Порядок подачи жалобы
Жалоба подается в вышестоящий налоговый орган. Подать ее необходимо через налоговую, которая вынесла обжалуемый ненормативный акт или совершила действия, ставшие предметом обжалования.
Приняв жалобу, налоговый орган должен на протяжении 3 дней с момента ее поступления перенаправить ее, а также все материалы, которые касаются жалобы, в вышестоящий налоговый орган.
Закон не оговаривает последствий ситуации, при которой жалоба направляется непосредственно в вышестоящий налоговый орган, однако, исходя из практики, такие жалобы зачастую возвращаются лицу, которое их подало, что ведет к пропуску сроков их подачи.
Определением возможности рассмотрения жалобы занимается подразделение досудебного урегулирования налоговых споров, которому передается жалоба в течение следующего дня после ее поступления в налоговый орган.
На определение возможности рассмотрения жалобы отводится 3 рабочих дня. В течение этого времени налоговый орган выясняет есть ли основания для того чтобы оставить ее без рассмотрения. Перечень таких оснований устанавливает статья 139. 3 НК РФ.
Если такие обстоятельства будут установлены, информация об их наличии передается в вышестоящий налоговый орган сопроводительным письмом.
Если жалоба подается в вышестоящий налоговый орган, госпошлина не уплачивается.
Форма жалоб законом не установлена, соответственно составить ее можно в произвольной форме. О результатах рассмотрения поданной жалобы налогоплательщик должен быть уведомлен письменно в соответствии с требованиями ст. 140 НК РФ.
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении является процессуальным документом, в котором выражается несогласие как с постановлением полностью, либо с его частью.
Данная жалоба не является апелляционной жалобой, поскольку Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ) установлен свой порядок обжалования постановлений, не вступивших в законную силу.
Кодексом подача апелляционных жалоб не предусмотрена, хотя обе жалобы, несмотря на разные наименования, имеют один и тот же смысл – отмену или изменение постановления, принятого в первой инстанции.
Кто вправе подать жалобу на постановление по делу об административном правонарушении
Перечень лиц, имеющих право обжаловать постановление судьи или должностного, поименован в статьях 25.1 – 25.5.1 КоАП РФ. Ими являются:
- лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (статья 25.1);
- потерпевший (статья 25.2);
- законные представители физического лица (статья 25.3);
- законные представители юридического лица (статья 25.4);
- защитник и представитель (статья 25.5);
- уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей (статья 25.5.1).
Кроме того, постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное судьей, может быть также обжаловано в вышестоящий суд также должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении (ч. 1.1 ст. 30.1). Т.е. правом обжалования обладает то должностное лицо, которое составило протокол об административном правонарушении и направило его в суд для рассмотрения.
Срок подачи жалобы
Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочными рассматривать жалобу
Жалобы на постановления по делам об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1 – 5.25, 5.45 – 5.52, 5.56, 5.58, 5.69 настоящего Кодекса, могут быть поданы в пятидневный срок со дня вручения или получения копий постановлений
Как и куда подается жалоба
Как установлено ст. 30.2 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу. При этом жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.
При обжаловании постановления судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения жалоба направляется в вышестоящий суд в день получения жалобы.
Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности направляется в вышестоящий суд в день получения жалобы.
Подача жалобы государственной пошлиной не облагается.
Требования к содержанию жалобы
Особых требований к содержанию жалобы на постановление по делу об административных правонарушениях КоАП РФ не предъявляет. Однако, жалоба должна в себе содержать такие обязательные элементы:
- Наименование суда или органа куда подается жалоба;
- Фамилия, имя и отчество заявителя, его фактический адрес места жительства;
- Наименование жалобы;
- Ссылка в тексте на оспариваемое постановление: кем и когда принято, назначенная мера административного наказания;
- Доводы, обосновывающие несогласие с обжалуемым постановлением;
- Выраженная просьба об отмене или изменении обжалуемого постановления;
- Подпись, фамилия и инициалы заявителя, дата.
Сроки подачи жалобы
Сроки, в которые подается жалоба на решение налогового органа, устанавливает пункт 2 ст. 139 НК РФ. По общему правилу сроки подачи жалоб составляют один год. Отсчет начинается с того момента, когда предъявитель жалобы узнал о наличии нарушения своих прав.
Если в досудебном порядке урегулировать спор не удалось, налогоплательщик обращается в суд. Отдельного внимания требуют сроки подачи жалобы в суд. Положения ст. 198 АП КРФ устанавливают, что срок для обращения в арбитраж составляют три месяца. Начинается его исчисление от момента, когда истец узнал о нарушении своих прав.
Статья 101.2 НК РФ имеет двухзначное толкование этого вопроса и говорит о том, что:
- обжаловать решение в суде можно только в том случае если соблюдена процедура досудебного обжалования в вышестоящем органе;
- течение сроков обжалования начинается после того, как заинтересованное лицо узнало, что вынесенное в отношении него решение вышестоящего органа вступило в силу.
