Приняты масштабные поправки в Закон о государственной регистрации недвижимости
Федеральный закон от 30 апреля 2021 г. N 120-ФЗ
В конце прошлой недели Президент РФ подписал закон, которым в законодательство вносятся масштабные изменения, связанные с вопросами государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на недвижимое имущество. Наибольшим изменениям подвергся Закон о государственной регистрации недвижимости. В числе этих поправок можно отметить следующие.
— Непосредственно в Законе о госрегистрации закреплены полномочия подведомственного учреждения Росреестра (Федеральной кадастровой палаты). К таким полномочиям отнесены, в частности, выездной прием заявлений о кадастровом учете и госрегистрации, выдача заявителям связанных с учетом (регистрацией) документов, предоставление содержащихся в ЕГРН сведений, выполнение функций оператора информационной системы ведения ЕГРН.
— Перечень оснований для осуществления кадастрового учета и госрегистрации дополнен указанием на решения третейских судов, по которым выданы исполнительные листы; конкретизированы случаи, когда в числе оснований для учета (регистрации) выступают межевой план, технический план, карта-план территории и акт обследования.
— Расширяется круг лиц, которые вправе выступать заявителями при кадастровом учете и госрегистрации. К таковым отнесены, в частности, обладатели сервитута при учете (регистрации) в связи с созданием на земельном участке объекта недвижимости; наследники лиц, которым принадлежали объекты недвижимости, — при учете (регистрации) в связи с прекращением существования соответствующих объектов; органы государственной власти (местного самоуправления), на которые законом возложена обязанность по образованию земельных участков, относящихся к общему имуществу собственников помещений в многоквартирных домах, — при государственном кадастровом учете таких земельных участков.
— Предусмотрено, что с заявлением о кадастровом учете (госрегистрации) в отношении объекта недвижимости, который приобретается в общую долевую собственность, обращаются все приобретатели этого права.
— На законодательном уровне закреплена выработанная судебной практикой правовая позиция, в соответствии с которой в случае ликвидации юридического лица, являющегося продавцом объекта недвижимости, переход права собственности на этот объект может быть зарегистрирован по заявлению покупателя, если объект передан ему во владение и покупатель исполнил обязанность по оплате. Аналогичным образом этот вопрос будет решаться в случае исключения организации-продавца из ЕГРЮЛ.
— Установлено, что в тех случаях, когда отказ в осуществлении кадастрового учета (госрегистрации) признан судом незаконным и в решении суда указано на необходимость осуществить учет (регистрацию), указанные действия осуществляются без подачи заявления на основании решения суда, поступившего в регистрирующий орган.
— Вводится запрет на создание неофициальных сайтов и программного обеспечения, посредством которых обеспечивается доступ к информационным ресурсам ЕГРН. При этом не запрещаются действия органов госвласти, органов местного самоуправления, организаций или граждан по предоставлению информации, содержащей сведения ЕГРН, которая одновременно:
1) по форме и содержащейся в ней совокупности сведений не соответствует формам предоставления сведений из ЕГРН;
2) не содержит подписи (в том числе электронной) должностных лиц Росреестра или Федеральной кадастровой палаты.
— Скорректирована ст. 42 Закона о государственной регистрации недвижимости, предусматривающая случаи, в которых обязательное нотариальное удостоверение сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество не требуется. В частности, в ней закреплена выработанная судебной практикой правовая позиция, в соответствии с которой, если предметом сделки является доля в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, то такие сделки не требуют нотариального удостоверения (ранее указанной нормой было предусмотрено, что требование об обязательном нотариальном удостоверении сделок по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество не распространяется на случаи отчуждения земельных долей).
Перечисленные изменения, а также ряд иных положений рассматриваемого закона вступили в силу с даты его официального опубликования — 30 апреля 2021 г.
Ряд изменений начнет действовать в более поздние даты. Так, с 28 октября 2021 г. вступят в силу, в частности, следующие поправки.
— Корректируются сроки госрегистрации по некоторым предусмотренным законом основаниям. Например, последующие договоры ДДУ, заключенные после государственной регистрации первого такого договора, по общему правилу будут регистрироваться в течение 5 рабочих дней с даты поступления в регистрирующий орган необходимых документов (в случае поступления документов в электронной форме — в течение 3 рабочих дней). При подаче соответствующих документов через МФЦ срок регистрации составит до 7 рабочих дней. Таким образом, срок регистрации последующих договоров ДДУ сократится на два рабочих дня.
— Исключается ограничение максимально допустимого размера машино-места.
— Предусмотрено размещение сведений, содержащихся в ЕГРН, на официальном сайте регистрирующего органа (за исключением информации, доступ к которой ограничен федеральным законом, и сведений о правообладателях объектов недвижимости, в том числе их персональных данных). Состав подлежащих размещению сведений и порядок их размещения установит Минэкономразвития России.
Отдельные положения закона вступят в силу с 1 января 2023 г. К их числу относится норма, предусматривающая случаи, когда заявление о кадастровом учете (госрегистрации) может быть направлено через личный кабинет на сайте регистрирующего органа без подписания усиленной квалифицированной электронной подписью правообладателя. В таком порядке можно будет направить, например, заявление о кадастровом учете и регистрации права собственности на созданный или реконструированный объект индивидуального жилищного строительства, садовый дом; заявление о внесении в ЕГРН сведений о ранее учтенном объекте недвижимости; заявление правообладателя о невозможности государственной регистрации без его личного участия.
В связи с поправками в Закон о государственной регистрации недвижимости вносятся изменения также в ряд иных федеральных законов, в том числе в Закон о кадастровой деятельности, ЗК РФ, ЖК РФ.
Информация предоставлена: https://demo.garant.ru/#/document/57401944/paragraph/45909:15
фото из источника https://odincovo.kb-realty.ru/uslugi/registraciya-prav-sobstvennosti-na-nedvigimost/
Опубликован Федеральный закон от 01.05.2019 №76-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части особенностей изменения условий кредитного договора, договора займа, которые заключены с заемщиком — физическим лицом в целях, не связанных с осуществлением им предпринимательской деятельности, и обязательства заемщика по которым обеспечены ипотекой, по требованию заемщика». В соответствии с пунктом 1 статьи 6 данный документ вступает в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования (опубликован на Официальном интернет-портале правовой информации https://www.pravo.gov.ru — 01.05.2019).
Статья 5 Федерального закона от 01.05.2019 №76-ФЗ В части 1 статьи 42 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 29, ст. 4344; 2021, N 23, ст. 3296; N 27, ст. 4248, 4284; 2021, N 27, ст. 3938; N 31, ст. 4766; 2021, N 32, ст. 5131) третье предложение изложить в следующей редакции: «Сделки по отчуждению или договоры ипотеки долей в праве общей собственности на недвижимое имущество подлежат нотариальному удостоверению, за исключением сделок при отчуждении или ипотеке всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, сделок, связанных с имуществом, составляющим паевой инвестиционный фонд или приобретаемым для включения в состав паевого инвестиционного фонда, сделок по отчуждению земельных долей, сделок по отчуждению и приобретению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество при заключении договора, предусматривающего переход права собственности на жилое помещение в соответствии с Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-1 «О статусе столицы Российской Федерации» (кроме случая, предусмотренного частью девятнадцатой статьи 7.3 указанного Закона), а также договоров об ипотеке долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, заключаемых с кредитными организациями» С 31 июля текущего года отменяется обязательное нотариальное удостоверение для значительной части сделок с долевой собственностью. С 31.07.2019 года участники долевой собственности при одновременном отчуждении всеми участниками смогут отчуждать её (купля-продажа, дарение, мена, выделение долей ) без нотариального удостоверения, по договору, соглашению в простой письменной форме. Разумеется, принципиальные