Обжалование дисциплинарного взыскания военнослужащим в суде – вопрос не простой. Получите основные моменты полезных советов из настоящего материала
ВНИМАНИЕ: при незаконном выговоре может понадобиться помощь и защита военнослужащих срочной службы и военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту со стороны нашего военного адвоката.
Основания для привлечения дисциплинарной ответственности
Воинская дисциплина может нарушаться одним из видов проступков:
- умышленным;
- неосторожным;
- грубым;
- мелким.
Под умыслом понимается то, когда человек, совершивший или совершающий проступок, осознает, свои действия, а значит, понимает о тех последствиях и том к чему могут привести его действия либо бездействия. Если военнослужащий не подозревал в своих действиях о грядущих последствиях, то его проступок можно считать не умышленным.
Под мелкими проступками можно понимать действия (или бездействие), в результате которых не было причинено ни вреда порядку, ни посторонним лицам. Для примера можно указать: опоздание на службу, не грубое нарушение режима воинской части.
К более грубым проступкам можно отнести следующие обстоятельства:
- неуставные отношения в части;
- уход с территории воинской части без разрешения командира, за исключением офицерского состава;
- неявка из увольнения, госпиталя в установленный срок;
- отсутствие на месте службы дольше 4 часов без уважительных причин;
- неявка в военкомат;
- нарушение порядка несения боевого дежурства, пограничной, караульной службы, патрулирования, охраны общественного порядка;
- ненадлежащее обращение с боеприпасами, оружием, техникой, если причинён вред военнослужащим или имуществу воинской части;
- нарушения правил дорожного движения и правил управления автомобилем и тяжелой техникой, если неосторожностью причинён вред военнослужащим или имуществу;
- нахождение на службе в алкогольном или наркотическом опьянении.
Порядок применения дисциплинарного ареста к военнослужащим
Порядок применения к военнослужащим дисциплинарного взыскания в виде дисциплинарного ареста за совершение грубого дисциплинарного проступка регламентируется федеральными законами от 1 декабря 2006 года № 199-ФЗ«О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста», от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации (УказПрезидента Российской Федерации от 10 ноября 2007 года № 1495). Законодательством Российской Федерации предусмотрен исключительно судебный порядок применения к военнослужащим данного вида дисциплинарного взыскания. Возбуждению перед судом соответствующего ходатайства должно предшествовать разбирательство по факту грубого дисциплинарного проступка, которое проводится по решению командира части(начальника органа военной полиции), назначающего ответственного за его проведение. Разбирательство, как правило, проводится непосредственным командиром (начальником) военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок, в целях установления виновных, выявления причин и условий, способствовавших его совершению. По результатам составляется протокол установленной формы. Военнослужащий, в отношении которого составлен протокол, должен быть ознакомлен с ним и вправе представить замечания по его содержанию, которые прилагаются к протоколу. Протокол подписывается составившим его лицом и военнослужащим, в отношении которого он составлен, после чего вместе с материалами разбирательства и предложением о сроке дисциплинарного ареста (ином виде взыскания) представляется командиру воинской части(начальнику органа военной полиции). Копия протокола под расписку вручается военнослужащему, в отношении которого он составлен.
В ходе разбирательства должны быть установлены: событие дисциплинарного проступка (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);
лицо, совершившее дисциплинарный проступок;вина военнослужащего в совершении дисциплинарного проступка, форма вины и мотивы;
данные, характеризующие личность военнослужащего, совершившего дисциплинарный проступок;
наличие и характер вредных последствий;
обстоятельства, исключающие, смягчающие и отягчающие дисциплинарную ответственность;
характер и степень участия каждого военнослужащего при совершении дисциплинарного проступка несколькими лицами;
причины и условия, способствовавшие совершению дисциплинарного проступка;
другие обстоятельства, имеющие значение для правильного решения вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности.
