В 2021 году произошел ряд изменений законодательства о приватизации:
- определен новый уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по нормативно-правовому регулированию;
- установлены дополнительные требования к планированию приватизации;
- уточнен порядок предоставления отчетности о результатах приватизации.
В нашей статье подробнее остановимся на указанных новшествах и законопроектах о внесении изменений в Закон № 178-ФЗ, которые касаются:
- приватизации имущества без включения в программу приватизации;
- продажи имущества на торгах единственному участнику;
- отмены предоставления предприятиями и хозяйственными обществами бухгалтерской отчетности в органы власти, уполномоченные в сфере приватизации;
- участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества;
- приватизации газовых сетей.
- ПРИНЯТЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ
1.1. Нормативно-правовое регулирование в сфере приватизации
С 24.04.2020 Министерство финансов Российской Федерации (далее — Минфин России) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере приватизации государственного и муниципального имущества. Положение о Минфине России данным полномочием дополнило Постановление Правительства Российской Федерации от 12.04.2020 № 491 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
С 12.08.2020 изменены Правила подготовки и принятия решений об условиях приватизации федерального имущества. Изменения внесены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2020 № 1133 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».
Теперь Министерство финансов Российской Федерации уполномочено вносить в Правительство Российской Федерации:
- проекты решений об условиях приватизации и установлении обременения федерального имущества;
- предложения об отмене либо изменении решений Правительства Российской Федерации об условиях приватизации имущества.
До этого указанные полномочия относились к Минэкономразвития России.
1.2. Планирование приватизации и отчетность о ее результатах
С 11.08.2020 изменились требования к планированию программ приватизации и предоставлению информации о результатах их исполнения. В силу Федерального закона от 31.07.2020 № 293-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» субъекты Российской Федерации и муниципальные образования обязаны:
- определять порядок планирования приватизации имущества в соответствии с порядком разработки программ приватизации государственного и муниципального имущества;
- готовить ежегодную информацию о результатах приватизации имущества по единым формам.
Указанные порядок и формы Правительством Российской Федерации пока не утверждены, однако еще в 2021 году Минэкономразвития России подготовило соответствующий проект постановления Правительства Российской Федерации, согласно которому правила разработки программ приватизации имущества содержат следующие положения:
- программа приватизации формируется на период от 1 до 3 лет;
- разрабатывает и утверждает программу приватизации Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
- утвердить программу приватизации необходимо не позднее, чем за 10 рабочих дней до начала планового периода;
- программа приватизации публикуется в сети Интернет в течение 15 рабочих дней со дня утверждения;
- программа приватизации должна содержать сведения об имуществе и планируемых доходах;
- имущество, включенное в программу приватизации, группируется по отраслям экономики (сферам управления);
- утверждаются единые формы отчетов об итогах приватизации.
После утверждения Правительством Российской Федерации правил разработки программ приватизации, региональным органам власти и органам местного самоуправления необходимо будет скорректировать правовые акты, которыми определен порядок планирования приватизации имущества.
- ЗАКОНОПРОЕКТЫ
В целях совершенствования процессов приватизации и устранения пробелов в законодательстве в период 2021 — 2021 годов Минфином России и отдельными федеральными органами исполнительной власти подготовлен ряд законопроектов, предусматривающих внесение изменений в Закон № 178-ФЗ.
2.1. Приватизация без включения имущества в программу приватизации и продажа имущества единственному участнику торгов
Минфином России разработан и внесён на обсуждение проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», направленный на ускорение темпов вовлечения в хозяйственный оборот федерального имущества, не востребованного государством для исполнения функций и не приносящего доход. Законопроект разработан во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 08.07.2020 № ММ-П13-7425.
Законопроект предусматривает два послабления в целях сокращения сроков продажи имущества:
- Планируется разрешить приватизировать следующее федеральное имущества без включения в программу приватизации:
- движимое имущество;
- недвижимое имущество, и кадастровая и балансовая стоимости которого не превышают 100 млн. рублей. При отсутствии у объекта кадастровой стоимости к учету принимается только балансовая стоимость. Если объект недвижимости отчуждается с земельным участком, то учитывается и кадастровая стоимость участка.
