложение обязанностей арбитражного управляющего на освобожденного определением суда управляющего (в отличие от случая с отстранением арбитражного управляющего). Однако для этого необходимо внесение соответствующих изменений в Закон.
Отсутствие в Законе статьи, устанавливающей порядок освобождения от исполнения обязанностей и назначения нового временного управляющего, а также статей общего характера, исчерпывающим образом регулирующих порядок замены арбитражного управляющего во всех процедурах банкротства, следует признать упущением законодателя. Думается, что данный пробел во избежание сложностей на практике необходимо как можно скорее восполнить.
Обжалование действий административного управляющего
Неэффективная работа административного управляющего, злоупотребление им своим положением может заставить участников процесса финансового оздоровления обжаловать его действия в судебном порядке. По результатам ее рассмотрения управленец может быть привлечен к ответственности, отстранен от работы или дисквалифицирован.
Помимо суда, жалоба может быть передана в прокуратуру (при наличии признаков уголовного преступления), в СРО или Росреестр, а также в Налоговую инспекцию.