Состав муниципальной собственности

В практике современных экономических отношений в России значительную часть рынка, кроме коммерческих компаний и организаций негосударственного сектора, занимают государственные и муниципальные органы власти.

Они, как субъекты экономических отношений, имеют те же права, что и остальные участники рынка. Причем это участие имеет две стороны. С одной стороны органы местного самоуправления (муниципалитеты) имеют полномочия по установлению порядка коммерческого оборота товаров и объектов недвижимости, а с другой стороны — сами выступают в роли обычных коммерческих контрагентов.

Особый интерес для предпринимателей и частных лиц представляет сфера, связанная недвижимостью конкретного муниципального образования. Как известно, в муниципальной собственности находится довольно значительная часть объектов недвижимости (включая земельные участки), которая используется, как для осуществления муниципальных услуг (больницы, школы, места общественного использования), так и в обычном коммерческом обороте через формы муниципальных предприятий.

Очень часто наличие такого имущества у муниципальных органов власти является скорее бременем, чем активом, способным принести доход в бюджет. Поэтому в еще 1991 году первым законом о местном самоуправлении была принята концепция на приватизацию и реализацию части муниципального имущества через систему торгов, конкурсов и аукционов.

За последние 25 лет, эта система более менее приобрела современную форму, соответствующую принятым в мире стандартам. Через эту систему любой участник может приобрести на конкурсных торгах любое муниципальное имущество, как для личного использования, так и для коммерческих целей

В этой статье будет рассказано об общих принципах организации муниципальных торгов недвижимым имуществом, знание которых позволит многим инвесторам найти оптимальный вариант для реализации своих бизнес — интересов и проектов.

Муниципальное жилье – что это такое?

Получить муниципальную квартиру может далеко не каждый желающий, для этого претендент должен отвечать ряду условий.

Итак, давайте разбираться, что такое муниципальное жилье, и кто имеет право на его получение.

Перечень тех, кто может получить муниципальную жилплощадь прописан в Жилищном кодексе. Если раньше для того, чтобы получить муниципальную недвижимость не требовалось доказывать свою платежеспособность, то на текущий 2021 год данное требование является обязательным.

Это связано с тем, что многие получатели муниципальной площади в дальнейшем не вносят за нее обязательные коммунальные платежи, объясняя тем, что не имеют финансовой возможности делать это.

Тем не менее очередь из нуждающихся меньше от этого не становится. При этом, если претендент имеет право на льготное жилье, это право по-прежнему за ним сохраняется.

Процедура получения муниципальной жилплощади не такая быстрая, как хотелось бы. Это связано в первую очередь с тем, что строительство социального жилья идет не столь быстрыми темпами. И сегодня получают квартиры те, кто вставал на очередь еще в начале 2000-ых.

Для тех, кто интересуется, как купить муниципальную квартиру, отвечаем, сделать это невозможно.

Кто имеет право на муниципальную квартиру?

Перечень льготных категорий довольно широкий, все это социально-незащищенные слои населения:

  • граждане и члены их семьи, не имеющие в собственности какой-либо недвижимости и не занимающие муниципальное жилье;
  • семья, которая имеет в собственности недвижимость, но при условии, что на каждого члена семьи приходится не больше 10 кв. метров;
  • граждане, занимающие жилплощадь на основании договора соцнайма или имеющие собственную жилплощадь, но при условии, что эта недвижимость не отвечает нормативам санитарной безопасности.

Есть льготные категории, претендующие на получение социального жилья вне очереди:

  • дети-сироты, не имеющие официального опекуна;
  • многодетные семьи;
  • ветераны ВОВ;
  • военнослужащие;
  • жильцы аварийного недвижимости;
  • пострадавшие при ликвидации аварии на атомной электростанции;
  • пострадавшие в результате стихийного бедствия;
  • мигранты с Крайнего Севера;
  • переселенцы;
  • болеющие опасными для населения и хроническими недугами.

Плюсы и минусы муниципальной квартиры

Муниципальное жилье несет ряд положительных моментов:

  • оно не облагается налогом, а значит жилец освобожден от дополнительных трат;
  • взнос за капитальный ремонт также не берется, данный платеж производит государство;
  • если случится так, что данная недвижимость будет утрачена, государство обязано будет взамен предоставить другую жилплощадь;
  • начисление коммунальных услуг производится по льготному тарифу, что также ведет к уменьшению обязательных трат;
  • в том случае, если в квартире проживают члены одной семьи, то лицевые счета, на которые идет начисление стоимости за коммунальные услуги, можно объединять;
  • гражданин, проживающий в муниципальной квартире, автоматически защищен от действий мошенников, пытающихся нажиться махинациями на купле-продаже квартир;
  • каждый проживающий в муниципальной квартире имеет право на ее приватизацию.

Отрицательные моменты также имеют место быть:

  • оформление приватизации – не самая простая процедура, заявителю придется бегать по коридорам учреждений не один день;
  • до момента оформления приватизации у проживающего имеются ограниченные права на данную недвижимость, ее нельзя подарить, продать, оформить в качестве залога;
  • если семейная пара, проживающая в муниципальном жилье, надумает разводиться, придется проводить процедуру разделения лицевых счетов;
  • в случае ведения асоциального образа жизни гражданина могут выселить с занимаемой жилплощади.

Управление муниципальной недвижимостью

-подготовку доступной и достоверной, достаточно полной и оперативной информации о недвижимости для граждан и юридических лиц.

Управление муниципальной недвижимостью следует рассматривать как совокупность эффективных действий собственника, направленных на сохранение основных качеств недвижимой собственности или ее приращение; как целенаправленное воздействие на объекты недвижимости и субъекты их использования в интересах муниципального образования, связанное с установлением правил, условий использования муниципальной недвижимости, с достижением поставленных целей, учитывая общественные ценности.

В основе методологии управления муниципальной недвижимостью лежат организационно-правовые и организационно-экономические методы. Организационно правовые методы – это прямые командно-распорядительные воздействия субъектов управления на имущественные отношения в форме прямых административных указаний и правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки стандартных процедур и техники управления.

Организационно-экономические методы – это воздействие субъектов управления на экономические интересы участников имущественных отношений посредством преобразования форм собственности, регулирования деятельности предприятий, использующих муниципальную недвижимость.

Органы местного самоуправления осуществляют права собственника от имени муниципального образования, т.е. они могут владеть, пользоваться и распоряжаться объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности. Главная задача сводится к выбору наилучшей формы управления (использования объекта). Любое имущество, в том числе и недвижимость, собственник может передавать в хозяйственное ведение, оперативное управление, аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление и т.п.

Общая схема принятия решений по управлению муниципальной недвижимостью приведена на рис.

Основными критериями выбора той или иной формы управления (использования) недвижимости является социально-экономическая значимость объектов для решения вопросов местного значения и экономическая эффективность различных форм использования с точки зрения собственника. При этом следует выделять решения, которые влекут отчуждение недвижимого имущества, – это продажа, приватизация, обмен, использование в качестве залога. Такого рода решения могут приниматься только представительным органом местного самоуправления .

Формирование системы управления муниципальной недвижимостью предполагает разработку и реализацию концепций и программ управления недвижимостью муниципальных образований. В зависимости от размеров муниципального образования, его экономических и социальных характеристик объем, структура и содержание данных документов могут различаться.

В настоящее время требует решения проблема стандартизации процесса управления муниципальной недвижимостью. Для этого необходимо классифицировать объекты недвижимости в целях управления, выявить типовые процедуры, выполняемые муниципальными служащими в области маркетинга, мониторинга, планирования, организации использования, контроля, учета и аудита, а также разработать перечень типовых решений с пакетом стандартных документов.

Муниципальные финансы согласно действующему федеральному законодательству включают в себя средства местного бюджета, муниципальных внебюджетных фондов, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, и другие денежные средства, находящиеся в муниципальной собственности.

Основными источниками формирования муниципальных финансов выступают:

-Средства, передаваемые органам местного самоуправления вышестоящими органами -власти в виде доходных источников и прав, предусмотренных законодательством (перечисления из бюджетов вышестоящих органов власти);

-Собственные средства муниципального образования;

-Заемные средства.

ГЧП

Гчп— совокупность форм средне- и долгосрочного взаимодействия государства и бизнеса для решения общественно значимых задач на взаимовыгодных условиях.

ГЧП имеет широкий спектр различных форм. Это, в первую очередь, разнообразные контракты, которые государство предоставляет частным компаниям: на выполнение работ и оказание общественных услуг, на управление, на поставку продукции для государственных нужд, контракты технической помощи и т. д. Система краткосрочных контрактов достаточно широко используется в хозяйственной практике органов государственной власти и за рубежом, и в современной России.

Другой формой ГЧП являются арендные (лизинговые) отношения, возникающие в связи с передачей государством в аренду частному сектору своей собственности: зданий, сооружений, производственного оборудования. В качестве платы за пользование государственным имуществом частные компании вносят в казну арендную плату.

Соглашения о разделе продукции (СРП) — форма ГЧП, которая стала легитимной в 1995 году, после принятия федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». СРП является таким договором, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет инвестору — субъекту предпринимательской деятельности «на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение указанных работ за свой счет и на свой риск». Произведенная продукция подлежит разделу между государством и инвестором в соответствии с соглашением, которое должно предусматривать условия и порядок такого раздела.

Еще одной широко распространенной в России формой ГЧП являются государственно-частные предприятия. Участие частного сектора в капитале государственного предприятия может предполагать акционирование (корпоратизацию) и создание совместных предприятий. Степень свободы частного сектора в принятии административно-хозяйственных решений определяется при этом его долей в акционерном капитале. Чем ниже доля частных инвесторов в сравнении с государством, тем меньший спектр самостоятельных решений они могут принимать без вмешательства государства или учета его мнения.

Наконец, наиболее распространенной за рубежом формой ГЧП при осуществлении крупных, капиталоемких проектов являются концессии. Концессия — это система отношений между, с одной стороны, государством (концедентом) и, с другой стороны, частным юридическим или физическим лицом (концессионером), возникающая в результате предоставления концедентом концессионеру прав пользования государственной собственностью по договору, за плату и на возвратной основе, а также прав на осуществление видов деятельности, которые составляют исключительную монополию государства.

В российской практике используются все формы ГЧП, кроме концессий. В то же время концессии — это наиболее развитая, перспективная и комплексная форма партнерства. Во-первых, они, в отличие от контрактных, арендных и иных отношений, носят долгосрочный характер, что позволяет обеим сторонам осуществлять стратегическое планирование своей деятельности. Во-вторых, в концессиях частный сектор обладает наиболее полной свободой в принятии административно-хозяйственных и управленческих решений, что отличает их от совместных предприятий. В-третьих, у государства в рамках как концессионного договора, так и законодательных норм остается достаточно рычагов воздействия на концессионера в случае нарушения им условий концессии, а также при возникновении необходимости защиты общественных интересов. В-четвертых, государство передает концессионеру только права владения и пользования объектом своей собственности, оставляя за собой право распоряжения ею.

⇐ Предыдущая3Следующая ⇒

Рекомендуемые страницы:

Кто может получить муниципальную недвижимость?

Законодательство нашего государства установило четкие правила к гражданину, претендующему на получение государственного жилья.

Даже тот факт, что заявитель относится к категории льготников, не дает ему безоговорочного право на получение такой квартиры. Кроме всего прочего необходимо относиться к категории нуждающихся.

Поэтому каждый заявитель проверяется на предмет нуждаемости:

  • идет проверка на наличие жилой недвижимости в собственности, если такая обнаружится, заявителю откажут в получении квартиры;
  • берутся в расчет условия проживания на момент обращения, приоритет отдается тем, кто проживает в аварийном жилье;
  • наличие в семье больных опасными хроническими заболеваниями, в этом случае полагается незамедлительное отселение;
  • размер жилплощади, имеющейся в собственности, если по квадратуре на каждого члена семьи приходится меньше десяти метров, заявитель ставится на очередь.

Все эти критерии предусмотрены для того, чтобы обеспечить муниципальным жильем самые незащищенные категории населения. При этом преимущество на стороне малообеспеченных граждан, доход которых не позволяет приобрести недвижимость за собственные средства.

В каждом регионе для признания семьи малообеспеченной происходит по разным критериям. В расчет берется размер получаемого ежемесячного дохода, поделенный на каждого члена семьи.

Военнослужащие имеют право на муниципальную квартиру только после того, как они двадцать лет прослужили в вооруженных силах. В отдельных случаях этот срок может быть уменьшен до десяти.

Сироты имеют право на получение квартиры или комнаты сразу по достижению ими совершеннолетия.

Разграничение казны и «распределенного» имущества муниципального образования

В соответствии с действительными нормами гражданского законодательства муниципальная собственность делится на две основные категории:

  • ресурсы, которые закреплены за определенными предприятиями и ведомствами муниципального значения, и которые используют имущество для ведения определенной хозяйственной деятельности. При этом доход от пользования имуществом будет принадлежать предприятию за вычетом налоговых и прочих сборов;
  • ресурсы и ценности, составляющие казну административного образования. В данном случае казна будет состоять из тех средств, которые есть в наличии у местного бюджета, и того имущества, которое не находится под управлением муниципальных производственных структур.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что общая масса имущества муниципального образования состоит из нескольких частей, которые между собой практически не взаимодействуют. Признание права муниципальной собственности основано на факте наличия определенных ценностей, которые будут выступать объектами защиты от нерационального и противозаконного применения.

Объектами собственности муниципального управления могут выступать только те имущественные ценности, которые необходимы для решения вопросов местного характера.

Получение муниципальной квартиры

Как получить муниципальное жилье? Для этого претендент должен обратиться в соответствующий орган местного самоуправления по месту жительства.

Здесь необходимо написать заявление, к которому прилагается полный пакет документов. После написания заявления вся предоставленная документация тщательно изучается на протяжении месяца.

Только убедившись, что заявитель отвечает всем параметрам, его ставят на очередь как нуждающегося. В том случае, если жилинспекция примет решение об отказе, специалисты должны четко мотивировать, на основании чего вынесено такое решение.

При любом раскладе событий специалисты обязаны уведомить обратившегося о своем решении. Если решение принято положительное, заявителю остается только ждать наступления своей очередности.

Органы, осуществляющие права собственника от имени муниципальных образований

В соответствии с гражданским законодательством муниципальное имущество находится под управлением структур, которые тем или иным образом связаны с представительством интересов государственного значения на местах.

Исходя из основных положений ГК РФ, управление имуществом местного значения осуществляется теми структурами, которые имеют регистрацию в органах власти и уполномочены законодательством исполнять обязанности данного характера.

Таким образом, муниципальные ресурсы, имеющие материальные ценности, управляются посредством:

  • предприятий и учреждений, за которыми закреплены определенные ресурсы, и регистрация которых подтверждена в муниципальных структурах;
  • органов местного самоуправления, которые имеют право управлять определенными ценностями, руководствуясь интересами административного образования и местных жителей;
  • выборные органы власти, то есть государственные структуры, которые представляют интересы государства на местах и выбираются в условиях выборов при участии населения административной единицы.

Автор статьи

Особенности пользования

Пользователь муниципальной недвижимости весьма ограничен в своих действиях по отношению к этим квадратным метрам.

Он не имеет проводить весь спектр сделок, на которые имеет право собственник недвижимости:

  1. Пользователь муниципальной квартиры имеет право использовать данную недвижимость исключительно по ее прямому назначению – проживать в ней. Любого рода коммерческая составляющая исключена. На вопрос, можно ли сдавать в аренду муниципальную квартиру ответ простой – нет.
  2. Жилец полностью отвечает за сохранность всего находящегося на территории квартиры имущества – при условии, что это имущество также было передано в пользовании;
  3. Гражданин обязан поддерживать внешний вид помещения – проводить требующийся косметический ремонт помещения;
  4. При необходимости, жилец должен своевременно подавать заявку на проведение капительного ремонта в квартире;
  5. Плата за предоставляемые коммунальные услуги должна проводиться своевременно, как и другие предусмотренные договором платежи;
  6. Муниципальную недвижимость нельзя продать, подарить или оставить по завещанию. Разменять ее также невозможно, даже если другая квартира также является муниципальной, так как это собственность принадлежит исключительно государству;
  7. Сделать перепланировку в муниципальной квартире без разрешения соответствующих структур также не получится, нарушение этого правила может привести даже к выселению нанимателя;
  8. Категорически запрещено подселять к себе в квартиру посторонних граждан, даже если они являются членами одной семьи, на каждого должен быть отдельный договор;
  9. Требовать замену имеющейся жилплощади на большее по размеру также запрещено.

Взаимоотношения с ЖКХ

Несмотря на то, что муниципальная квартира находится в собственности у государства, это не снимает с нанимателя обязанности по оплате коммунальных услуг, которыми он пользуется в процессе.

Размер платы устанавливается в соответствии с принятыми минэнерго тарифами. Это касается всех услуг: вывоз ТКО, водоснабжение, канализация, электроэнергия, теплоснабжение и прочие.

Размер стоимости коммунальных услуг в муниципальном жилье чуть меньше, чем в приватизированных квартирах.

Субъекты права муниципальной собственности

Исходя из основных положений ст.214 ГК РФ можно утверждать, что земля и прочие природные ресурсы, которые не находятся под управлением частных лиц, принадлежат к государственной собственности. А управление этими ресурсами осуществляется органами государственной власти, которые совершают все необходимые действия от имени Российской Федерации.

Таким образом, все ресурсы, которые имеют материальную или нематериальную ценность, распределены между несколькими субъектами права собственности. И одним из таких субъектов является государство. Стоит отметить, что полный объем имущества, которое прошло регистрацию, принадлежит и управляется государством, в свою очередь разделено на несколько типов.

Во-первых, это ресурсы федерального значения, которые находятся под управлением федеральных структур власти. Все ресурсы, которые принадлежат городским и сельским образованиям контролируются муниципальными органами власти.

Право государственной и муниципальной собственности регулируется в соответствии с действующим гражданским законодательством.

Все вопросы, которые затрагивают муниципальную собственность, принадлежащую конкретным административным образованиям, рассматриваются в ст.215 ГК РФ.

Исходя из ее ключевых положений, в качестве субъектов муниципальной собственности будут выступать непосредственно сами муниципальные образования. Таким образом, контроль над ресурсами будет распределен между уполномоченными органами муниципальной власти, представительными органами власти на местах и муниципальными предприятиями и прочими образованиями, в собственности которых находятся определенные материальные ценности, и которые ведут их учет и занимаются рационализацией использования этого имущества.

За что еще нужно платить?

За пользование с нанимателя взимается плата за найм муниципального жилья. Это предусмотрено законодательством.

Платить приходится за пользование квадратными метрами, поэтому расчет идет из общей квадратуры помещения. Данная плата идет плюсом к начисляемым коммунальным платежам.

Размер платы прописывается в договоре и не подлежит изменению без согласования сторон. Размер суммы аренды может меняться не чаще одного раза за три года, но это не относится к проводимой ежегодно индексации.

Выселение – возможно ли?

Могут ли выселить из муниципальной квартиры и на основании чего возможно это сделать? Это право муниципалитета прописано в жилищном кодексе России в ст. 84.

Но для этого должны быть основания:

  • если квартиросъемщик не платит по коммунальным платежам на протяжении полугода;
  • занимаемой недвижимости нанесен значительный ущерб;
  • права соседей регулярно нарушаются, но этот факт должен иметь документальное подтверждение;
  • помещение используется не по назначению;
  • собственником в лице муниципалитет принято решение о смене статуса недвижимости – перевод из жилого в нежилое;
  • жилье получило статус аварийного.

В последних двух случаях нанимателю должны быть предоставлены альтернативные варианты. В случае выселения за неуплату государство обязано предоставить общежитие.

В остальных ситуациях муниципалитет не обязан предоставлять какую-либо жилплощадь взамен. Но следует принять в расчет, что даже из муниципальной квартиры выселение за неуплату – довольно сложная процедура. Придется идти через суд.

Муниципальная квартира после смерти квартиросъемщика

Что происходит с муниципальной квартирой после смерти квартиросъемщика, и кто на нее имеет право? Право дальнейшего пользования переходит к членам семьи умершего, перечень родственников определен законодательно.

Это могут быть родители нанимателя, его дети и супруг (супруга). На внуков, племянников и прочих родственников это право не распространяется.

В том случае, если в муниципальной квартире проживали нетрудоспособные иждивенцы, то после смерти ответственного нанимателя они могут быть приравнены к членам семьи.

Есть судебная практика, когда квартира переходила к лицам, не являющимся кровными родственниками, но это единичные случаи, не обозначенные законодательно.

Все, кто проживает в квартире, изначально должны быть прописаны в договоре соцнайма, только в этом случае они могут претендовать на переоформление договора на свое имя.

Если на момент смерти ответственного квартиросъемщика в квартире больше никто не прописан, договор попросту расторгается.

Отчуждение или перепрофилирование муниципальной собственности

Если в составе муниципальной собственности находится имущество, которое не предназначено для осуществления обеспечения функционирования системы местного самоуправления, решения вопросов местного значения и переданных государственных полномочий, то такое имущество должно быть отчуждено муниципалитетом или перепрофилировано. Отчуждение муниципального имущества в рассматриваемом случае осуществляется чаще всего посредством приватизации. Вопросы перепрофилирования имущества, находящегося в муниципальной собственности, остаются открытыми, поскольку процедура такого перепрофилирования законом не регламентируется.

Ищешь идеи для учебной работы по данному предмету? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

На что имеют право проживающие?

Права прописанных жильцов обозначены жилищным кодексом. Что сюда входит?

Переоформление прав

В случае, если два гражданина, которые ранее оформили договор социального найма, заключили брак, может быть переоформлен один общий договор на одного из новоиспеченных супругов.

При необходимости ответственный квартиросъемщик может быть заменен любым дееспособным членом семьи, но согласия муниципалитета должно быть обязательно.

После смерти основного нанимателя происходит переоформление договора на остальных имеющих право на данную недвижимость членов в равных долях.

Прописка в муниципальной квартире

Любой прописанный в квартире жилец может в ней проживать на равных со всеми остальными правах. При этом каждый имеет право получить статус ответственного квартиросъемщика. Но при этом согласие остальных квартиросъемщиков должно быть обязательно.

Несовершеннолетние

Если на момент смерти основного квартиросъемщика на жилплощади проживают несовершеннолетние граждане, и они были указаны в договоре и прописаны на данной жилплощади, за ними сохраняется право пожизненного проживания на закрепленных за ними квадратных метрах.

Как прописаться в муниципальной квартире?

Ответственный квартиросъемщик получает право прописаться в государственной квартире сам и прописать в ней своих родственников, но перечень ограничен – это могут быть дети, супруг и родители.

Жильца, не входящего в это перечень зарегистрировать будет крайне сложно.

Как прописаться? Необходимо с договором на соцнайм и документами, удостоверяющими личность заявителя обратиться в МФЦ.

Оформить прописку также можно через паспортный стол или любой другой уполномоченный для этого орган.

Правовое регулирование состава муниципальной собственности

Согласно положениям Конституции России институт местного самоуправления представляет относительно самостоятельную систему организации публичного управления на уровне местных сообществ. Функционирование системы местного самоуправления, в том числе деятельность должностных лиц и служащих муниципальной власти, должно обеспечиваться соответствующими ресурсами, как в части непосредственного обеспечения функционирования системы, так и в части решения поставленных социально-экономических задач и реализации соответствующих полномочий по решению вопросов местного значения.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Состав муниципальной собственности 440 руб.
  • Реферат Состав муниципальной собственности 260 руб.
  • Контрольная работа Состав муниципальной собственности 190 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Вышесказанное приводит к необходимости введения в гражданский оборот категории муниципальной собственности как отдельного вида собственности. Конституция гарантирует равную защиту всех видов собственности, как частной, так государственной и муниципальной.

Положениями Конституции прямо предусматривается, что муниципальные органы наделяются полномочиями по самостоятельному владению, использованию, распоряжению объектами, составляющим муниципальную собственность.

В соответствии с действующим гражданским законодательством страны перечень объектов муниципальной собственности не подлежит прямой регламентации. Иными словами, гражданское законодательство не содержит специальных ограничений по составу муниципальной собственности.

Специальное федеральное законодательство, регламентирующее основы организации местного самоуправления в стране, содержит статью, именуемую «Муниципальное имущество». В указанной статье состав муниципальной собственности раскрывается через указание на цели использования муниципального имущества.

Необходимо подобрать научные статьи для учебной работы? Укажи тему и получи ответ через 15 минут получить помощь

Так, в соответствии со специальным федеральным законодательством об основах организации муниципального самоуправления в стране в состав собственности муниципальных образований может входить:

  • муниципальное имущество, которое обеспечивает решение вопросов местного значения в соответствии с определенной федеральным законом сферой ведения муниципалитета;
  • муниципальное имущество, которое используется органами муниципального управления для реализации переданных Федерацией и регионами полномочий, когда федеральные и региональные законы предусматривают возможность передачи таких полномочий;
  • муниципальное имущество, которое используется для реализации переданных муниципальному району полномочий муниципалитетами, входящими в его состав;
  • муниципальное имущество, которое используется для того чтобы обеспечить функционирование муниципальных органов и деятельность должностных лиц и муниципальных служащих, а также работников муниципальных организаций;
  • муниципальное имущество, которое обслуживает решение вопросов, не входящих в состав вопросов, имеющих значение для местного сообщества, но право решать которые возложено на муниципальные органы федеральным законом;
  • муниципальное имущество, которое обслуживает решение иных вопросов, имеющих значение для местного сообщества.

Итак, приведенный законодателем перечень состава муниципальной собственности содержит указание на функциональное назначение имущества, которое может составлять муниципальную собственность, при этом не дает представления относительно конкретных видов имущества, которые могут обеспечивать решение вопросов местного значения и осуществления переданных Федерацией и регионами полномочий. Такой подход законодателя видится обоснованным, поскольку виды имущества, которые могут находиться в муниципальной собственности, устанавливаются в соответствии с гражданским законодательством, в то время как задача специального законодательства по вопросам местного значения указать на функциональное назначение имущества, которое находится в муниципальной собственности.

Приватизация муниципальной квартиры

Приватизация позволяет перевести недвижимость из статуса государственной в частную. Как приватизировать муниципальную квартиру?

Право на проведение этой процедуры имеет ответственный наниматель, а также все те, кто прописан с ним на данной жилплощади.

Приватизация проводится в несколько этапов. В первую очередь необходимо заручится согласием муниципалитета на проведение данной процедуры. И уже после этого приступать к регистрации прав собственности на данную площадь.

После заключения соответствующего договора необходимо обратиться в Росреестр для оформления прав собственности. Только после прохождения процедуры по приватизации новоиспеченный собственник получает возможность распоряжаться недвижимостью на свое усмотрение.

Теперь ее можно продать, поменять, подарить, передать по наследству – в общем, проводить с ней все процедуры, доступные собственнику.

Об учете бесхозяйного имущества

ОТВЕТ:

Заданный вопрос содержит несколько направлений, требующих отдельного рассмотрения. В первую очередь, рассмотрим возможность учета бесхозяйного имущества в реестре муниципального имущества. А затем, более детально, способ учета бесхозяйного имущества органами местного самоуправления.

  1. В определении, данном в ст. 225 Гражданского кодекса Российской Федерации, бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен, либо вещь, от права собственности на которую собственник отказался. Полномочиями по выявлению и оформлению бесхозяйного имущества на соответствующей территории наделены органы местного самоуправления.

В рамках полномочий по владению, пользованию и распоряжению имуществом, находящимся в муниципальной собственности, установленных Федеральным законом от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы местного самоуправления ведут реестр муниципального имущества. Порядок ведения Реестра муниципального имущества установлен Приказом Минэкономразвития РФ от 30.08.2011 № 424 «Об утверждении Порядка ведения органами местного самоуправления реестров муниципального имущества».

Объектами учета в реестрах являются находящиеся в муниципальной собственности:

  • недвижимое и движимое имущество;
  • муниципальные предприятия и учреждения.

Ключевым признаком, объединяющим все объекты учета в реестрах имущества органов местного самоуправления, является слово «муниципальное», т.е. имущество, находящееся в муниципальной собственности. Вышеуказанным Приказом Минэкономразвития также установлена и структура реестра муниципального имущества, который должен состоять из трех разделов. Первый — для учета недвижимого имущества, второй — для учета движимого имущества, третий — для учета муниципальных предприятий и учреждений, а также организаций, в которых муниципальное образование является учредителем или участником. Раздел для учета бесхозяйного имущества в реестре муниципального имущества законодательно не предусмотрен.

С целью постановки бесхозяйного объекта недвижимого имущества на государственный учёт в территориальном подразделении Росреестра, орган местного самоуправления направляет заявление, с приложением подтверждающих документов, что объект недвижимого имущества не имеет собственника, а также документы, где подробно описаны индивидуализирующие признаки объекта недвижимого имущества.

К документам, подтверждающим, что объект недвижимого имущества не имеет собственника или его собственник не известен, относятся выданные органами учёта государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтён в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта Российской Федерации и муниципального имущества.

Таким образом, в момент постановки бесхозяйного объекта на учет в Росреестре, орган местного самоуправления подтверждает выпиской из Реестра, что указанный объект в Реестре муниципального имущества не числится.

Поэтому оснований для включения бесхозяйного объекта, в какой либо раздел Реестра муниципального имущества, у органа местного самоуправления, в период выявления и оформления такого объекта, нет.

Включение объекта в Реестр муниципального имущества и регистрация права муниципальной собственности, происходит по истечении года со дня приятия его как бесхозного на учет в Росреестре, на основании вступившего в силу решения суда о признании права собственности.

Вывод: у органа местного самоуправления нет оснований для включения бесхозяйного объекта в какой либо раздел Реестра муниципального имущества, в период выявления и оформления такого объекта. Раздел для учета бесхозяйного имущества в реестре муниципального имущества законодательно не предусмотрен.

  1. По вопросу учета сведений о бесхозяйном имуществе органами местного самоуправления сообщаем следующее.

Порядок оформления бесхозяйного имущества четко регламентирован Приказом Минэкономразвития России от 10.12.2015 № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей». Однако, порядок выявления бесхозяйного имущества на федеральном уровне не закреплен.

В связи с тем, что полномочиями по оформлению в муниципальную собственность бесхозяйного имущества наделены органы местного самоуправления, то они могут самостоятельно разрабатывать необходимые порядки по выявлению и оформлению, а также ведению реестра бесхозяйного имущества, расположенного на соответствующей подведомственной территории.

В последние годы, все чаще, органы прокуратуры, защищая законные интересы граждан, уделяют внимание вопросам признания права муниципальной собственности на такие социально значимые бесхозяйные объекты как газопроводы, водопроводы, линии электропередач, автомобильные дороги и т.п. Это обусловлено тем, что их нормальное безаварийное функционирование отвечает интересам граждан и по закону должно обеспечиваться собственниками. Прокуратура признает оформление прав на бесхозяйное имущество обязанностью органов местного самоуправления, а непринятие мер по постановке на учет — незаконным бездействием, хотя постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества — это право, а не обязанность муниципалитета.

В этой связи в целях эффективной организации работы по выявлению и оформлению бесхозяйного имущества рекомендуем органам местного самоуправления вести соответствующий учет бесхозяйных объектов. Это может быть организовано путем ведения реестра бесхозяйных объектов, который помимо технических характеристик объекта, будет содержать информацию об этапах его оформления. Но при этом вестись такой реестр должен отдельно от реестра муниципального имущества, так как в реестр имущества объекты попадут только после завершения всей многоступенчатой процедуры оформления в муниципальную собственность.

Вывод: Органы местного самоуправления могут вести реестр бесхозяйных объектов, с целью эффективной организации работы по оформлению их в муниципальную собственность, отдельно от реестра муниципального имущества.

Ответ подготовила: Ведущий консультант Департамента методологии, анализа и консалтинга (ДМАиК) Буянова Наталья

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: