Поставщик не передал документы на товар. Можно ли не платить


После этого возможно три варианта развития событий:

Поставщик соглашается со всеми требованиями. В этом случае он отправляет в адрес заказчика письмо о своем намерении оплатить неустойку, и переводит денежные средства на указанные реквизиты.

Поставщик согласен, что нарушил сроки поставки, но не хочет оплачивать неустойку. Заказчик может взыскать её самостоятельно из банковской гарантии, если это предусмотрено документом, кроме того существует возможность удержать неустойку из денежных средств, перечисленные в качестве обеспечения контракта.

Возврат некачественного товара

В хозяйственной практике каждой организации бывают ситуации, когда поступивший от поставщика (или поставленный покупателю) товар оказывается бракованным.

Как правильно отразить возврат бракованного товара в бухгалтерском учете, Вы узнаете из этой статьи.
Возврат некачественного товара
Согласно ст. 469 Гражданского кодекса РФ

продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи.

Если продавец передал покупателю некачественный товар

, то в соответствии со
ст. 475 ГК РФ
покупатель вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы.

При этом покупатель имеет право

вернуть некачественный товар, а
продавец обязан
принять указанный товар и вернуть уплаченные за товар денежные средства, независимо от того, предусмотрено ли это условиями договора (
п. 5 ст. 475 ГК РФ
).

В случае, если товары ненадлежащего качества были переданы покупателю на основании договора поставки, то покупатель не вправе предъявить поставщику требование о возврате товара

, если поставщик, получивший уведомление покупателя о недостатках поставленных товаров, без промедления заменит поставленные товары товарами надлежащего качества (
п. 1 ст. 518 ГК РФ
).

Следует также учитывать положения ст. 476 ГК РФ

, согласно которой продавец отвечает за недостатки товара,
если покупатель докажет
, что недостатки товара возникли до его передачи покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который продавцом предоставлена гарантия качества

, продавец отвечает за недостатки товара, если не докажет, что недостатки товара возникли после его передачи покупателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товаром или его хранения, либо действий третьих лиц, либо непреодолимой силы.

Согласно ст. 483 ГК РФ

покупатель обязан
известить продавца
о нарушении условий договора купли-продажи о качестве товара в срок, предусмотренный законом, иными правовыми актами или договором, а если такой срок не установлен, в разумный срок после того, как нарушение соответствующего условия договора должно было быть обнаружено исходя из характера и назначения товара.

В случае невыполнения указанного правила

продавец вправе отказаться полностью или частично от удовлетворения требований покупателя, если докажет, что невыполнение этого правила покупателем повлекло невозможность удовлетворить его требования или влечет для продавца несоизмеримые расходы по сравнению с теми, которые он понес бы, если бы был своевременно извещен о нарушении договора.

Покупатель, приобретающий товары по договору поставки, обязан осмотреть принятые товары, проверить их качество и количество

и о выявленных несоответствиях или недостатках товаров незамедлительно
письменно уведомить поставщика
(
п. 2 ст. 513 ГК РФ
).

Таким образом, при обнаружении некачественного товара покупатель обязан выставить письменную претензию

по качеству товара на имя продавца. Для этого необходимо
документальное подтверждение
выявленных недостатков товара.

Если недостатки товара выявлены во время приемки товара от продавца, составляется Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке товарно-материальных ценностей

(форма № ТОРГ-2) или
Акт об установленном расхождении по количеству и качеству при приемке импортных товаров
(форма № ТОРГ-3).

Формы актов утверждены постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 г. № 132.

Указанные акты применяются для оформления приемки товарно-материальных ценностей

, имеющих количественные и качественные расхождения по сравнению с данными сопроводительных документов поставщика. Являются
юридическим основанием
для предъявления претензии поставщику, отправителю.

Акты составляются по результатам приемки членами комиссии и экспертом организации

, на которую возложено проведение экспертизы, с участием представителей организаций поставщика и получателя или представителем организации-получателя с участием компетентного представителя незаинтересованной организации.

При приемке товарно-материальных ценностей акты о приемке с приложением документов (счета-фактуры, накладные и т.д.) передаются в бухгалтерию под расписку

и для направления претензионного письма поставщику.

Если недостатки товара выявлены после оприходования товара покупателем

, последним также составляется акт о некачественном товаре.

Во избежание недоразумений можно приложить и заключение эксперта

.

