В Водном кодексе прописано:
Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
— Cтатья 6, пункт 2 Водного кодекса РФ
Теперь разберемся, что относится к водным объектам общего пользования и что это за «иное» предусмотрено в законах.
Водоемы общего пользования
Поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, является водными объектами общего пользования, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
— Статья 6, пункт 1 Водного кодекса РФ
К поверхностным водным объектам относятся: моря, реки, ручьи, озера, болота, пруды, карьеры, водохранилища, родники и т.п.
Возможные ограничения
- Доступ к водным объектам может быть ограничен, если эти водные объекты служат для обеспечения обороны страны, безопасности государства и других нужд.
Эти ограничения вводятся отдельными законодательными актами и их действие распространяется на всех граждан. Информирование о введенных ограничениях производится через местные СМИ и с помощью специальных знаков около водных объектов.
- Только два вида водных объектов могут находиться в частной собственности — это пруды и обводненные карьеры. Владелец земельных участков, где расположены эти водные объекты, имеют право ограничить к ним доступ.
Подведем итог в небольшой таблице «Доступ к водоемам»
Свободный | Может быть ограничен |
Все водоемы в федеральной или муниципальной собственности моря (в том числе заливы, проливы, бухты и другие их части), реки, ручьи, озера, болота, пруды, карьеры, водохранилища, родники и т.п. | Водные объекты, служащие для обеспечения обороны страны, безопасности государства и других нужд. |
Пруды и обводненные карьеры — это единственные водные объекты, которые могут находиться в частной собственности. Владелец земельного участка, в пределах которого находятся эти водные объекты, имеет право ограничить к ним доступ. |
Государство может передавать водные объекты в пользование предприятиям, гражданам на основании решения, договора водопользования. Однако свободный проход граждан к водным объектам при этом не должен нарушаться.
Доступ к прудам и карьерам
Больше всего вопросов возникает с доступом к прудам и обводненным карьерам. Эти объекты могут быть в частной собственности (точнее земля, на которой находится водоем) и к ним может быть ограничен доступ. Как проверить, законно ли ограничение доступа к пруду?
На публичной реестровой карте можно найти данные по интересующему нас объекту.
Если граница пруда или обводненного карьера замыкается в рамках участка, который является частной собственностью частного или юридического лица, то владелец участка может устанавливать свои правила.
Если береговая линия выходит за рамки участка или одновременно является береговой линией другого водоема (пруд является проточным), то такой водоем не может быть приватизирован, он является федеральной собственностью и все граждане должны иметь возможность им пользоваться.
Также важно знать, что захват пруда в садовом товариществе, даже если он расположен на их землях общего пользования, тоже является незаконным. Ниже в статье есть ссылка на инструкцию по борьбе с самозахватом.
Еще одно важное понятие, которое нужно знать, чтобы лучше понимать и отстаивать свои права — это береговая полоса.
Водный фонд
Во́дный фонд – это совокупность водных объектов в пределах территории Российской Федерации[*].
Россия отличается обилием природных вод, хорошо развитой речной сетью и системой озёр. В целом под водой (без болот) занято 72,2 млн га, из них 27,4 млн га (38,0%) включены в состав земель водного фонда, остальные земли под водой распределены между другими категориями. Значительная их доля приходится на лесной фонд, земли сельскохозяйственного назначения и земли запаса. Общий объём статических водных ресурсов России оценивается приблизительно в 88,9 тыс. км3 пресной воды, из них значительная часть сосредоточена в подземных водах, озёрах и ледниках. Среднемноголетние возобновляемые водные ресурсы оцениваются в 4258,6 км3/год, из которых основная масса сформирована на территории страны и лишь около 200 км3/год формируется на территории сопредельных государств[*].
Территория России омывается водами 12 морей Атлантического, Северного Ледовитого и Тихого океанов, а также внутриматерикового Каспийского моря. Суммарная протяжённость береговой линии российских морей составляет более 60 тыс. км, общая площадь морской акватории, попадающей под юрисдикцию Российской Федерации, составляет около 8,6 млн км2, из которых около 3,9 млн км2 приходится на шельф и 4,7 млн км2 на глубоководные области.
На территории России насчитывается свыше 2,5 млн рек. Большинство рек несут свои воды в Северный Ледовитый (64%) и Тихий океаны (27%), на Каспийский, Балтийский и Азово-Черноморский бассейны приходится 7%, 2% и 1% рек соответственно. Из включённых в Государственный водный реестр 142,3 тыс. водотоков доля больших рек с длиной более 500 км составляет всего 0,008%, долю рек с длиной от 101 до 500 км – 0,1%. Малые реки и ручьи являются основным элементом русловой сети водосборных территорий, в их бассейнах проживает до 44% населения России и почти 90% сельского населения. Доля статических водных ресурсов рек России составляет более 20% от мирового уровня.
Озёр в России более 2,7 млн, их суммарная площадь водной поверхности составляет почти 409 тыс. км2, а доля статических водных ресурсов озёр России составляет около 30% от мирового уровня озёрных вод. В Государственном водном реестре зарегистрировано 20,7 тыс. озер. 98% озер – небольшие (менее 1 км2) и мелководные (глубина 1–1,5 м), 19 озёр (из них 7 – в Европейской части России) имеют площадь зеркал, превышающую 1 тыс. км2.
Болота, играющие важную роль в формировании гидрологического режима рек, занимают около 8,6% территории России. Площади болот колеблются от нескольких гектаров до десятков квадратных километров, в них сосредоточено около 3000 км3 статических запасов природных вод. По территории болота размещены неравномерно и заболоченность характеризуется значительными колебаниями, в ряде регионов, таких как Мурманская область и Ханты-Мансийский автономный округ, болота занимают больше трети территории (39,3% и 37,3% соответственно). Наибольшее количество болот сосредоточено в северо-западных районах Европейской части России и в центральных районах Западно-Сибирской равнины.
Большие запасы пресных вод России сосредоточены в ледниках. В более чем 8 тыс. площадью свыше 59,5 тыс. км2 сконцентрировано около 15 тыс. км2 запасов воды, а с учётом подземного льда и многолетней мерзлоты – порядка 40 тыс. км2. На территории России ледники распространены почти во всех климатических поясах. Запасы воды в многолетней мерзлоте и подземных льдах превышают 5% мирового объёма, а в российских ледниках – всего 0,1% от мирового уровня.
Подземные воды являются одним из источников водоснабжения и важнейшим полезным ископаемым. Пресные подземные воды являются основой водного фонда России и служат, главным образом, для питьевых целей. На территории России разведано более 16 тыс. месторождения (участка) подземных вод, из которых около 11 тыс. находятся в эксплуатации. Общее количество оценённых запасов подземных вод, пригодных для хозяйственно-питьевого, производственно-технического и сельскохозяйственного водоснабжения, орошения земель и обводнения пастбищ составляет более 82 млн м3/сут. Прогнозные ресурсы подземных вод оцениваются почти в 317 км3/год.
Береговая полоса
Полоса земли вдоль границы водоема также является объектом общего пользования, она предназначена для передвижения и пребывания около водоема.
Ширина береговой полосы точно указана в Водном кодексе:
- Для рек, протяженностью от истока до устья более 10 км — 20 м.
- Для рек поменьше, каналов и ручьев протяженностью меньше 10 км — 5 м.
На этих территориях запрещено строительство, возведение заборов и любых других строений, препятствующих проходу граждан.
Также на береговой линии запрещено использование транспортных механических средств. Т.е. подъезжать на машине к берегу нельзя, а вот пешком — пожалуйста!
Что гласит закон о пользовании общими водными объектами?
Статьей 6 Водного кодекса установлено, что любые поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Для общего пользования также отводится береговая полоса шириной 20 метров. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено этим же Кодексом, другими федеральными законами (часть 2). Использование водных объектов общего пользования осуществляется в соответствии с правилами охраны жизни людей на водных объектах, утверждаемыми в порядке, определяемом уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, а также исходя из устанавливаемых органами местного самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд (часть 3).
Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств. «Свободный доступ» подразумевает не только возможность прохода к берегу, но и возможность граждан использовать всю береговую линию безвозмездно и без ограничений
. ! Внимание: речь не идет о купании, которое может быть запрещено по санпричинам либо из-за отсутствия необходимого оснащения.
На водных объектах общего пользования купаться можно только в строго отведенных и оборудованных надлежащим образом местах. Установление территории, на которой разрешено купаться и определение мест, где купание запрещено, ограничено или приостановлено определяется решением региональных органов власти и местного самоуправления.
Исключение из общего правила пользования водным объектом
Исключение из общего правила открытого доступа к берегу составляют лишь случаи установления режима обособленного водопользования, когда на основании ч. 2 ст. 38 Водного кодекса РФ водные объекты или их части предоставляются для обеспечения обороны страны и безопасности государства, иных государственных или муниципальных нужд, обеспечение которых исключает использование водных объектов или их частей другими физическими лицами, юридическими лицами, а также для осуществления аквакультуры (рыбоводства).
Что имеем по факту реализации своего права на пользование общим водным объектом
Прибываешь к реке, озеру либо иной водной глади и видишь вдоль береговой полосы забор и шлагбаум, закрывающий проход. При этом ты точно знаешь, что этот берег должен быть в «открытом доступе». Береговая зона, где планировал отдых, не является особо охраняемой или заповедной территорией, куда в принципе запрещен доступ.
Но тебя ставят перед выбором заплатить или искать другое место, где проход к водной стихии будет бесплатным. При этом попросить предоставить документы у охраны и собирателя дани, на основании которых тебя лишают права бесплатного пользования общедоступной береговой зоной ты, конечно, можешь, но получаемый ответ на подобные просьбы все и так знают.
Каждый пансионат или турбаза, имеющие выход к водному объекту, оборудуют собственный пляж, и ограничивают на него доступ, устанавливают цену за пользование. Пляжи санаториев также не могут быть платными. Действуют все те же правила, участок под санаторий выдается только до прибрежной полосы в 20 метров. Но по факту очень многие санатории закрывают доступ на прилегающие к их территории пляжи и делают их бесплатными только для своих отдыхающих.
Сейчас любой желающий декларируют свое право на использование «ничейной» земли, и никто не проверяет законность этих действий, пока они не нарушают прав иных лиц. Контролирующие органы в лице Росприроднадзора реагируют на жалобы, а если нет «сигнала», то нет и противодействия самозахватчикам береговых территорий, прилегающих к водным объектам.
Если береговая полоса в собственности
На практике бывают случаи, когда в собственности находятся участки с береговой полосой. Это наследие СССР, когда предоставлялись участки с границами до уреза воды и владельцы успели их приватизировать до вступления нового кодекса. С 2006 года введен запрет на приватизацию земельных участков в пределах береговой полосы.
Но право собственности не дает право ограничивать подход к водоему. На участки береговых полос, которые оформлены в собственность, действует публичный сервитут. Собственник земли не может препятствовать проходу граждан к водному объекту общего пользования.
Что представляет собой договор о временной передаче права собственности на водный объект
Договор, заключаемый ради дальнейшего использования акваторий, с точки зрения гражданско-правового законодательства очень напоминает сделку, которая применима в случаях, связанных с взятием в аренду участков земли.
Правом собственности по отношению ко всем водным площадям страны наделена Российская Федерация. Лишь с позволения государства может быть произведена передача данного права другому лицу
Конечно же, земля – иная правовая субстанция, и она может принадлежать как государству, так и физическому, юридическому и прочим лицам. Поэтому, следует ожидать, что должны существовать особые правила для водных объектов, передающихся в использование, отличающиеся от перечня правил, актуальных для земельных наделов.
Действительно, существует такой нюанс. Так, если какое-либо лицо получает в пользование акваторию согласно договору, заключенному со страной, то оно же обязано, при этом, предоставлять к данным объектам свободный доступ. Проще говоря, запретить кому-либо передвигаться по конкретному отрезку реки, например, вы не имеете права, даже если получили предварительно разрешение на его аренду.
Если вы временно обрели статус владельца водоема, то не имеете право препятствовать в дальнейшем передвижению по нему только исходя из того, что владеете данной собственностью
Правовой режим водоохранных зон
В целях охраны водных объектов от деградации водным и земельным законодательством предусматривается установление водоохранных зон с режимом ограничений на хозяйственную и иную деятельность. Водоохранные зоны устанавливаются только дли поверхностных водных объектов. Их размеры и границы утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению территориальных органов МПР России.
Водоохранная зона — территория, примыкающая к акваториям поверхностных водоемов и водотоков, ширина которой определяется в зависимости от протяженности водотоков или площади водоемов. Максимальная ширина водоохранных зон — 500 м от уреза воды. Структурно в состав водоохранной зоны входят прибрежная защитная полоса, часть водоохранной зоны, непосредственно примыкающая к водоему. Ее ширина колеблется от 15 до 100 м. Размеры и границы водоохранных зон на территории поселений устанавливаются исходя из конкретных условий планировки и застройки в соответствии с утвержденными генеральными планами. Граница прибрежных защитных полос может быть совмещена с парапетом набережной.
Земли водоохранных зон могут относиться к различным категориям земель — сельскохозяйственного назначения, лесного фонда и др., образуя лишь в пределах прибрежной защитной полосы либо земель, занятых гидротехническими или водохозяй-ственными сооружениями, земли водного фонда. Вместе с тем независимо от этого регулирование землепользования в пределах всех водоохранных зон осуществляется на комплексной основе, исходя из интересов охраны водных объектов.
Водоохранные зоны устанавливаются на основе проектов для каждого конкретного водного объекта исходя из его целевого назначения, состояния и других показателей и обозначаются на местности специальными знаками.
Проекты водоохранных зон включают необходимые картографические материалы и содержат рекомендации по использованию земель.
Наиболее строгий режим землепользования устанавливается для прибрежной защитной полосы, где запрещаются распашка земель, применение удобрений, выпас скота, размещение дачных и садово-огородных участков и выделение участков под индивидуальное строительство, движение автомобилей и тракторов, кроме автомобилей специального назначения. Здесь разрешено размещать объекты водоснабжения, рекреации, портовые и гидротехнические сооружения. За пределами прибрежной защитной полосы в водоохранной зоне независимо от категории земель не разрешаются размещение складов удобрений, мест складирования отходов, применение химических средств борьбы с вредителями, мойка и ремонт автомобилей, размещение коллективных стоянок личных и государственных машин. Разрешается размещение дачных и садово-огородных участков при условии соблюдения землепользователями установленных в проектах ограничений.