Перечень имущества, приватизировать которое возможно без включения в программу приватизации, будет формировать и утверждать Росимущество (далее – Перечень). Это же ведомство обязано опубликовывать Перечень на сайте https://torgi.gov.ru. Вноситься изменения в Перечень могут только по согласованию с Минфином России и ФАС России. Правила формирования Перечня определит Правительство Российской Федерации. При этом акции и доли в уставных капиталах хозяйственных обществ необходимо включать в программу приватизации, как и прежде.
- Планируется разрешить заключать договоры купли-продажи федерального имущества с единственным участником аукциона или продажи публичным предложением.
Правило действует только при приватизации имущества, включенного в Перечень, сформированный Росимуществом. Ценой продажи будет являться начальная цена, или цена предложения, сложившаяся на соответствующем «шаге понижения». Предлагаемые изменения направлены на сокращение сроков продажи, снижения затрат на повторную оценку, содержание и сохранность приватизируемого имущества.
Напомним, действующей редакцией Закона № 178-ФЗ установлен запрет на заключение договора купли-продажи имущества, если в торгах принял участие только один участник. В этом случае торги признаются несостоявшимися, продажу приходится проводить заново.
2.2. Отмена предоставления предприятиями и хозяйственными обществами бухгалтерской отчетности в органы власти, уполномоченные в сфере приватизации
Минфином России разработан и внесён на обсуждение законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы)». Проект федерального закона подготовлен во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 21.12.2019 № СА-П13-11206 в целях упрощения требований к представлению организациями отчетности в государственные органы, завершения реализации концепции «одного окна» представления такой отчетности.
Предлагается отменить обязанность хозяйственных обществ и предприятий, включенных в программу приватизации, предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы, уполномоченные в сфере приватизации. Данным правом будут обладать организации, которые предоставляют отчетность в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (далее – ГИРБО) в соответствии со статьей 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
Напомним, что с 01.01.2020 ФНС России приступила к формированию и ведению ГИРБО. Информация, содержащаяся в ГИРБО, является открытой и общедоступной. Государственные органы, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ получают сведения из ресурса бесплатно.
Таким образом, государственные органы, уполномоченные в сфере приватизации, смогут получать бухгалтерскую (финансовую) отчетность организаций непосредственно из ГИРБО.
2.3. Участие социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации
Верхней палатой парламента Российской Федерации разработан и внесен в Государственную Думу проект закона «О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» в части оказания имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям».
Законопроектом планируется предоставить социально ориентированным некоммерческим организациям (далее – Организации) преимущественное право приобретения арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества. Особенности участия Организаций в приобретении арендуемого имущества будут установлены Федеральным законом от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Имущество может быть выкуплено Организациями без торгов при одновременном соблюдении условий, указанных на рисунке 1:
Рисунок 1 — Условия выкупа имущества без торгов
Приобретение имущества осуществляется по заявлению Организации. Ценой продажи является рыночная стоимость. Имущество, которое приобретается по преимущественному праву, должно быть включено в специальный перечень и использоваться Организацией в целях, указанных в статье 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».
Обязанность использовать имущество в указанных целях сохраняется в течение 5 лет после приобретения. При нарушении данного требования имущество может быть изъято в судебном порядке и возвращено в муниципальную или государственную собственность.
2.4. Приватизация газовых сетей
В декабре 2021 года Министерство энергетики Российской Федерации завершило разработку проекта закона «О внесении изменения в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества», в котором (в части приватизации сетей газораспределения и сетей газопотребления). Независимая антикоррупционная экспертиза и публичное обсуждение законопроекта проведены в сентябре текущего года.
Минэнерго России предлагает предоставить газораспределительным организациям преимущественное право приобретения сетей газораспределения и газопотребления без участия в торгах. Речь идет о сетях, используемых для газоснабжения собственных бытовых нужд потребителей газа, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд. Выкупить такие объекты без торгов газораспределительные организации смогут на основании заявления при одновременном соблюдении следующих условий:
- газораспределительная организация является специализированной организацией, осуществляющей эксплуатацию газораспределительной системы (включая приватизируемый объект газоснабжения) и оказывает услуги, связанные с подачей газа потребителям;
- объект газоснабжения находится у газораспределительной организации на праве аренды или в безвозмездном срочном пользовании непрерывно в эксплуатации в течение двух или более лет.
На рисунке 2 указаны действия органа исполнительной власти, уполномоченного в сфере приватизации, при получении заявления на приобретение газовых сетей:
Рисунок 2 — Последовательность действия органа власти при получении заявления от газораспределительной организации
Заявитель обязан подписать договор купли-продажи в течение 30 дней c даты получения, в случае отказа — объект газоснабжения приватизируется на конкурсе. Уступка преимущественного права выкупа не допускается.
Обобщенная информация по каждому из рассмотренных законопроектов о внесении изменений в Закон № 178-ФЗ приведена в таблице:
Наименование законопроекта | Разработчик законопроекта | Суть законопроекта | Внесение законопроекта в Государственную Думу * | Ссылка на законопроект |
«О внесении изменений в Федеральный закон «О приватизации государственного и муниципального имущества» | Минфин России | Планируется разрешить: 1. Приватизировать федеральное имущество без включения в программу приватизации; 2. Заключать договоры купли-продажи федерального имущества с единственным участником аукциона или продажи публичным предложением | нет | https://regulation.gov.ru/projects#npa=106851 |
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части отмены обязанности представлять годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы)» | Минфин России | Планируется отменить обязанность хозяйственных обществ и предприятий предоставлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность в государственные органы в сфере приватизации | нет | https://regulation.gov.ru/projects#search=02/04/01-20/00098998&npa=98998 |
«О внесении изменений в статью 31.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях» и статью 3 Федерального закона «О приватизации государственного и муниципального имущества» | Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации | Планируется предоставить социально ориентированным некоммерческим организациям преимущественное право приобретения арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества. | да | https://sozd.duma.gov.ru/bill/900526-7 |
«О приватизации государственного и муниципального имущества» | Минэнерго России | Планируется предоставить газораспределительным организациям преимущественное право приобретения без торгов сетей газораспределения и газопотребления | нет | https://regulation.gov.ru/projects#npa=97768 |
* актуально на момент подготовки экспертных материалов
По всем вопросам, связанным
с комплексным управлением имуществом и активами,
вы можете обращаться к специалистам Компании БФТ:
+7
Дачная амнистия
Рекомендуем ознакомиться:
Отказ от доли в приватизированной квартире
Многих обрадовало положение закона о дачной амнистии про приватизацию земли. Однако не всё на самом деле так гладко. Многие граждане и владельцы дач попросту не подпадают под условия дачной амнистии.
Так, основными условиями приватизации дачных участков являются:
- Получение земли до 2001 года. Все участки в садовых и дачных кооперативах, полученные после указанного года, подлежат приватизации в общем порядке. На такие участки в садоводстве дачная амнистия не распространяется.
- Право, предоставленное на землю. Так, приватизировать можно лишь те дачные участки, которые предоставлены на основе права пожизненного владения с последующим наследованием или в постоянное безвозмездное пользование. Аренда земли или иное платное пользование означает необходимость выкупа земли, а не бесплатную приватизацию.
- Если на участке имеются определённые строения, то необходимо в обязательном порядке представить разрешительные документы на строение, в частности, разрешение на ввод соответствующего жилья в эксплуатацию. В противном случае факт наличия строения лучше скрыть или оформить на него документы в качестве вновь возводимого строения.
Если данные условия выполнены, то никаких проблем в приватизации дачи возникнуть не должно.
Если нет определённого правоустанавливающего документа, но земля по факту была выделена ещё до 2001 года, то необходимо запросить копию соответствующего постановления из местной администрации либо через архивную службу соответствующего района.
Если в результате таких действий никаких документов не обнаружится, то приватизация будет осуществляться в общем порядке. При этом будет производиться выкуп земли, а владелец будет обладать преимущественным правом покупки без проведения торгов.