Строгость взыскания увеличивается, если дисциплинарный проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) или при исполнении других должностных или специальных обязанностей, в состоянии опьянения или если его последствием явилось существенное нарушение внутреннего порядка.
Право ходатайствовать о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста предоставлено командирам (начальникам) от командира отделения и выше или лицу, проводившему разбирательство.
Полномочия направлять материалы о грубом дисциплинарном проступке в гарнизонный военный суд для принятия решения о применении дисциплинарного ареста принадлежит командиру воинской части и начальнику органа военной полиции.
В качестве защитника к участию в производстве по материалам о грубом дисциплинарном проступке допускается адвокат, полномочия которого удостоверяются ордером адвокатского образования.
Материалы о грубом дисциплинарном проступке рассматриваются судьей гарнизонного военного суда единолично в течение трех суток со дня их поступления в гарнизонный военный суд. В случае, если военнослужащий, в отношении которого были направлены документы, находится под арестом или задержан, они рассматриваются непосредственно в день поступления.
По результатам судебного рассмотрения судья гарнизонного военного суда может принять одно из следующих решений:
1) о назначении дисциплинарного ареста;
2) об отказе в назначении дисциплинарного ареста и о возвращении материалов командиру воинской части (начальнику органа военной полиции), направившему их в гарнизонный военный суд, для применения иной меры дисциплинарного воздействия в случаях, еслик военнослужащему не может быть применен дисциплинарный арест;
может быть применена иная мера дисциплинарного воздействия, исходя из обстоятельств дисциплинарного проступка, его последствий, формы вины и личности военнослужащего;
3) о прекращении производства по материалам о грубом дисциплинарном проступке в случаях: если имеется одно из обстоятельств, исключающих дисциплинарную ответственность военнослужащего; передачи материалов руководителю военного следственного органа, если в действии (бездействии) военнослужащего содержится достаточно данных, указывающих на признаки преступления, и решение об освобождении военнослужащего от уголовной ответственности в установленном законодательством порядке не принято.
Постановление судьи о применении к военнослужащему дисциплинарного ареста объявляется сразу повынесении решения и для немедленной реализации в этот же день направляется должностному лицу, уполномоченному его исполнить.
Старший военный прокурор 1 отдела организационного управления Главной военной прокуратуры полковник юстиции О.В.Колбасенков
Фото: Министерство обороны России
Виды дисциплинарных взысканий
За нарушение дисциплины в отношении виновных военнослужащих могут быть приняты следующие меры:
- выговор, либо строгий выговор;
- лишение увольнения;
- лишение нагрудного знака;
- предупреждение;
- понижение в должности или в звании (на ступень);
- увольнение со службы до окончания действия контракта;
- отчисление из военного училища или ВУЗа;
- отчисление со сборов;
- дисциплинарный арест (не дольше, чем на 45 суток).
Под арест не могут попасть:
- офицеры;
- призывники, которые не приняли воинскую присягу;
- несовершеннолетние;
- военнослужащую.
Дисциплинарные взыскания, применяемые к прапорщикам и мичманам
61.К прапорщикам и мичманам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
а) выговор;
б) строгий выговор;
в) предупреждение о неполном служебном соответствии;
г) снижение в воинской должности;
д) досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта;
е) дисциплинарный арест.
К военнослужащим женского пола, проходящим военную службу в качестве прапорщиков и мичманов, взыскание, предусмотренное пунктом «е» настоящей статьи, не применяется.
Права командиров (начальников) по применению дисциплинарных взысканий к подчиненным им прапорщикам и мичманам
62. Командир взвода (группы), командир роты (боевого катера, корабля 4 ранга), командир батальона имеют право объявлять выговор и строгий выговор.
Командир отдельного батальона (корабля 2 и 3 ранга), а также командир отдельной воинской части, пользующийся в соответствии со статьей 11 настоящего Устава дисциплинарной властью командира батальона, кроме того, имеют право предупреждать о неполном служебном соответствии.
63. Командир полка (корабля 1 ранга) имеет право:
а) объявлять выговор и строгий выговор;
б) предупреждать о неполном служебном соответствии.
64. Командир дивизии и командир корпуса (эскадры) имеют право:
а) объявлять выговор и строгий выговор;
б) предупреждать о неполном служебном соответствии;
в) снижать в воинской должности.
65. Командующий армией (флотилией) имеет право:
а) объявлять выговор и строгий выговор;
б) предупреждать о неполном служебном соответствии;
в) снижать в воинской должности;
г) досрочно увольнять с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
66. Командующие войсками военного округа, фронта, флотом и им равные в отношении подчиненных им прапорщиков и мичманов пользуются правом применять дисциплинарные взыскания в полном объеме настоящего Устава.
Дисциплинарные взыскания, применяемые к офицерам
67.К младшим и старшим офицерам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
а) выговор;
б) строгий выговор;
в) предупреждение о неполном служебном соответствии;
г) снижение в воинской должности;
д) досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта.
68.К высшим офицерам могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий:
а) выговор;
б) строгий выговор;
в) предупреждение о неполном служебном соответствии;
г) снижение в воинской должности.
Права командиров (начальников) по применению дисциплинарных взысканий к подчиненным им офицерам
69. Командир роты (боевого катера, корабля 4 ранга) и командир батальона имеют право объявлять выговор и строгий выговор.
Командир отдельного батальона (корабля 2 и 3 ранга), а также командир отдельной воинской части, пользующийся в соответствии со статьей 11 настоящего Устава дисциплинарной властью командира батальона, кроме того, имеют право предупреждать о неполном служебном соответствии.
70. Командир полка (корабля 1 ранга) и командир дивизии имеют право:
а) объявлять выговор и строгий выговор;
б) предупреждать о неполном служебном соответствии.
71. Командир корпуса (эскадры) и командующий армией (флотилией) в отношении младших и старших офицеров имеют право:
а) объявлять выговор и строгий выговор;
б) предупреждать о неполном служебном соответствии.
В отношении высших офицеров командир корпуса (эскадры) имеет право объявлять выговор и строгий выговор, а командующий армией (флотилией), кроме того, предупреждать о неполном служебном соответствии.
72. Командующие войсками военного округа, фронта, флотом и им равные имеют право:
в отношении младших и старших офицеров:
а) объявлять выговор и строгий выговор;
б) предупреждать о неполном служебном соответствии;
в) снижать в воинской должности офицеров от командиров батальонов, им равных и ниже;
г) досрочно увольнять с военной службы в связи с невыполнением условий контракта офицеров от командиров рот, командиров боевых катеров и кораблей 4 ранга, им равных и ниже;
в отношении высших офицеров:
а) объявлять выговор и строгий выговор;
б) предупреждать о неполном служебном соответствии.
73. Заместители Министра обороны, главнокомандующие видами Вооруженных Сил Российской Федерации и им равные сверх прав, предоставленных командующему войсками военного округа, фронта, флотом и им равным, имеют право:
а) снижать в воинской должности офицеров от заместителей командиров полков, старших помощников командиров кораблей 1 ранга, им равных и ниже;
б) досрочно увольнять с военной службы в связи с невыполнением условий контракта офицеров от командиров батальонов, им равных и ниже.
Дисциплинарные взыскания, применяемые к гражданам, призванным на военные сборы
74.К гражданам, призванным на военные сборы, могут применяться дисциплинарные взыскания в полном объеме, за исключением предусмотренных пунктами «в» и «г» статьи 55, пунктом «д» статьи 61 и пунктом «д» статьи 67 настоящего Устава. Кроме того, к ним может быть применено дисциплинарное взыскание — отчисление с военных сборов.
Порядок объявления выговора военнослужащему или иного взыскания
При этом сначала назначается разбирательство, результатом которого станут доказательства вины или не виновности военнослужащего. На основании всех доказательств происходит накладывание взыскания. При назначении вида наказания командир части обязан учесть:
- умышленно совершён проступок или неосторожно;
- какие последствия он повлёк (тяжёлые или незначительные);
- характеристику личности виновного.
Применяется взыскание не позднее 10 дней с момента передачи материалов.
Законодательная база Российской Федерации
отменен/утратил силу Редакция от 30.06.2002
Подробная информация
Наименование документ | «ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. Указом Президента РФ от 14.12.93 N 2140) (ред. от 30.06.2002) |
Вид документа | перечень, порядок, указ, устав |
Принявший орган | президент рф |
Номер документа | 2140 |
Дата принятия | 01.01.1970 |
Дата редакции | 30.06.2002 |
Дата регистрации в Минюсте | 01.01.1970 |
Статус | отменен/утратил силу |
Публикация |
|
Навигатор | Примечания |
«ДИСЦИПЛИНАРНЫЙ УСТАВ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (утв. Указом Президента РФ от 14.12.93 N 2140) (ред. от 30.06.2002)
Порядок наложения дисциплинарных взысканий
85. На военнослужащего, нарушившего воинскую дисциплину или общественный порядок, могут налагаться только те дисциплинарные взыскания, которые определены в настоящем Уставе и соответствуют воинскому званию военнослужащего и дисциплинарной власти командира (начальника), принимающего решение о привлечении виновного к дисциплинарной ответственности.
86. Принятию решения командиром (начальником) о наложении на подчиненного дисциплинарного взыскания должно предшествовать разбирательство. Оно проводится в целях установления виновных лиц, выявления причин и условий, способствовавших совершению проступка.
В ходе разбирательства командир (начальник) устанавливает: действительно ли имел место проступок; где, когда, при каких обстоятельствах и с какой целью он был совершен; в чем он выразился; наличие вины в действии (бездействии) конкретных лиц и степень вины каждого в случае совершения проступка несколькими лицами; каковы последствия проступка; обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность виновного лица; причины и условия, способствовавшие совершению проступка.
Если в ходе разбирательства выяснится, что проступок военнослужащего содержит признаки состава преступления, командир воинской части уведомляет военного прокурора, при необходимости возбуждает уголовное дело и назначает дознание.
87. При определении вины и меры дисциплинарного взыскания принимаются во внимание: характер проступка, обстоятельства, при которых он был совершен, его последствия, прежнее поведение виновного, а также продолжительность его военной службы и степень знания порядка несения службы.
Строгость дисциплинарного взыскания увеличивается, если проступок совершен во время несения боевого дежурства (боевой службы) и при исполнении других служебных обязанностей, в состоянии опьянения или если он имел последствием существенное нарушение порядка.
88. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, совершившего проступок, производится, как правило, через сутки, но не позднее 10 суток с того дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном проступке. При наложении дисциплинарного взыскания командир (начальник) не должен унижать личное достоинство подчиненного и допускать грубость.
Высказанное командиром (начальником) подчиненному предупреждение, замечание или строгое указание на упущения по службе не является дисциплинарным взысканием.
Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток с момента наложения дисциплинарного взыскания подать жалобу.
89. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, входящего в состав суточного наряда (несущего боевое дежурство), за проступки, совершенные им во время несения службы, производится после смены с наряда (боевого дежурства) или после замены его другим военнослужащим, но не ранее чем через сутки.
90. Наложение дисциплинарного взыскания на военнослужащего, находящегося в состоянии опьянения, а также получение от него каких-либо объяснений откладывается до его вытрезвления. В этих случаях он при необходимости может быть помещен на гауптвахту или в камеру временно задержанных сроком до одних суток, после чего принимается решение о его ответственности.
91. Запрещается за один и тот же проступок налагать несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим, налагать взыскание на весь личный состав подразделения вместо наказания непосредственных виновников.
(в ред. Указа Президента РФ от 30.06.2002 N 671)
92. Если командир (начальник) ввиду тяжести совершенного подчиненным проступка считает предоставленную ему дисциплинарную власть недостаточной, он возбуждает ходатайство о наложении взыскания на виновного властью старшего командира (начальника).
Командир (начальник), превысивший предоставленную ему дисциплинарную власть, несет за это ответственность.
93. Старший командир (начальник) не имеет права отменить или уменьшить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), по причине строгости взыскания, если последний не превысил предоставленной ему власти.
Старший командир (начальник) имеет право отменить дисциплинарное взыскание, наложенное младшим командиром (начальником), если найдет, что это взыскание не соответствует тяжести совершенного проступка, и наложить более строгое взыскание.
94. Военнослужащий, подвергнутый дисциплинарному взысканию за совершенное преступление и причиненный государству материальный ущерб, не освобождается от уголовной и материальной ответственности.
Порядок обжалования дисциплинарного взыскания военнослужащим
Если вам необходимо обжалование приказа о привлечении к дисциплинарной ответственности, учитывайте, что жалобу можно подать только в течение 10 дней с момента применения взыскания. Отстаивая свои права, следует опираться на Федеральный Закон «О статусе военнослужащих» за номером 21 от 1998 года.
Гражданин вправе подать жалобу на незаконное, с его точки зрения, взыскание начальству того лица, которое сочло возможным таковое взыскание вменить. Если и в этом случае не удалось обжаловать выговор военнослужащему и доказать свою правоту, гражданин вправе подать соответствующее заявление в военный суд.
Срок подачи документов в суд составляет 30 дней с даты вменения взыскания. Такой подход дает возможность сначала обратиться к компетентным лицам, а уже потом, без лишней спешки — в судебные органы. В Военный суд так же могут обратиться с жалобой о нарушении устава или о том, что не была произведена выплата военным компенсации за жилье, такое право гражданину предоставляет Кодекс административного судопроизводства РФ.
Кроме того, обжалование дисциплинарного взыскания военнослужащим возможно и с помощью военного прокурора, которому гражданин, ущемленный в правах, может направить жалобу, где будет подробно изложена суть проблемы. В военную прокуратуру обращаются с заявлением о нарушении права на обеспечение жильем военнослужащих после увольнения.
Законодательство не предусматривает сроков для такого обращения. При этом ставить в известность о своих намерениях вышестоящее начальство гражданин не обязан.
Если порядок обжалования дисциплинарного взыскания военнослужащим был соблюден, а решение по обращению было принято в пользу гражданина, начальство не только должно подписать приказ об отмене применения взыскания, но также и отменить решения о лишении премии и иных мерах пресечения, вызванных дисциплинарным взысканием.
Виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих
Чихирева Алина Викторовна, магистрант
Курский государственный университет
Аннотация
. В данной статье рассмотрены виды дисциплинарных взысканий, налагаемых на государственных гражданских служащих за совершение дисциплинарного проступка. Определены понятия дисциплинарного взыскания, замечания, выговора, предупреждения о неполном служебном соответствии. Приведена в пример судебная практика. Проанализировано каждое дисциплинарное взыскание с указанием на недостатки в его применении. Кроме того, текст ст. 57 ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» проверен на наличие в нем коррупциогенных факторов в соответствии с Методикой проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов документов, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 26 февраля 2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов». Предложены возможные изменения в законодательство о государственной гражданской службе Российской Федерации в целях исключения возможных коррупциогенных факторов.
Ключевые слова
: государственная гражданская служба, государственный гражданский служащий, дисциплинарное взыскание, проступок, замечание, выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, увольнение.
Дисциплинарное взыскание – это мера дисциплинарной ответственности, налагаемая за совершение дисциплинарного проступка, связанного с неисполнением или ненадлежащим исполнением работником его должностных обязанностей. Отношения, связанные с применением дисциплинарного взыскания к государственному гражданскому служащему, регулируются в первую очередь ФЗ «О государственной гражданской службе» [1]. Статья 57 закона предусматривает, что за совершение дисциплинарного проступка, представитель нанимателя государственного гражданского служащего имеет право применить следующие виды дисциплинарных взысканий:
— замечание; — выговор; — предупреждение о неполном должностном соответствии; — увольнение с гражданской службы по основаниям, предусмотренным ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации».
Дисциплинарное взыскание налагается в целях обеспечения исполнения норм служебного распорядка, предупреждения последующих дисциплинарных проступков, наказания государственных гражданских служащих, совершивших данные проступки [2].
Рассмотрим подробно каждый вид дисциплинарного взыскания.
При определении конкретного вида взыскания, которое подлежит применению, учитываются следующие установленные законодательством критерии:
а) характер и тяжесть совершенного нарушения; б) обстоятельства, при которых совершено нарушение; в) соблюдение служащим других запретов, исполнение других обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции; г) предшествующие результаты исполнения служащим своих должностных обязанностей
Замечание – самый мягкий вид дисциплинарного наказания. Поводом для его применения к сотруднику государственной гражданской службы является совершение им незначительного или единичного проступка. Выносится в письменном виде. Закон подробно не раскрывает понятий и не дает определений видам дисциплинарных взысканий, соответственно и не обозначает, какое деяние можно признать незначительным. Поэтому представитель нанимателя самостоятельно решет вопрос о виде наказания в каждом конкретном случае.
Обзор судебной практики показывает, что к малозначительными деяниями суды относят проступки, при которых государственный гражданский служащий, например, не указал в декларации полученный доход от преподавательской, научной и иной творческой деятельности, также если не указаны сведения о том, что государственный гражданский служащий об участии в коммерческой организации, при этом у соответствующей организации отсутствует хозяйственная деятельность в течение 3-х и более лет, предшествующих подаче Справки, и нет сомнений в отсутствии коррупционной составляющей в действиях (бездействии) служащего. Малозначительным деянием также признается неуказанная информация в декларации о полученных доходах от банковского вклада, сумма которого не превышает 10 000 рублей, но при этом в декларации отображены полные и достоверные сведения о наличии такого вклада (счета) [3].
Кроме того, малозначительным может быть признано деяние, когда государственный гражданский служащий не исполнил должным образом свои должностные обязанности, но это не повлекло нарушения прав граждан, организаций и т.д.
Например, ведущий специалист-эксперт отдела государственного земельного надзора управления Росреестра по Курской области Звягинцев А.А. путем визуального осмотра земельных участков с внешней стороны, анализа данных автоматизированных информационных ресурсов управления, фотографирования было осуществлено административное обследование объекта земельных отношений: земельного участка площадью 500 кв.м. с кадастровым №, расположенного по адресу: <�адрес> категории земель населенных пунктов, для огородничества. По итогам административного обследования истцом был составлен акт административного обследования от ДД.ММ.ГГГГ №.
Однако, по результатам служебной проверки на основании приказа руководителя управления Росреестра по Курской области за нарушение Правил проведения административного обследования объектов земельных отношений, утвержденных постановлением Правительства РФ от 18 марта 2015 года №251, выразившимся в том, что Звягинцевым А.А. в ходе административного обследования однозначно не идентифицирован на местности земельный участок с кадастровым № и не установлено его точное местоположение, вследствие чего ошибочно составлен акт административного обследования и вызван гражданин для составления протокола об административном правонарушении, к истцу было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания. Суд счел действия представителя нанимателя обоснованными [4].
Следующее дисциплинарное взыскание – выговор. Это более строгая мера дисциплинарного взыскания. Законодатель также четко не установил перечень нарушений, за совершение которых может быть применен выговор. Но однозначно можно сказать, что он выносится за более серьезные проступки по сравнению с теми, за которые выносится замечание. В целом выговор может быть вынесен за несоблюдение государственным гражданским служащим служебного распорядка, нарушение административного правопорядка государственным гражданским служащим вне рабочего времени и т.д.
Предупреждение о неполном соответствии – такое дисциплинарное взыскание считается уже серьезным наказанием, часто его выносят за повторные нарушения, после которых к государственному служащему уже применялись более мягкие меры дисциплинарного взыскания. Суть данного взыскания состоит в том, что служащий предупреждается в необходимости существенного улучшения исполнения своих служебных обязанностей и дальнейшего недопущения нарушений законности и служебной дисциплины. Вывод о неполном служебном соответствии формируется по итогам служебной проверки или аттестации, что говорит о том, что подобный вид взыскания присущ для госслужащих с недостаточным уровнем квалификации, уровнем знаний, низкой личной дисциплиной.
Судебная практика также показывает, что применение предупреждения о неполном должностном соответствии применяется за несоблюдение мер по предупреждению государственным гражданским служащим конфликта интересов.
Так, подполковник полиции Адоевский Е.В., являясь непосредственным начальником ФИО7, не принял меры по предотвращению возможности возникновения конфликта интересов в связи с замещением ФИО7 должности старшего инспектора по особым поручениям отделения контроля за частной охранной деятельностью ЦЛРР Управления Росгвардии по Курской области и наличием родственных связей в лице родного брата директора ООО ЧОО «Курское охранное агентство», в связи с чем суд счел, что Адоевский Е.В. обоснованно подвергнут дисциплинарному взысканию в виде предупреждения о неполном должностном соответствии [5].
Увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным пунктом 2, подпунктами «а» — «г» пункта 3, пунктами 5 и 6 части 1 статьи 37 ФЗ «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Согласно пунктам данной статьи, увольнение государственного гражданского служащего возможно по следующим основаниям:
— неоднократное неисполнение гражданским служащим без уважительных причин должностных обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание; — однократное грубое нарушение гражданским служащим должностных обязанностей:
а) прогул (отсутствия на служебном месте без уважительных причин более четырех часов подряд в течение служебного дня); б) появления на службе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения; в) разглашение сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, и служебной информации, ставших известными гражданскому служащему в связи с исполнением им должностных обязанностей; г) совершение по месту службы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного уничтожения или повреждения такого имущества, установленных вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;
— принятие гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иное нанесение ущерба имуществу государственного органа; — однократное грубое нарушение гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории «руководители», своих должностных обязанностей, повлекшее за собой причинение вреда государственному органу и (или) нарушение законодательства Российской Федерации.
В данном случае мы видим, что законодатель предусмотрел конкретный перечень нарушений, за совершение которых гражданский служащий может быть уволен. Представитель нанимателя здесь не может принять решение об увольнении, основываясь только на собственном мнении, как при применении других видов дисциплинарных взысканий.
Итак, проанализировав виды взысканий для государственных гражданских служащих, мы пришли к выводу о том, что в случае совершения дисциплинарного проступка представитель нанимателя самостоятельно определяет вид наказания в виде замечания, выговора или предупреждения о неполном соответствии в зависимости от конкретной сложившейся ситуации и в отношении конкретного сотрудника. Нельзя не отметить, что отсутствия регламентирования в законе перечня возможных ситуаций, за которые следует назначать то или иное наказание, дает представителю нанимателя широту дискреционных полномочий – то есть возможность действовать по своему усмотрению в зависимости от обстоятельств, что может считаться коррупциогенным фактором в соответствии с Методикой проведения экспертизы нормативных правовых актов и проектов актов, утвержденной Постановлением правительства РФ [6]. Однако такой вид взыскания как увольнение с гражданской службы предусматривает четкий перечень возможных должностных проступков, за которые следует увольнение. Считаем, что подобные перечни необходимо регламентировать и для остальных взысканий, чтобы исключить возможные корупциогенные факторы или предвзятость представителя нанимателя к определённому сотруднику.
Список литературы
1. ФЗ от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»//Собрание законодательства Российской Федерации от 02.08.2004, №31. Ст. 3215. 2. Старилов Ю.Н. Общее административное право: учебник: в 2 ч- Ч.2. Воронеж. 2021. С. 254. 3. Письмо Министерства труда от 21.03.2016 №18-2/10/П-1526 «О критериях привлечения к ответственности за коррупционные правонарушения» (вместе с «Обзором практики привлечения к ответственности государственных (муниципальных) служащих за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции»). 4. Решение Ленинского районного суда города Курска от 14.06.2018 по делу № М-1100/2018 М// Сайт «Судебные и нормативные акты РФ» [HTML] https://sudact.ru/ (дата обращения: 25.05.2021). 5. Решение Ленинского районного суда города Курска от 11.02.2020 № 2-203/2020 // Сайт «Судебные и нормативные акты РФ» [HTML] https://sudact.ru/ (дата обращения: 25.05.2021). 6. Постановление Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 №96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»// Собрание законодательства Российской Федерации от 08.07.2010, №10. Ст. 1084.
Когда не допускается привлечение к дисциплинарной ответственности?
В ряде случаев, когда после проведения проверки, командир может выявить обстоятельства, которые исключат возможность применения на военнослужащие дисциплинарные взыскания. Военнослужащий не может быть привлечен к ответственности, за действия, либо бездействие:
- Совершенные при самозащите и защите гражданских лиц;
- При защите государства от опасной для него ситуации;
- Связанные с задержанием преступников для их последующей передачи представителям власти;
- Если была доказана их польза для общества, а целью совершенного поступка было предотвращение неблагоприятных событий, несущих угрозу жизни, здоровью, интересам граждан или государства;
- Были совершены под принуждением, вследствие которого военнослужащий не мог в полной мере владеть собой и контролировать свои поступки.
Также не могут, допускается к привлечению к ответственности если отсутствуют прямые доказательства, которые подтверждают факт совершения проступка.
ВНИМАНИЕ: смотрите видео с советами, как получить жилье военнослужащим, расторгнуть контракт и отстоять свое право. Подпишитесь на наш канал YouTube и через комментарии к ролику Вы сможете бесплатно советоваться с военным юристом по решению своей проблемы.
Порядок исполнения дисциплинарных взысканий
Исполнение дисциплинарных взысканий может начаться в любое время, пока не истек срок давности. Его пропуск делает невозможным привлечение к ответственности, однако запись о взыскании в любом случае появится в служебной карточке нарушителя.
Постановление судьи о любом дисциплинарном взыскании исполняется сразу же после вступления его в законную силу. Исключение составляет постановление аресте — оно исполняется после вынесения.
Обратите внимание!
Арест применяется только к лицам, чье состояние здоровья позволяет перенести столь тяжелое наказание.
Поданная на дисциплинарное взыскание жалоба не приостанавливает его исполнение. Исключение — наличие приказа командира (начальника) или решения вышестоящего суда.
Постановление об аресте считается исполненным:
- после полного отбытия военнослужащим назначенного срока дисциплинарного ареста;
- при досрочном прекращении исполнения наказания.
Основанием досрочного прекращения являются:
- отмена решения о назначенном взыскании;
- отмена либо признание утратившим силу закона или его отдельных положений в части ответственности военнослужащих за проступок;
- отмена, признание утратившими силу положений закона, нормативно-правового акта, которые были нарушены военнослужащим;
- смерть лица, привлеченного к ответственности;
- признание лица, привлеченного к ответственности безвестно отсутствующим, объявление его умершим, в установленном судебном порядке;
- исключение лица, привлеченного к ответственности, из списка личного состава воинской части.
Кроме того, досрочное прекращение ареста возможно:
- при неудовлетворительном состоянии здоровья виновного лица, когда оно не может находиться под арестом по объективным причинам;
- при необходимости присутствия военнослужащего в семье, когда это вызвано трагическими событиями (смертью близких, стихийным бедствием, от которого пострадали родственники, пр.);
- при привлечении виновного к боевой службе, учениям, ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, пр.