исключения из этого правила остаются. Подлежат удостоверению нотариусами в обязательном порядке (и требуют разрешения органов опеки и попечительства) сделки по отчуждению недвижимости или долей в праве на нее, принадлежащей недееспособным и несовершеннолетним собственникам (приобретение недвижимости недееспособным и несовершеннолетним данных условий не требует). Кроме того, сделки по отчуждению долей в праве собственности отдельными договорами (не всеми участниками долевой собственности сразу по одной сделке), как и раньше, требуют нотариального удостоверения и письменного уведомления всех других участников долевой собственности о продаже с указанием условий сделки. Далее, закон позволяет оформить в совместную собственность квартиру, дом, земельный участок, комнату или долю в праве на эти объекты недвижимости на законных супругов в простой письменной форме (общая совместная собственность — законный режим собственности супругов). Но если супруги приобретают недвижимость в долевую собственность (в договорном режиме), требуется удостоверить сделку у нотариуса, либо предоставить в Росреестр вместе с договором в простой письменной форме нотариальный брачный договор, где прописан договорной режим собственности на имущество, нажитое в браке. Источник публикации Официальный интернет-портал правовой информации https://www.pravo.gov.ru, 01.05.2019, Примечание к документу Начало действия документа — 31.07.2019.
Почему Росреестр отправляет ДКП к нотариусу
31 июля 2019 вступили в силу изменения в ст. 42 Федерального закона N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Новая редакция статьи 42 пункта 1 отменяет нотариальные сделки с долевой собственностью.
С 01 января 2021 года до 31 июля 2021 года: Федеральный закон № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Статья 42: …сделки по отчуждению долей в праве общей собственности на недвижимое имущество, в том числе при отчуждении всеми участниками долевой собственности своих долей по одной сделке, подлежат нотариальному удостоверению…
Ранее, (до 01.07.2018г.), покупку по ДКП (Договору купли-продажи) недвижимости с использованием средств материнского капитала оформляли в общедолевую собственность. В некоторых случаях требовали брачный договор, в других – нет. Много договоров купли-продажи прошло без брачного договора.
Супруги, приобретая в долевую собственность объект недвижимости, заключают договор, содержащий элементы брачного договора, поскольку в нем выражена воля супругов на изменение установленного законом режима совместной собственности, в связи, с чем указанный договор подлежит нотариальному удостоверению или супруги заключают брачный договор.
В настоящее время, (с 01.08.2019г.) в случае продажи общедолевой собственности родителей Договор купли-продажи можно оформить в простой письменной форме. Но при этом Росреестр потребует от продавцов брачный договор.
Росреестр отправит к нотариусу при неисполненных обязательствах о выделении доли детям в случаях когда:
- Недвижимость принадлежит родителям на праве общей долевой собственности, и доли детей выделяется только одним из родителей.
- Недвижимость в ипотеке. Жилое помещение куплено с использованием ипотечных средств, но все-таки решили выделить доли детям —так как на основании соглашения о выделении долей будет регистрироваться ипотека долей. (см. ст.42 ФЗ-218 «О государственной регистрации недвижимости).
- Супруги расторгли брак. Во время совместного брака при покупке жилья вместе со своими денежными средствами супруги использовали средства мат капитала (имеет место раздел совместно нажитого имущества). Согласно ч. 2 ст. 38 СК РФ, такая сделка подлежит нотариальному удостоверению.
Когда можно оформлять сделки без нотариуса с долями и маткапиталом?
- Если средства маткапитала направляются в качестве недостающей суммы при покупке жилья и в договоре купли-продажи стороны сразу указывают размер долей, которые перейдут в собственность всех членов семьи.
- Если ранее недвижимость была оформлена на праве общей совместной собственности на супругов или как единоличная собственность на одного из родителей, то идти к нотариусу не нужно. Для выделения долей всем членам семьи можно составить Соглашение об определении долей в простой письменной форме, где указывается размер доли у каждого члена семьи, или составить договор дарения, но в этом случае, перераспределить доли детей будет невозможно.
До 01.07.2018 года в ЕГРН нельзя было внести запись об общей совместной собственности супругов на долю в праве. Гражданский кодекс позволял это сделать, а Правила ведения ЕГРН — нет! И приходилось оформлять долевую собственность на совместно нажитое имущество. А это не законный, а договорной режим собственности, по сути раздел имущества, нажитого в браке. А такие сделки — нотариальные!
- Если недвижимость принадлежит супругам на праве общей долевой собственности (имеется брачный договор) и когда выделяют доли детям оба родителя.(изменения в ст. 42 Федерального закона N 218-ФЗ, вступившие в силу 31 июля 2019 года)
Источник: Отдел информации ВРБН
Отдел информации
15.08.2019.
Все новости
Важная информация для покупки квартиры во Владимире:
Приемка квартиры у застройщика | Передача новостроек в собственность | Сделки с недвижимостью только через нотариуса | Суд разъяснил судьбы земельных участков |
Сколько стоят коммунальные услуги | Перевод общежития в многоквартирный дом | Перепланировка в новостройке и вторичке | Генеральный план строительства дорог |
Купить новостройки во Владимире | Налоги с продажи квартиры с 2021 г. | МФЦ — все адреса по Владимирской области | Меры безопасности при осмотре новостроек |
Что изменится для участников оборота в связи со вступлением в силу 218-ФЗ?
Принятие Закона о государственной регистрации направлено на унификацию действий участников оборота недвижимого имущества, создание единого органа, осуществляющего взаимодействие с такими участниками, а также формирование единой базы информации об объектах недвижимого имущества. Реализация положений Закона о государственной регистрации недвижимости позволит разграничить права и обязанности, снизить количество расхождений, которые в настоящее время содержатся в ГКН и ЕГРП, обеспечить оперативное получение информации об объектах недвижимого имущества.
Как следует из положений Закона о государственной регистрации полномочия по ведению ЕГРН будут предоставлены Федеральной службе государственной регистрации кадастра и картографии (Росреестру).
В Законе о государственной регистрации указывается, что ЕГРН будет состоять из графической и текстовых частей, содержащих информацию об объектах недвижимого имущества. Сведения, содержащиеся в ЕГРН, будут общедоступными (за исключением случаев, когда должна быть сохранена конфиденциальность таких сведений в силу закона, например, банковская, налоговая, государственная тайна и т.п.). Статьей 7 Закона о государственной регистрации определены группы сведений, содержащихся в ЕГРН. Статьи 8-12 посвящены порядку ведения и учета сведений в группах, определенных статьей 7 ЕГРН. Вести ЕГРН будут в электронном виде. В настоящее время кадастр недвижимости и ЕГРП ведутся на электронных и бумажных носителях, причем последние имеют приоритет.
Во многом формулировки Закона о государственной регистрации повторяют положения Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». Вместе с тем Закон о государственной регистрации вносит некоторые изменения в порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В частности, в силу положений Закона о госрегистрации в ряде случаев государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно. Безусловно, такое изменение позволит существенно сэкономить время при постановке на учет и регистрации прав. Перечень случаев, позволяющих осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрация прав одновременно, содержится в п. 3 ст. 14 Закона о государственной регистрации о государственной регистрации. Перечень случаев, исключающих такую возможность, указан в п. 4, 5 ст. 14 Закона о государственной регистрации.
Возможно вас заинтересуют: Услуги по снижению кадастровой стоимости.
Статья 42 как основной регулятор правил о подготовке извещения о закупке
Так как об осуществлении каждой закупки потенциальный круг участников должен быть извещен заранее, заказчик обязан подготовить такую документацию, которая выполнит роль такого информатора. В соответствии с правилами, установленными статьей 42 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок», такая документация называется извещением.
Указанная статья Федерального закона выступает в качестве основного регулятора содержания извещения, а также формирует ряд требований, которые государственный или муниципальный заказчик и приравненное к ним лицо обязаны соблюдать. Именно на основании положений данной статьи происходит распространение также и тех основных параметров, которые должны быть отражены, если проводимая закупка по каким-то причинам такие параметры устанавливает в отношении
участников
.
Основное содержание извещения в виде перечисления необходимой информации о проводимой закупке содержится в пункте 2 данной статьи. В том случае, если речь идет о проведении процедур с ограниченным кругом участников, например, о закрытом конкурсе или аукционе, то потребуется также обратиться к содержанию пункта 4 указанной статьи, так как именно этот пункт дает право заказчику формировать в извещении возможности ограничения круга потенциальных исполнителей по заказу.
Статья 42 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Принятие заявления о признании должника банкротом
1. Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом, поданное с соблюдением требований, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
В случае, если обращение в арбитражный суд с заявлением должника является обязательным, но к указанному заявлению приложены не все документы, предусмотренные статьей 38 настоящего Федерального закона, указанное заявление принимается арбитражным судом к производству и недостающие документы истребуются при подготовке дела о банкротстве к судебному разбирательству.
2. О принятии заявления о признании должника банкротом судья арбитражного суда выносит определение не позднее чем через пять дней с даты поступления указанного заявления в арбитражный суд.
3. В определении о принятии заявления о признании должника банкротом указываются кандидатура арбитражного управляющего и (или) саморегулируемая организация, из числа членов которой арбитражный суд утверждает арбитражного управляющего (далее — заявленная саморегулируемая организация), регистрационные данные должника — юридического лица (государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика), а также дата рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом. Регистрационные данные должника — юридического лица указываются во всех судебных актах, вынесенных арбитражным судом в деле о банкротстве.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
Заявленная саморегулируемая организация вправе знакомиться с материалами дела о банкротстве, делать выписки из них, снимать копии.
4. Арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом заявителю, должнику, в орган по контролю (надзору), заявленную саморегулируемую организацию, в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц.
(в ред. Федеральных законов от 30.12.2008 N 296-ФЗ, от 28.12.2016 N 488-ФЗ)
В случае наличия у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, арбитражный суд направляет определение о принятии заявления о признании должника банкротом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности.
В определении арбитражного суда, направляемом в заявленную саморегулируемую организацию, указываются дополнительные требования к кандидатуре временного управляющего в случае, если такие требования указаны в заявлении о признании должника банкротом, и информация о наличии или об отсутствии у должника лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
В орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, определение о принятии заявления о признании должника банкротом направляется арбитражным судом в форме электронного документа.
(абзац введен Федеральным законом от 28.12.2016 N 488-ФЗ)
(п. 4 в ред. Федерального закона от 24.10.2005 N 133-ФЗ)
5. В случае, если к заявлению о признании должника банкротом не приложены документы бухгалтерской отчетности должника на последнюю отчетную дату, арбитражный суд истребует такие документы у должника. Должник обязан представить в арбитражный суд документы своей бухгалтерской отчетности не позднее чем через пять дней с даты получения определения об истребовании таких документов.
6. Наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности заявления о признании должника банкротом.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
Судебное заседание по проверке обоснованности заявления о признании должника банкротом проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 296-ФЗ)
7. Арбитражный суд по ходатайству лица, подавшего заявление о признании должника банкротом, вправе принять предусмотренные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации меры по обеспечению заявления.
Ходатайство о принятии мер по обеспечению заявления о признании должника банкротом рассматривается судьей не позднее дня, следующего за днем поступления ходатайства, без извещения сторон.
По результатам рассмотрения ходатайства выносится определение.
Определение о принятии мер по обеспечению заявления подлежит немедленному исполнению.
Определение о принятии мер по обеспечению заявления или об отказе в принятии мер по обеспечению заявления может быть обжаловано. Обжалование указанного определения не является основанием для его приостановления.
8. В случае, если до назначенного судом заседания на рассмотрение арбитражного суда поступают заявления о признании должника банкротом от других лиц, все поступившие заявления рассматриваются арбитражным судом в качестве заявлений о вступлении в дело о банкротстве. Данные заявления должны быть рассмотрены в течение пятнадцати дней с даты судебного заседания по проверке обоснованности требований первого заявителя, обратившегося в арбитражный суд.
Лица, рассмотрение заявлений которых отложено, обладают правами, предусмотренными пунктом 7 настоящей статьи.
9. Арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в признанном обоснованным заявлении о признании должника банкротом, либо временного управляющего или финансового управляющего, кандидатуры которых представлены саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении.
При наличии нескольких заявлений о признании должника банкротом, в том числе в случае, если рассмотрение обоснованности поступившего первым заявления о признании должника банкротом откладывается арбитражным судом, арбитражный суд утверждает временного управляющего, кандидатура которого указана в заявлении о признании должника банкротом, поступившем в арбитражный суд первым, либо временного управляющего или финансового управляющего, кандидатуры которых представлены саморегулируемой организацией арбитражных управляющих, указанной в таком заявлении.
(п. 9 в ред. Федерального закона от 29.06.2015 N 154-ФЗ)
Предыдущая статья | ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» | Следующая статья
Федеральный закон от 13.07.2015 г. № 218-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
О государственной регистрации недвижимости
Принят Государственной Думой 3 июля 2015 года
Одобрен Советом Федерации 8 июля 2015 года
(В редакции федеральных законов от 30.12.2015 № 431-ФЗ, от 26.04.2016 № 108-ФЗ, от 01.05.2016 № 119-ФЗ, от 02.06.2016 № 172-ФЗ, от 23.06.2016 № 221-ФЗ, от 03.07.2016 № 265-ФЗ, от 03.07.2016 № 304-ФЗ, от 03.07.2016 № 315-ФЗ, от 03.07.2016 № 351-ФЗ, от 03.07.2016 № 354-ФЗ, от 03.07.2016 № 361-ФЗ, от 01.07.2017 № 141-ФЗ, от 29.07.2017 № 217-ФЗ, от 29.07.2017 № 218-ФЗ, от 29.07.2017 № 222-ФЗ, от 29.07.2017 № 247-ФЗ, от 29.07.2017 № 280-ФЗ, от 25.11.2017 № 328-ФЗ, от 31.12.2017 № 486-ФЗ, от 31.12.2017 № 506-ФЗ, от 31.12.2017 № 507-ФЗ, от 28.02.2018 № 36-ФЗ, от 03.04.2018 № 60-ФЗ, от 29.06.2018 № 171-ФЗ, от 01.07.2018 № 175-ФЗ, от 03.08.2018 № 308-ФЗ, от 03.08.2018 № 322-ФЗ, от 03.08.2018 № 338-ФЗ, от 03.08.2018 № 340-ФЗ, от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 03.08.2018 № 342-ФЗ, от 25.12.2018 № 478-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 01.05.2019 № 76-ФЗ, от 17.06.2019 № 150-ФЗ, от 27.06.2019 № 151-ФЗ, от 27.06.2019 № 153-ФЗ, от 18.07.2019 № 194-ФЗ, от 26.07.2019 № 238-ФЗ, от 26.07.2019 № 248-ФЗ, от 26.07.2019 № 254-ФЗ, от 02.08.2019 № 267-ФЗ, от 02.08.2019 № 286-ФЗ, от 02.08.2019 № 299-ФЗ, от 27.12.2019 № 480-ФЗ, от 25.05.2020 № 162-ФЗ, от 25.05.2020 № 163-ФЗ, от 13.07.2020 № 202-ФЗ, от 31.07.2020 № 269-ФЗ, от 08.12.2020 № 404-ФЗ, от 22.12.2020 № 445-ФЗ, от 30.12.2020 № 494-ФЗ, от 30.12.2020 № 505-ФЗ, от 30.12.2020 № 518-ФЗ, от 05.04.2021 № 79-ФЗ, от 30.04.2021 № 120-ФЗ)
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона. Основные положения
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.
2. Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.
3. Государственная регистрация прав на недвижимое имущество — юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества (далее — государственная регистрация прав).
4. Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)
5. Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)
6. Государственной регистрации подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132, 1331 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации. В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
7. Государственный кадастровый учет недвижимого имущества — внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (далее также — объекты недвижимости), которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее — государственный кадастровый учет). (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 315-ФЗ)
8. Положения настоящего Федерального закона не применяются к государственному учету и государственной регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, участки недр. (В редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)
Статья 2. Правовая основа государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
1. Правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации. (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)
2. В случаях, установленных настоящим Федеральным законом, актами Президента Российской Федерации и актами Правительства Российской Федерации,правовую основу отношений, указанных в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона, составляют также нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения Единого государственного реестра недвижимости, осуществления государственного кадастрового учета недвижимого имущества, государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее — орган нормативно-правового регулирования). (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)
Статья 3. Орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав
1. Государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее — орган регистрации прав). (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)
2. Федеральный орган исполнительной власти, указанный в части 1 настоящей статьи:
1) координирует и контролирует деятельность органов регистрации прав;
2) обеспечивает соблюдение органами регистрации прав порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости, а также осуществляет эксплуатацию федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;
3) разрабатывает и издает методические материалы для органов регистрации прав по вопросам осуществления государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведения Единого государственного реестра недвижимости, предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
4) обеспечивает обучение и повышение квалификации работников органов регистрации прав;
5) осуществляет иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относятся:
1) прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов;
2) проверка действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти;
3) проверка наличия ранее зарегистрированных и ранее заявленных прав;
4) государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав;
5) выдача документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
6) ведение Единого государственного реестра недвижимости, если иное не установлено настоящим Федеральным законом; (В редакции Федерального закона от 30.04.2021 № 120-ФЗ)
7) принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей;
(Часть в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 361-ФЗ)
4. (Часть утратила силу — Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ)
5. (Часть введена — Федеральный закон от 03.07.2016 № 361-ФЗ) (Утратила силу — Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ)
Статья 31. Федеральное государственное бюджетное учреждение, подведомственное органу регистрации прав и осуществляющее полномочия в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
1. В сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав отдельные полномочия и оказание отдельных государственных услуг могут осуществляться федеральным государственным бюджетным учреждением, подведомственным федеральному органу исполнительной власти, указанному в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона.
2. Федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 настоящей статьи, в сфере государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав осуществляет следующие полномочия и оказывает следующие государственные услуги:
1) выездной прием заявления о государственном кадастровом учете и (или) государственной регистрации прав и прилагаемых к нему документов, выдача посредством курьерской доставки документов, подтверждающих осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, иных документов, подлежащих выдаче заявителям после осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав в соответствии с настоящим Федеральным законом в форме документов на бумажном носителе, а также уведомлений о приостановлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, уведомлений об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, уведомлений о прекращении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав;
2) предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также аналитической информации, полученной на основе сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости;
3) ведение реестра границ, указанного в пункте 3 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона;
4) обеспечение информационного взаимодействия органа регистрации прав с кадастровыми инженерами в соответствии со статьей 20 настоящего Федерального закона;
5) выполнение функций оператора федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости;
6) перевод документов, содержащихся в реестровых делах, хранение которых осуществляется (осуществлялось) в форме документов на бумажном носителе, в форму электронных образов таких документов;
7) разработка, внедрение и информационная поддержка электронных сервисов, необходимых для оказания услуг в сфере государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав и предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, а также оказание указанных услуг посредством этих электронных сервисов;
9) иные полномочия, предусмотренные решением федерального органа исполнительной власти, указанного в части 1 статьи 3 настоящего Федерального закона, за исключением полномочий, установленных пунктом 4 части 3 статьи 3 настоящего Федерального закона.
3. На федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 настоящей статьи, при осуществлении им полномочий и оказании услуг, предусмотренных настоящей статьей, распространяются предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» требования к организации и порядку взаимодействия с заявителями при предоставлении государственных услуг и положения об ответственности за нарушение данных требований. Положения настоящего Федерального закона применяются к такому федеральному государственному бюджетному учреждению постольку, поскольку иное не вытекает из существа соответствующих правоотношений.
4. Федеральное государственное бюджетное учреждение, указанное в части 1 настоящей статьи, вправе в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, осуществлять подготовку документов, необходимых для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, указанных в пункте 3 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона.
5. Доходы от осуществления деятельности, указанной в настоящей статье, а также в части 1 статьи 33 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», поступают в распоряжение федерального государственного бюджетного учреждения, указанного в части 1 настоящей статьи, если иное не установлено бюджетным законодательством Российской Федерации.
(Статья введена — Федеральный закон от 30.04.2021 № 120-ФЗ)
Статья 4. Участники отношений при осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав
Участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, являются собственники недвижимого имущества и обладатели иных подлежащих государственной регистрации прав на него, другие лица в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях, в том числе граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, российские и иностранные юридические лица, международные организации, Союзное государство, иностранные государства, Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, кадастровые инженеры, нотариусы, судебные приставы-исполнители, с одной стороны, и орган регистрации прав — с другой.
Статья 5. Идентификаторы, используемые при ведении Единого государственного реестра недвижимости
1. Каждый объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеет неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации кадастровый номер, присваиваемый органом регистрации прав.
2. Каждая запись о праве на объект недвижимости, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости, об ограничении права или обременении объекта недвижимости идентифицируется неизменяемым, не повторяющимся во времени и на территории Российской Федерации номером регистрации.
3. В целях присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров орган регистрации прав осуществляет кадастровое деление территории Российской Федерации на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы (далее — единицы кадастрового деления). При установлении или изменении единиц кадастрового деления соответствующие сведения вносятся в Единый государственный реестр недвижимости на основании правовых актов органа регистрации прав.
4. Границы зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границы публичных сервитутов, границы территорий объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия), особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее — особые экономические зоны), охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, Государственная граница Российской Федерации, границы между субъектами Российской Федерации, границы муниципальных образований, границы населенных пунктов, береговые линии (границы водных объектов), границы Байкальской природной территории и ее экологических зон, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости, имеют неизменяемый, не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации идентификационный реестровый номер (далее — реестровый номер границ), присваиваемый органом регистрации прав. (В редакции федеральных законов от 03.08.2018 № 341-ФЗ, от 27.12.2018 № 538-ФЗ, от 18.07.2019 № 194-ФЗ)
5. Порядок кадастрового деления территории Российской Федерации, порядок присвоения объектам недвижимости кадастровых номеров, номеров регистрации, реестровых номеров границ устанавливаются органом нормативно-правового регулирования.
6. Содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости кадастровые номера, номера регистрации, реестровые номера границ обязательны для использования в иных государственных информационных ресурсах, а также при межведомственном информационном взаимодействии.
Статья 6. Геодезическая и картографическая основы Единого государственного реестра недвижимости
1. Геодезической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — геодезическая основа) являются государственные геодезические сети, а также геодезические сети специального назначения, создаваемые в соответствии с законодательством о геодезии и картографии (далее — опорные межевые сети). (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ)
2. Картографической основой Единого государственного реестра недвижимости (далее — картографическая основа) является единая электронная картографическая основа, создаваемая в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. Сведения о картографической основе размещаются на официальном сайте органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — официальный сайт). (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ)
3. Геодезическая и картографическая основы создаются и обновляются в соответствии с законодательством о геодезии и картографии. (В редакции Федерального закона от 30.12.2015 № 431-ФЗ)
4. Для ведения Единого