Возврат некачественного товара нельзя рассматривать как реализацию.

Согласно ст. 39 Налогового кодекса РФ

реализацией товаров признается передача на возмездной основе права собственности на товары одним лицом для другого лица.

При возврате некачественного товара стороны действуют не на основании нового договора, а исполняют обязательства, установленные прежним договором.

Товар возвращается продавцу на основании того же договора, по которому товар был приобретен ранее. Товар не переходит в собственность нового лица, а возвращается продавцу. В результате стороны возвращаются в первоначальное положение.

В бухгалтерском учете покупателя

при возврате некачественного товара делаются следующие записи:

ДЕБЕТ 76.2 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет «Расчеты по претензиям» КРЕДИТ 41 «Товары», 10 «Материалы»

(в случае, если приобретенный по договору поставки товар является для покупателя материалом)

– на основании предъявленной поставщику претензии отражен возврат некачественного товара, который ранее был оприходован

или

ДЕБЕТ 76.2 КРЕДИТ 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

– предъявлена поставщику претензия по некачественным товарам, которые не были оприходованы покупателем.

В этом случае некачественные товары числятся у покупателя по дебету счета 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение» и в момент возврата списываются с забалансового учета записью: кредит 002

.

Поступление денежных средств за возвращенный некачественный товар покупатель

отражает записью:

ДЕБЕТ 50 «Касса», 51 «Расчетные счета» КРЕДИТ 76.2.

Для целей исчисления налога на прибыль

в аналитическом налоговом регистре покупателю следует отразить уменьшение стоимости покупных товаров на сумму возвращенных продавцу некачественных товаров.

При возврате товара покупателем продавец

для формирования в учете реальной величины выручки, полученной в отчетном периоде от продажи товара, и величины себестоимости проданного товара отражает в учете их корректировку путем внесения исправительных записей по соответствующим счетам:

ДЕБЕТ 90-2 «Продажи», субсчет «Себестоимость продаж» КРЕДИТ 41

– восстанавливается покупная стоимость товара на основании накладной на возврат товара;

ДЕБЕТ 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» КРЕДИТ 90-1 «Продажи», субсчет «Выручка»

– сторнируется сумма выручки от реализации возвращенного товара;

ДЕБЕТ 62 КРЕДИТ 50, 51

– возвращены покупателю денежные средства за некачественный товар.

Налог на добавленную стоимость

Согласно п. 5 ст. 171 НК РФ

суммы НДС, предъявленные продавцом покупателю и уплаченные продавцом в бюджет при реализации товаров,
в случае возврата этих товаров
(в том числе в течение действия гарантийного срока) продавцу или отказа от них,
подлежат вычету
.

Продавец

может произвести указанный вычет в полном объеме
после отражения в учете соответствующих операций по корректировке
в связи с возвратом товаров или отказом от товаров (работ, услуг), но не позднее одного года с момента возврата или отказа (
п. 4 ст. 172 НК РФ
).

ДЕБЕТ 68 КРЕДИТ 90-3 «Продажи», субсчет «НДС»

– предъявлен к вычету НДС, ранее начисленный и уплаченный в бюджет от продажи возвращенного товара.

Сумма указанного вычета отражается по строке 360 налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость

, утвержденной приказом Минфина РФ от 03.03.2005 г. № 31н.

Покупатель

в отличие от продавца
не имеет права на вычет сумм НДС
, уплаченных продавцу при покупке впоследствии возвращаемого товара.

Покупатель

должен
восстановить
сумму НДС по возвращенным товарам, предъявленную им к вычету при оприходовании и оплате указанных товаров.

Сумма НДС покрывается за счет средств, полученных от продавца.

Это отражается в бухгалтерском учете покупателя следующими записями:

ДЕБЕТ 19 КРЕДИТ 68

– восстановлена ранее принятая к вычету сумма НДС по некачественным товарам, возвращаемым поставщику;

ДЕБЕТ 76.2 КРЕДИТ 19

– сумма НДС включена в сумму претензии, предъявленной поставщику.

Товар не поставлен вовсе

Если в ответ на претензию о нарушения сроках поставки контрагент не отвечает или говорит о том, что товар поставлен не будет, то заказчик вправе расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Такое право должно быть обязательно предусмотрено самим договором.