При этом вышестоящий налоговый орган, который должен принять решение не несет ответственности за нарушение сроков его принятия и не подлежит наказанию за бездействие. Данный вопрос законодательно не урегулирован и поэтому при подаче жалобы исчисление сроков полностью зависит от мнения судебного органа, рассматривающего дело.
Если решение Арбитражного суда не вступило в законную силу, оно может быть обжаловано заинтересованной стороной, участвовавшей деле, в апелляционной инстанции. Срок подачи апелляционной жалобы на решение суда составляет один месяц в соответствии с требованиями статьи 259 АПК КРФ.
Сроки подачи жалобы после того как решение апелляционного суда будет принято тоже существуют. Срок, в который подается жалоба на определение апелляционного суда, не удовлетворившее какую-либо из сторон спора, составляет 2 месяца после того, как не устроившее сторону решение вступит в законную силу. Жалоба подается в кассационную инстанцию.
Срок, в который после подачи жалобы Верховный Суд должен пересмотреть судебные акты, которые вступили в законную силу, опираясь на положения статьи 308. 1 АПК РФ, не должен превышать двух месяцев. Обратиться в ВС РФ в порядке надзора могут лица, участвовавшие в деле.
Как написать жалобу в Верховный суд
Для того чтобы подать жалобу в Верховный суд, повод должен быть очень веским, даже исключительным. И, как уже было сказано выше, только после того, как отрицательный результат вы получили во всех нижестоящих судах.
Жалобу в ВС можно подать на решения, вступившие в законную силу, или в связи с тем, что в деле появились новые или вновь открывшиеся обстоятельства.
В Верховный суд можно подать следующие виды жалоб: апелляционную, кассационную и надзорную.
Апелляционная жалоба – это жалоба на решение суда первой инстанции, которое не успело вступить в законную силу. Она рассматривается в пределах тех доводов, которые составляют ее фактическую базу – в апелляционную жалобу не могут быть внесены требования, которые не были заявлены в суд первой инстанции. Поэтому так важно, чтобы содержание и формулировки, представленные в этом документе, были максимально убедительны для ВС.
Цель кассационной жалобы в Верховный суд РФ – защита интересов участников судебного разбирательства за счет изменения или отмены решения нижестоящего суда (первой и апелляционной инстанции). Данная жалоба подается на решение судебного органа, вступившее в законную силу, а задача вышестоящего суда – проверить законность приговора и любого другого судебного решения.
Если Верховный суд оставил, например, вашу кассационную жалобу без изменений и вернул ее, то подавать ее повторно уже не имеет смысла – регламент этого не позволит.
Еще один шанс – подать жалобу на имя Председателя ВС РФ. Цель этой процедуры – оспорить отказ в передаче кассационной жалобы в кассационную инстанцию, который вынес судья Верховного суда.
Председатель Верховного суда вправе не согласиться с решениями других судей ВС, и ваша жалоба может достичь поставленной вами цели.
Жалоба в порядке надзора (надзорная жалоба) подается в Президиум ВС РФ, который располагает более широкими полномочиями, чем суд кассационной инстанции. Надзорные жалобы в Верховный суд РФ подаются на вступившие в законную силу приговоры судов субъектов федерации, если эти приговоры обжаловались в апелляционном порядке в ВС РФ.
В жалобе в порядке надзора должны быть указаны все вступившие в силу постановления, принятые судами первой, апелляционной и кассационной инстанций, так как именно эти постановления являются предметом для пересмотра по надзорной жалобе.
Если вы дошли до этапа подачи жалобы в порядке надзора, значит, за спиной у вас долгий и сложный путь, отнявший много сил, времени и нервов. И так важно сделать этот последний шаг уверенно и правильно!
К сожалению, именно на этом, предельно ответственном этапе случаются просто фатальные по своей неосмотрительности ошибки и упущения. И допускают их чаще всего нанятые защитники. Вот самые распространенные причины для отклонения Верховным судом надзорной жалобы.
- Защитник, который предлагает отправить в ВС надзорную жалобу, лично подписанную осужденным, попросту «подставляет» своего подопечного… Такой документ нарушает правила внутреннего распорядка исправительного учреждения и является незаконным. Осужденный имеет право подавать жалобы исключительно через спецчасть учреждения, в котором он отбывает наказание. Если для адвоката принципиально важно предоставить в суд высшей инстанции надзорную жалобу от заключенного, то к ней в обязательном порядке должно быть приложено сопроводительное письмо от руководителя исправительного учреждения.
- Попытки, что называется, «прыгнуть через голову» и обратиться сразу в Верховный суд, минуя судебный орган субъекта Федерации, заведомо обречены на неуспех. Чтобы не тратить драгоценное время (а зачастую в судебном процессе оно на вес золота), необходимо соблюдать имеющийся порядок обращения в суды различных инстанций.
Это только малая толика тех подвохов, ошибок и упущений, которые негативно скажутся на процедуре подачи надзорной жалобы. А ведь она – тот самый последний шанс, который никак нельзя упустить! И если практикующие юристы допускают такие досадные ошибки, то что говорить о рядовых гражданах, которым не знакома и сотая доля всех особенностей работы защитника.
Поэтому на стадии надзора так важно найти не просто хорошего, а очень хорошего адвоката.
Пропущенный срок подачи жалобы
Законодательством РФ установлены четкие сроки для выполнения каждого процессуального действия. Однако различные жизненные обстоятельства в некоторых случаях препятствуют их исполнению, что ведет к нарушению сроков и, как следствие, утрате возможности воспользоваться помощью правосудия.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи жалобы возможно восстановить. Для этого необходимо подать заявление с просьбой о восстановлении срока для подачи жалобы. В данном заявлении необходимо обосновать уважительность причин, которые привели к его пропуску.
Прилагаемые документы к жалобе
Документы, прилагаемые к жалобе, необходимы для того, чтобы налоговые органы могли получить дополнительные сведения по обстоятельствам рассматриваемого дела Истец может заявить о смягчающих и отягчающих обстоятельствах.
Также в жалобе указывается факт несоблюдения сроков подачи жалобы и указание на запрос восстановления упущенной возможности подать документы.
Среди прилагаемых документов чаще всего используются документы, подтверждающие доводы истца об обоснованности жалобы.
К примеру, данные расчета оспариваемой суммы излишне уплаченных штрафов или пени, сумм налогов и сборов, налоговых вычетов и т.д. Если жалобу подает законный представитель, то необходимо наличие документов, подтверждающих его полномочия.
Таким образом, содержание апелляционной жалобы идентично содержанию прочих налоговых жалоб. На работу с таким документом распространяются требования статьи 139.2 НК РФ.
Налогоплательщик, подающий жалобу, должен ознакомиться с нормами налогового законодательства о формах и процедурах подачи жалобы для получения необходимого конечного результата.
Автор статьи
Уважительные причины пропуска срока подачи жалобы
Перечня причин, которые являются уважительными и должны указываться в заявлении на восстановление процессуального срока подачи жалобы, законодатель не определил. В данном вопросе необходимо опираться на судебную практику.
Принимая решение о том, является ли уважительной причина пропуска срока подача жалобы, суды руководствуются ст. 205 ГК РФ, которая устанавливает основания, по которым срок может быть восстановлен.
Исходя из анализа арбитражной практики, основаниями для восстановления срока подачи жалобы могут стать:
- тяжелая болезнь, которая помешала истцу своевременно защитить свои права;
- беспомощное состояние;
- любые форс-мажорные обстоятельства, доказать которые истец сможет, которые не дали возможности ему участвовать в процессуальных действиях;
- правовая неграмотность;
- несвоевременное получение истцом обжалуемого решения, что исключает его вину в пропуске сроков.
Восстановление срока подачи жалобы
Восстановить срок подачи жалобы, если причины его пропуска уважительны, может вышестоящий налоговый орган, если сочтет, что причины, указанные лицом в заявлении на восстановление срока были препятствием для своевременного обращения с жалобой.
Отказ восстановить срок подачи жалобы служит основанием оставить ее без рассмотрения.
Если срок обжалования в вышестоящий налоговый орган пропущен, то порядок досудебного урегулирования спора считается не соблюденным, и лицо утрачивает право на обращение в суд.
Тоже касается и срока подачи жалобы на восстановление пропущенного срока.
Продление срока подачи жалобы
Одновременно с жалобой, срок подачи которой пропущен, должно быть подано ходатайство с просьбой восстановить пропущенный срок подачи жалобы.
К форме ходатайства о восстановлении срока подачи жалобы нет законодательных требований, но вероятность ее удовлетворения значительно возрастает, если при ее составлении придерживаться следующих правил:
- четко изложить причины, которые привели к пропуску сроков;
- сделать ссылки на нормы закона, регулирующие порядок предоставления жалобы и восстановления сроков ее подачи;
- документально подтвердить уважительность причин, которые привели к пропуску срока.
Решение оставить жалобу без рассмотрения, принятое по итогам рассмотрения ходатайства о продлении сроков подачи жалобы, принимается на протяжении 5 дней после его подачи.
Лицо, которое подало жалобу, уведомляется о принятом решении письменно в течение трех дней с момента его принятия.
Однако если вышестоящий налоговый орган примет жалобу, которая подана с нарушением сроков к своему рассмотрению и рассмотрит ее, соответствующее заявление налогоплательщика суд примет к своему производству.