Земельный фонд – совокупность всех участков, находящихся на территории РФ. Он является национальным достоянием и считается стратегическим ресурсом. Учет и систематизацию земель проводят, ориентируясь на их тип и качество. Принятые реформы делают процесс управления и регулирования более прозрачным и понятным для всех участников рынка.
В этой статье мы расскажем вам о том, что такое классификаторы и коды земельных участков, для чего они нужны и как правильно читать их расшифровку.
Что такое классификатор участков?
Все земли на территории РФ имеют свое назначение. У каждого участка есть так называемый ВРИ (вид разрешенного использования).
Это понятие можно встретить в различных законодательных и нормативных актах, предназначенных для определения характера разрешенной деятельности на той или иной территории.
Распределение земельных ресурсов РФ
Коды классификации введены как раз для того, чтобы обозначить принадлежность земельного ресурса к одной из имеющихся категорий. Анализируя код можно понять, что можно делать на конкретном земельном участке, а что — запрещено законом.
Каждый земельный участок имеет свое кодовое обозначение, наименование и описание. В классификаторе указаны все эти сведения. И они обязательно учитываются при заключении имущественных сделок.
Если вы планируете купить участок, получить его от государства или в аренду, или в наследство, рекомендуется научиться анализировать эти данные. За нарушение указанных предписаний полагается административная ответственность.
Как узнать ВРИ участка?
Главной функцией кодовой систематизации является отражение условий землепользования. Переоформление статуса регулируется на уровне местного законодательства, а каждый ВРИ определяется отдельным документом.
Получить информацию об участке земли, приобретенной в Московской области, можно следующими способами:
- Посетить сайт Росреестра. Для получения необходимых данных необходимо оплатить государственную пошлину, отправить запрос, ознакомиться с предоставленными сведениями;
- Взять выписку из ЕГРН. Данный документ пришел на замену кадастровому паспорту. В нем можно увидеть сведения о технической информации и правах в отношении земельного участка. Выписку можно взять в кадастровой палате или на специализированных сайтах. В перечне необходимых документов присутствует квитанция об уплате госпошлины, доверенность, паспорт.
«Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ в редакции, действующей с 01.05.2021 года
Предисловие
Земельный кодекс Российской Федерации (ЗК РФ) действует со дня его опубликования (в «Российской газете», N 211-212) — 30.10.2001 года.
За это время Кодекс претерпел существенные изменения. В ЗК РФ внесено множество изменений и дополнений.
Земельное законодательство
Земельное законодательство не представлено лишь Земельным кодексом.
Приходится констатировать, что современное российское земельное законодательство, несмотря на наличие кодифицированного акта, остается по-прежнему несистематизированным.
Кроме Земельного кодекса РФ, земельные отношения на федеральном уровне регулируются множеством Федеральных законов (Федеральный закон от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», Федеральный закон от 18 июня 2001 года N 78-ФЗ «О землеустройстве», Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», Федеральный закон от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», Федеральный закон от 10 января 1996 года N 4-ФЗ «О мелиорации земель» и многими другими). Кроме того, по вопросам совместного ведения РФ и ее субъектов земельное законодательство представлено законами и иными актами субъектов Федерации.
Участники земельных правоотношений
Субъекты земельных отношений названы в статье 5 ЗК РФ. Это как российские граждане и юридические лица, так и иностранные.
Указанная статья Кодекса в зависимости от объема прав на земельный участок выделяет следующие категории правообладателей земельных участков:
- собственники земельных участков;
- землепользователи (владельцы на праве постоянного (бессрочного) пользования или на праве безвозмездного пользования);
- землевладельцы (владельцы на праве пожизненного наследуемого владения);
- арендаторы земельных участков – (владельцы по договору аренды, договору субаренды).
Также выделяются обладатели сервитута – это лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками.
О праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком
С 01.03.2015 утратили силу следующие статьи ЗК РФ, посвященные некоторым вещным правам на земельные участки:
- ст. 20 ЗК РФ «Постоянное (бессрочное) пользование земельными участками»
- ст. 21 ЗК РФ «Пожизненное наследуемое владение земельными участками»
В настоящее время на данных титулах предоставление земельных участков физическим лицам не производится. Земельные участки, предоставленные лицам на таких титулах, могут быть переоформлены на право собственности или право аренды.
Данные изменения в земельном законодательстве, однако, не означают, что уже возникшие вещные права на земельные участки, канули в лету и более не существуют в природе.
В Гражданском кодексе РФ соответствующие статьи остались (статьи 265 ГК РФ – 269 ГК РФ).
Но приведенные нормы ГК РФ, как видим, отсылают к земельному законодательству.
Обращаясь к земельному законодательству мы можем увидеть статью 39.9 ЗК РФ («Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование)».
Что же касается права пожизненного наследуемого владения, то посвященных ему норм новая редакция Земельного кодекса РФ не содержит.
Такое положение вещей, однако, не означает, что граждане, владеющие земельными участками, предоставленные им на праве пожизненного наследуемого владения, оказались в полном правовом вакууме. Вместе с тем, нельзя не отметить, что исключение указанных выше норм ЗК РФ создает некоторую правовую неопределенность.
Переоформление прав на земельный участок на право аренды или собственность
В статье 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» содержатся нормы о приобретении земельных участков в собственность или переоформлении права постоянного (бессрочного) пользования на право аренды.
В соответствии с п. 1 статьи 3 закона N 137-ФЗ, права на землю, не предусмотренные Земельным кодексом РФ, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса РФ. Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется. Право пожизненного наследуемого владения находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, приобретенное гражданином до дня введения в действие Земельного кодекса РФ, сохраняется.
Сохраняется возможность переоформления права постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения земельным участком на право собственности бесплатно (п. 4 ст. 3 закона № 137-ФЗ).
Итак, политика государства направлена на сокращение таких вещных прав на землю, как право пожизненного наследуемого владения и право постоянного (бессрочного) пользования.
В случае наличия спора о праве на земельный участок и возможности его передачи в собственность, спор разрешается в судебном порядке, что является довольно частным явлением в российской практике.
Ниже представлен текст документа:
Земельный кодекс Российской Федерации» от 25.10.2001 N 136-ФЗ с последними изменениями, внесенными Федеральным законом от 20.04.2021 N 92-ФЗ.
Начало действия редакции — 01.05.2021 года (ред. 122)
25 октября 2001 года
N 136-ФЗ
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 28 сентября 2001 года
Одобрен Советом Федерации 10 октября 2001 года
Глава I. Общие положения
Статья 1. Основные принципы земельного законодательства Статья 2. Земельное законодательство Статья 3. Отношения, регулируемые земельным законодательством Статья 4. Применение международных договоров Российской Федерации Статья 5. Участники земельных отношений Статья 6. Объекты земельных отношений Статья 7. Состав земель в Российской Федерации Статья 8. Отнесение земель к категориям, перевод их из одной категории в другую Статья 9. Полномочия Российской Федерации в области земельных отношений Статья 9.1. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области земельных отношений органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации Статья 10. Полномочия субъектов Российской Федерации в области земельных отношений Статья 10.1. Перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации Статья 11. Полномочия органов местного самоуправления в области земельных отношений
Глава I.1. Образование земельных участков
Статья 11.1. Утратила силу Статья 11.2. Образование земельных участков Статья 11.3. Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности Статья 11.4. Раздел земельного участка Статья 11.5. Выдел земельного участка Статья 11.6. Объединение земельных участков Статья 11.7. Перераспределение земельных участков Статья 11.8. Возникновение и сохранение прав, обременений (ограничений) на образуемые и измененные земельные участки Статья 11.9. Требования к образуемым и измененным земельным участкам Статья 11.10. Схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории
Глава II. Охрана земель
Статья 12. Цели охраны земель Статья 13. Содержание охраны земель Статья 14. Использование земель и земельных участков, подвергшихся загрязнению химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами
Глава III. Собственность на землю
Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц Статья 16. Государственная собственность на землю Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации Статья 19. Муниципальная собственность на землю
Глава IV. Ограниченное пользование чужими земельными участками (сервитут, публичный сервитут), аренда земельных участков, безвозмездное пользование земельными участками
Статьи 20 — 21. Утратили силу Статья 22. Аренда земельных участков Статья 23. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут, публичный сервитут) Статья 24. Безвозмездное пользование земельными участками
Глава V. Возникновение прав на землю
Статья 25. Основания возникновения прав на землю Статья 26. Документы о правах на земельные участки Статья 27. Ограничения оборотоспособности земельных участков Статьи 28 — 34. Утратили силу Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение Статья 36. Утратила силу Статья 37. Особенности купли-продажи земельных участков Статьи 38 — 39. Утратили силу
Глава V.1. Предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.1. Основания возникновения прав на земельные участки, предоставляемые из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности Статья 39.2. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов Статья 39.4. Цена продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности Статья 39.5. Случаи предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов Статья 39.7. Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности Статья 39.8. Особенности договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности Статья 39.9. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в постоянное (бессрочное) пользование Статья 39.10. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в безвозмездное пользование Статья 39.11. Подготовка и организация аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности Статья 39.12. Проведение аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности Статья 39.13. Аукцион по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо аукцион на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, в электронной форме Статья 39.14. Порядок предоставления в собственность, аренду, постоянное (бессрочное) пользование, безвозмездное пользование земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов Статья 39.15. Предварительное согласование предоставления земельного участка Статья 39.16. Основания для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов Статья 39.17. Предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов Статья 39.18. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам и крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности Статья 39.19. Особенности предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отдельным категориям граждан в собственность бесплатно Статья 39.20. Особенности предоставления земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на котором расположены здание, сооружение
Глава V.2. Обмен земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Статья 39.21. Случаи обмена земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности Статья 39.22. Условия договора мены земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на земельный участок, находящийся в частной собственности
Глава V.3. Установление сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Статья 39.23. Основания для установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности Статья 39.24. Лица, заключающие соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности Статья 39.25. Соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности Статья 39.26. Порядок заключения соглашения об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности
Глава V.4. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности
Статья 39.27. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой Статья 39.28. Случаи и основания перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности Статья 39.29. Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности
Глава V.5. Безвозмездная передача земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации
Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков, находящихся в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъектов Российской Федерации Статья 39.31. Порядок безвозмездной передачи земельного участка, находящегося в федеральной собственности, в муниципальную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации Статья 39.32. Основания и порядок прекращения прав третьих лиц на земельный участок, безвозмездно передаваемый из федеральной собственности
Глава V.6. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута
Статья 39.33. Случаи и основания для использования земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитута, публичного сервитута Статья 39.34. Порядок выдачи разрешения на использование земель или земельного участка, находящихся в государственной или муниципальной собственности Статья 39.35. Обязанность лиц, использующих земли или земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, на основании разрешений Статья 39.36. Использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации
Глава V.7. Установление публичного сервитута в отдельных целях
Статья 39.37. Цели установления публичного сервитута Статья 39.38. Органы, принимающие решение об установлении публичного сервитута Статья 39.39. Условия установления публичного сервитута Статья 39.40. Лица, имеющие право ходатайствовать об установлении публичного сервитута Статья 39.41. Ходатайство об установлении публичного сервитута Статья 39.42. Выявление правообладателей земельных участков в целях установления публичного сервитута Статья 39.43. Решение об установлении публичного сервитута Статья 39.44. Отказ в установлении публичного сервитута Статья 39.45. Срок публичного сервитута Статья 39.46. Плата за публичный сервитут Статья 39.47. Соглашение об осуществлении публичного сервитута Статья 39.48. Последствия невозможности или существенного затруднения использования земельного участка (его части), обремененного публичным сервитутом Статья 39.49. Особенности публичного сервитута, устанавливаемого в целях реконструкции инженерного сооружения, которое переносится в связи с изъятием земельного участка для государственных или муниципальных нужд Статья 39.50. Права и обязанности обладателя публичного сервитута
Глава VI. Права и обязанности собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков при использовании земельных участков
Статья 40. Права собственников земельных участков на использование земельных участков Статья 41. Права на использование земельных участков землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков Статья 42. Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков Статья 43. Осуществление прав на земельный участок
Глава VII. Прекращение и ограничение прав на землю
Статья 44. Основания прекращения права собственности на земельный участок Статья 45. Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права пожизненного наследуемого владения земельным участком Статья 46. Основания прекращения аренды земельного участка Статья 47. Основания прекращения права безвозмездного пользования земельным участком Статья 48. Основания прекращения сервитута Статья 49. Основания изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд Статья 50. Конфискация земельного участка Статья 51. Реквизиция земельного участка Статья 52. Условия и порядок отчуждения земельного участка Статья 53. Условия и порядок отказа лица от права на земельный участок Статья 54. Порядок изъятия земельного участка, предоставленного на праве пожизненного наследуемого владения, праве постоянного (бессрочного) пользования, ввиду неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации Статья 54.1. Порядок отчуждения земельного участка, находящегося в частной собственности, в случае его изъятия в связи с неиспользованием такого земельного участка по целевому назначению или использованием такого земельного участка с нарушением законодательства Российской Федерации Статья 55. Утратила силу Статья 56. Ограничение прав на землю Статья 56.1. Ограничения прав на землю в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд
Глава VII.1. Порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд
Статья 56.2. Органы, принимающие решения об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд Статья 56.3. Условия изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд Статья 56.4. Ходатайство об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд Статья 56.5. Выявление лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию для государственных или муниципальных нужд Статья 56.6. Решение об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд Статья 56.7. Подготовка соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд Статья 56.8. Особенности определения размера возмещения в связи с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд Статья 56.9. Соглашение об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд Статья 56.10. Заключение соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд Статья 56.11. Прекращение и переход прав на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд Статья 56.12. Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории жилой застройки, комплексного развития территории нежилой застройки
Глава VIII. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости
Статья 57. Возмещение убытков при ухудшении качества земель, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, правообладателей расположенных на земельных участках объектов недвижимости Статья 57.1. Особенности возмещения убытков при ограничении прав в связи с установлением, изменением зон с особыми условиями использования территорий Статья 58. Утратила силу
Глава IX. Защита прав на землю и рассмотрение земельных споров
Статья 59. Признание права на земельный участок Статья 60. Восстановление положения, существовавшего до нарушения права на земельный участок, и пресечение действий, нарушающих право на земельный участок или создающих угрозу его нарушения Статья 61. Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления Статья 62. Возмещение убытков Статья 63. Утратила силу Статья 64. Рассмотрение земельных споров
Глава X. Плата за землю и оценка земли
Статья 65. Платность использования земли Статья 66. Оценка земли
Глава XI. Мониторинг земель, землеустройство, государственный кадастровый учет земельных участков и резервирование земель для государственных и муниципальных нужд
Статья 67. Государственный мониторинг земель Статья 68. Землеустройство Статья 69. Организация и порядок проведения землеустройства Статья 70. Государственный кадастровый учет земельных участков Статья 70.1. Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд
Глава XII. Государственный земельный надзор, муниципальный земельный контроль и общественный земельный контроль
Статья 71. Государственный земельный надзор Статья 71.1. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства Статья 71.2. Административное обследование объектов земельных отношений Статья 72. Муниципальный земельный контроль Статья 72.1. Общественный земельный контроль Статья 73. Утратила силу
Глава XIII. Ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель
Статья 74. Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения Статья 75. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения Статья 76. Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями
Глава XIV. Земли сельскохозяйственного назначения
Статья 77. Понятие и состав земель сельскохозяйственного назначения Статья 78. Использование земель сельскохозяйственного назначения Статья 79. Особенности использования сельскохозяйственных угодий Статья 80. Фонд перераспределения земель Статьи 81 — 82. Утратили силу
Глава XV. Земли населенных пунктов
Статья 83. Понятие земель населенных пунктов и понятие границ населенных пунктов Статья 84. Порядок установления или изменения границ населенных пунктов Статья 85. Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий Статья 86. Утратила силу
Глава XVI. Земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения
Статья 87. Состав земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения Статья 88. Земли промышленности Статья 89. Земли энергетики Статья 90. Земли транспорта Статья 91. Земли связи, радиовещания, телевидения, информатики Статья 92. Земли для обеспечения космической деятельности Статья 93. Земли обороны и безопасности
Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов
Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий Статья 95. Земли особо охраняемых природных территорий Статья 96. Земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов Статья 97. Земли природоохранного назначения Статья 98. Земли рекреационного назначения Статья 99. Земли историко-культурного назначения Статья 100. Особо ценные земли
Глава XVIII. Земли лесного фонда, земли водного фонда и земли запаса
Статья 101. Земли лесного фонда Статья 102. Земли водного фонда Статья 103. Земли запаса
Глава XIX. Зоны с особыми условиями использования территорий
Статья 104. Цели установления зон с особыми условиями использования территорий Статья 105. Виды зон с особыми условиями использования территорий Статья 106. Установление, изменение, прекращение существования зон с особыми условиями использования территорий Статья 107. Последствия установления, изменения, прекращения существования зон с особыми условиями использования территорий
Президент Российской Федерации В.ПУТИН
Москва, Кремль 25 октября 2001 года N 136-ФЗ
Основные коды разрешенного использования ЗУ
Классификатор земельных участков состоит из 13 категорий. Все загородные земли можно отнести к следующим разделам:
- Постройки и сооружения, которые используют в сельскохозяйственных целях (1.1-1.18). Они представляют собой особо важные объекты. Именно этим обусловлен строгий надзор за деятельностью, производимой на указанных участках. Определяющим фактором становится расположение земли;
- Дачные и садовые хозяйства (13.1-13.3);
- Индивидуальное строительство (2.0). Частные дома, к которым прилагается придомовой участок. Исключением может стать оздоровительные учреждения, гостиничные комплексы, временное жилье и заведения исправительного характера.
- Здания, предназначенные для предпринимательской деятельности (4.0).
- Земельные ресурсы, используемые в целях рекреации (5.0). К ним относят туристические базы, гостиницы, места для охоты и рыбалки.
- Промышленные земли, разрешенные под размещение производства (6.0). Многие объекты расположены на периферии.
- Безопасность и оборона (8.0). Полигоны, поселения, наблюдательные вышки и оружейные склады.
- Курорты, охрана и изучение природных ресурсов (9.0-11.0).
- Владения, предназначенные для общего использования (12.0).
Как участки делятся по видам разрешенного использования?
Основная систематизация ВРИ произошла еще в 2014 году. Они делятся на:
- основной вид разрешенного использования
- вспомогательный ВРИ
- условный ВРИ
Участки, которым присваивают основные ВРИ, обладают полным кодом. Их можно использовать только так, как указано в документации, регулирующей Земельный фонд. Если гражданин нарушил указания, установленные в отношении определенных участков, на него накладывают санкции. Личное мнение владельца значения не имеет.
Распоряжаясь участками, отнесенными к условному виду разрешенного использования, также запрещено выходить за рамки систематизированного классификатора. Единственным отличием этих ВРИ является более широкий регламент.
Отношение к желаниям гражданина в данном случае лояльнее, чем в предыдущем. Постройки соответствуют предписанным установкам, но при необходимости на участке можно разместить что-то от себя. При этом код классификации отразит привязку объекта недвижимости к определяющему пункту. В этом случае необходимо согласовать действия с сотрудниками градостроительной палаты.
Вспомогательные виды никогда не применяют в качестве самостоятельных определений. Это обусловлено отсутствием достаточной юридической силы. Земельные участки привязывают к ним при наличии нюансов, которые нельзя обойти.
Наш адрес: 248001, г. Калуга, ул. Ленина д. 77, оф. 25 (2 этаж),
Все собственники земельных участков, которые не прошли межевание, в одночасье стали просто пользователями, которые могут только использовать участок для своих нужд. Продать, подарить, вписать участок в наследство, заложить его в банке и т.д., теперь нельзя, пока запись об участке не появится в едином госреестре недвижимости. А эта запись может появиться только после процедуры межевания. Согласно нововведениям в земельное законодательство земельные участки подлежат обязательной регистрации в ЕГРН. Если собственника не могут найти в реестрах на протяжении пяти лет, его землю могут признать бесхозяйной, и тогда она отойдёт государству. Многие приобретали недвижимость ещё при советской власти, и далеко не все наши дедушки и бабушки позаботились о постановке земельного участка на регистрационный учёт. Поэтому для тех, кто получил такие земли по наследству, дарению или иным способом должны обязательно поставить её на регистрационный учёт, чтобы не потерять своё право собственности. Новый закон о земельных участках 2021 Следует поспешить узаконить свои права на владение тем или иным земельным наделом, ведь с первых чисел января 2021 года парламент планирует установить беспрекословный запрет на распоряжение теми участками, в отношении которых не было проведено межевание. Соответственно, если межевание до 2021 года не было оформлено, то любому физическому лицу будет официально запрещено распоряжаться землей. Изменения в земельном законодательстве с января 2021 года: действительно ли собственников лишат земли? Поправки в Закон о недвижимости, вступающие в силу в начале 2021 года, наделали много шума. Над владельцами земельных участков нависла угроза их изъятия. Действительно ли новый закон позволяет государству лишать собственников земли? И кого коснутся данные изменения? Особенности нового закона по межеванию земельного участка бесплатно в 2021 году Изменения в земельном законодательстве, в частности, в определении границ участков, породило массу спекуляций. Окончание «дачной амнистии» в декабре 2021 года обязало собственников наделов оформлять документы за свой счет. Уже сейчас невозможно межевание дачного земельного участка бесплатно, новый закон однозначно трактует, что это делается за счет собственников. Установление фактических границ надела необходимо для составления корректной кадастровой карты. В ней указываются характеристики всех участков, в том числе площади, назначение и места расположения с соседними. Эта информация нужна для начисления правильной суммы налога. Как сделать межевание земельного участка в 2021 году Как проводят обязательное межевание земельного участка с 1 января 2021 года? Кадастровым инженером принимается обращение землепользователя, и на основании полученной от собственника документации проводится межевание. Потом информацию о результатах межевания исполнитель кадастровых работ должен принести в Росреестр, чтобы внести сведения в Единый государственный кадастр недвижимости, либо эти сведения самостоятельно предъявляет муниципалитет в Росреестр в форме карты-плана (итоговая документация комплексных работ). Так или иначе, необходимая информация будет внесена в кадастр без участия собственника, если он обратится к исполнителю комплексных работ и предоставит необходимые данные. Рекомендуем прочесть: Налог на выигрыш в лотерею в россии Каждый гражданин России при оформлении любого вида земельного участка обязательно должен зарегистрировать его в кадровом регистре. Но эту операцию невозможно провести, если отсутствует специальный межевой план на участок. Как это было и раньше, такой план нужен для обозначения чётких границ и координат местонахождения территории, однако межевой план с 1 января 2021 года будет несколько изменён. Что такое межевание земельного участка по новому закону 2021 года Заказчиком комплексных кадастровых работ может выступать муниципальное образование или Министерство имущественных отношений региона. Уточнить, включен ли его участок в проект межевых работ, собственник может, обратившись в одну из этих структур. Запрос лучше оформить в письменном виде. С вступлением в силу поправок в Земельный кодекс РФ межевание земельного участка приняло обязательный характер. Межевание участка является необходимым условием владения землей по праву и ее распоряжением. Эту процедуру законодатель планирует завершить до конца 2021 года. Тем, кто этого не сделает, станет невозможным узаконить постройки на данном участке, а также продать его, подарить и т.д. Новый порядок изъятия земельных участков в 2021 году: что нужно знать, чтобы не стать жертвой произвола Уже сегодня на многих муниципальных сайтах висят обращения местных властей к населению и организациям о вступлении нового закона в силу. Местная власть согласно закону получила дополнительные полномочия и, по мнению экспертов, отныне является заинтересованной стороной. По данным Комитета Госдумы по аграрным вопросам, в руки муниципалитетов только невостребованных земель может перейти около 22 млн га. Если их затем продать за 15% кадастровой стоимости (закон устанавливает для продажи не более данного процента), то местные бюджеты пополнятся на 55 миллиардов рублей. «Установлен порядок, определяющий право сельхозорганизации или крестьянского (фермерского) хозяйства, использующего земельный участок, обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о заключении договора купли-продажи земельного участка или договора аренды в течение трех месяцев с момента государственной регистрации права муниципальной собственности по цене не более 15 процентов от кадастровой стоимости земельного участка (для купли-продажи), — пояснил Николай Степанов, партнер юридической . — Торги за право заключения договора купли продажи или аренды не проводятся, что может существенно увеличить количество сделок с земельными участками сельскохозяйственного назначения. Более того, муниципальный орган обязан в течение двух недель с момента госрегистрации права на земельный участок, выделенный в счет земельных долей, опубликовать в средствах массовой информации и разместить на своем официальном сайте в сети Интернет информацию о возможности приобретения такого земельного участка«. Новые изменения в законе о земельных участках 2021 года В дальнейшем разрешить ситуацию и вернуть назад участок будет затруднительно и возможно лишь через суд. Важным моментом также является тот факт, что если надел был поставлен на учет до 2012 года, то значиться в Госкадастре он не будет. Существенно пострадать в такой ситуации могут дачники, которые еще не успели выполнить регистрацию. Основная сложность процедуры постановки на учет имущества заключается в том, что придется не только подавать официальное заявление в Госкадастр на регистрацию, но и обращаться к геодезистам и проводить межевание. Само по себе мероприятие считается достаточно дорогостоящей и длительной процедурой. Рекомендуем прочесть: Перевозка детей в автомобиле с 1 июня 2020 года на переднем сиденье Алгоритм межевания земельного участка в 2020 году Процедура межевания может проводиться только квалифицированными специалистами, который должен иметь лицензию. Выбор компании осуществляется на основании следующих признаков: наличие аттестации, количество аттестованных инженеров (их должно быть более трех человек) и сведения об инженере в Росреестре. передается во владение или пользование другому гражданину (сюда включены и территории муниципальных или государственных властей); который перераспределяется в зависимости от каких-либо обстоятельств; который должен разделяться, передаваться или объединяться. Можно ли провести межевание земельного участка бесплатно Новый закон о земельном кадастре вступил в силу с 01.01.2020 г. С его принятием многое меняется в процедуре регистрации прав на землю и внесении данных о земельных участках в кадастр. Создается новая единая учетно-регистрационная система и единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН). Все сведения, которые уже содержатся в кадастре, будут перенесены в ЕГРН. Эта система будет создаваться постепенно, но все новые регистрационные мероприятия будут происходить уже в соответствии с вступившим в законную силу законом. Комплексные кадастровые работы выполняются в соответствии со специальной федеральной программой. Ее реализация позволит сократить число неучтенных участков и расширить налогооблагаемую базу. Для землевладельцев тоже плюс – они смогут бесплатно получить документы на свою собственность. Новый закон о садоводстве с 1 января 2021 года Ранее на учет ставились участки с различными разрешенными использованиями. В соответствии с новым законом участки с разрешенным использованием «для садоводства», «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства», «для дачного строительства» с 1 января 2020 года считаются садовыми земельными участками. До 1 января 2024 года на рассмотрение общего собрания должен быть вынесен вопрос о безвозмездной передаче имущества общего пользования (в том числе земельного участка общего назначения), принадлежащего товариществу на праве собственности, в общую долевую собственность садоводов пропорционально площади их участков. Межевание земельного участка бесплатно новый закон 2021 в крыму Подготовить документы. В большинстве случаев достаточно выписки из ЕГРН и паспорта. Заказать информацию из ЕГРН можно в электронном виде. Для этого рекомендую сервис Ктотам. Про, который присылает готовую выписку в течение часа. Стоимость та же, что и в МФЦ — 250 рублей. Данные официальные — из ЕГРН Росреестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП); Как уже было замечено, мероприятие должно осуществляться специализированными компаниями или предпринимателями, имеющими официальное разрешение на занятие такой деятельностью. Поскольку оборудование и сама лицензия имеют высокую стоимость, процедура межевки, чаще всего, носит платный характер и стоимость ее весьма внушительна. Для многих землевладельцев это становится существенным препятствием при исполнении требований закона. Межевание земельного участка до 2021 года: закон Инициатором периодически выступает хозяин участка, а также чиновники. От землевладельца требуют только необходимые бумаги, а также доступ к обозначенной территории. Вдруг о проведении обязательного межевания на дачах просите Вы или кто-то из соседей, то временные рамки согласовываются, и приходит письменное уведомление. По сути, людям начинает казаться, что в межевании их территории заинтересовано исключительно государство, так как это чревато новыми налоговыми платежами. Но, в данном положении вещей также реально найти и опровержение, геодезисты все могут объяснить доступным языком.