После принятия решения о расторжении контракта, заказчик публикует его в ЕИС в течение трех суток. Одновременно с этим он отправляет соответствующее извещение. Если в течение 10 суток с момента получения уведомления поставщик не выполняет своих обязательств, то договор автоматически признается расторгнутым.

Начислять или не начислять?

Заказчик обязан начислять штрафные санкции вне зависимости от своего желания, и также не может изменять их ставки. Но есть отдельные случаи, когда за заказчиком остается право выбора — включать ли в контракт штрафные санкции. Это закупка у единственного поставщика услуг на посещение кинотеатра, театры, концерта, музея, спортивного мероприятия, цирка или зоопарка, а также контракт на поставку лекарств.

В остальных случаях санкции должны быть применены, и избежать их можно, лишь оспорив в суде. Часть 9 статьи 22 закона 44-ФЗ говорит о том, что если вины поставщика в неисполнении его обязанностей нет, то он освобождается от уплаты неустойки. При этом он должен доказать, что неисполнение или ненадлежащее исполнение им условий контракта произошло по вине заказчика либо вследствие воздействия обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажора). Поскольку полного списка таких обстоятельств законодательство не содержит, то не всегда понятно, что можно подвести под это определение. Хорошо, если в контракте заказчик пропишет такие обстоятельства. Например, это могут быть природные катаклизмы или военные действия. Если перечень обстоятельств непреодолимой силы в контракте отсутствует, то доказать свою невиновность поставщику будет сложнее.

Доставлена только часть товара

Иногда бывают ситуации, когда контракт предусматривает одну поставку, но по факту товар привозят частями. Если запрет на такие действия не прописан в контракте, то заказчик не вправе отказать в приемке товара. При этом поставленную без нареканий партию придется оплатить.

Когда поставщик допускает просрочку поставки оставшейся продукции, заказчик должен выставить ему соответствующую претензию. В ней он может потребовать устранения нарушения и выплаты неустойки или расторжения контракта, если такая возможность предусмотрена текстом договора.

Когда можно не платить за поставку

Покупатель может отказаться заплатить по договору, если вместе с товаром не получил сопроводительные документы от поставщика. Читайте в статье, когда компания вправе не оплатить поставку, а когда это делать небезопасно.
В договоре можно записать условия и сроки, по которым поставщик должен представить дополнительные документы, например, о качестве товара, его технических характеристиках или гарантийных обязательствах поставщика. Если контрагент забывает направить бумаги в установленное время, покупатель назначает новый период. Поставщик может проигнорировать и новые сроки, тогда покупатель вправе не платить за поставку.

Вместе с товаром подрядчик мог передать транспортную накладную или универсальный передаточный документ. Но не во всех случаях эти бумаги — основание для оплаты товара. Например, по условиям поставки компания должна перевести деньги, только когда получит другие документы: банковскую гарантию или гарантийный талон. При их отсутствии можно приостановить приемку и оплату.

Если поставщик обратится в суд с иском о взыскании задолженности по оплате, ходатайствуйте о предоставлении истцом доказательств, что он передал сопроводительные документы. Если контрагент не докажет, что передавал бумаги из договора, суд встанет на сторону компании.

Пример: предприятие отказалось оплатить поставку. Покупатель заявил, что по договору подрядчик должен был передать товар по накладной ТОРГ‑12, акту приемки товара и накладной ТОРГ‑1.Поставщик также должен был предоставить техпаспорт, упаковочный лист и сертификат соответствия. Из документов предприятие получило лишь накладные и акт, поэтому решило не платить. Поставщик подал иск, но суд встал на сторону покупателя и отказал в удовлетворении требований истца.

В другом деле по условиям контракта подрядчик должен был предоставить банковскую гарантию, но так этого и не сделал. Суд поддержал покупателя и дополнительно удовлетворил его требования о взыскании с продавца неустойки за задержку в поставке товара.

Даже когда поставщик передал дополнительные документы, проверьте, чтобы бумаги были действительные. Например, сертификаты соответствия могут быть старыми, с истекшим сроком действия.

Из-за недействительных документов компания вправе не оплачивать поставку. Пример: поодрядчик предоставил покупателю сертификаты соответствия, которые не соответствовали новому техническому регламенту, устаревшие бумаги не подтверждали надлежащее качество товара. Покупатель вправе не платить и потребовать предоставления достоверной документации.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: