Право на образование
Каждый гражданин РФ имеет право на получение бесплатного основного общего образования. Данная категория граждан имеет право на получение высшего и среднего специального образования по следующим льготам:
- дети поступают в учебное заведение вне конкура;
- зачисление происходит на бесплатную основу при успешной сдаче экзаменов;
- иногородним студентам предоставляется общежитие;
- детям предусмотрена повышенная социальная стипендия;
- раз в год бесплатный проезд до места обучения из другого населенного пункта;
- прохождение практики оплачивается организацией в 100% установленном размере заработной платы предприятия;
- государство ежегодно выделяет деньги на покупку учебных пособий.
Внимание! Дети сироты наравне с другими студентами могут быть исключены из учебного заведения за нарушение дисциплины и устава.
Формы семейного устройства детей-сирот
Согласно положениям ст. 123 СК РФ, отечественное законодательство предусматривает 4 возможные формы семейного устройства детей, лишенных родительской заботы: усыновление, опека и попечительство, патронат и приемная семья. Если возможность такого устройства отсутствует, ребенок передается на воспитание в организацию для детей-сирот. Проблемы и пути их решения, связанные с выявлением таких детей, а также устройством несовершеннолетних в семьи, находят органы опеки. Для полноценного понимания вопроса рассмотрим формы устройства подробнее.
Усыновление сирот
Усыновление является приоритетной формой семейного устройства сирот, так как оно позволяет практически полноценно заменить ребенку родителей. Усыновление, согласно ст. 125 СК РФ, устанавливается по решению суда: в результате такого судебного акта между усыновленным и усыновителем возникают правовые связи, характерные для биологических родителей и детей.
Однако в отношении кровных родителей в случае усыновления такие связи теряются. Это, в частности, касается прав и обязанностей, урегулированных разделом IV СК РФ. Так, только после усыновления дети могут наследовать за своими усыновителями в качестве законных наследников, а усыновители получают право присвоить ребенку свою фамилию.
Закон допускает усыновление лишь несовершеннолетних детей, а при достижении ими 10-летнего возраста для этого необходимо их согласие. При этом усыновить ребенка можно лишь при условии наличия на то согласия его биологических родителей, а также соответствия потенциального усыновителя требованиям ст. 127 СК РФ.
Читайте подробнее об усыновлении.
Опека и попечительство
Опекой и попечительством, согласно ст. 2 ФЗ от 24.04.2008 № 48, следует считать форму семейного устройства малолетних и несовершеннолетних детей, лишенных родительской заботы, в целях их содержания и воспитания, а также защиты их прав и интересов. Отличия данных форм состоят лишь в возрасте детей: опека – до 14 лет, попечительство – 14-18 лет.
Опека и попечительство устанавливаются актом органа опеки на основании заявления лица, желающего стать опекуном или попечителем. Таковыми могут стать лишь совершеннолетние дееспособные лица, соответствующие требованиям ст. 146 СК РФ. При этом близкие родственники детей имеют приоритет при желании стать опекунами или попечителями. Опекунство часто используется в качестве промежуточной формы перед усыновлением.
Закон различает две формы опеки и попечительства – простая и возмездная. Отличие первой от второй состоит в том, что при второй опекун заключает с органами опеки соответствующий договор, по которому получает вознаграждение. Законом определены две формы возмездной опеки: патронат и приемная семья.
Патронат как форма возмездной опеки
Возможность патроната, согласно ст. 14 ФЗ от 24.04.2008 № 48, устанавливается в каждом субъекте федерации региональным законодательством. Патронат существует более чем в 50 субъектах РФ.
Патронат предусматривает передачу ребенка в семью для воспитания на условиях специального договора, заключенного между органами опеки и патронатным воспитателем. Ключевой особенностью патроната является разделение воспитательных функций между органами опеки, воспитателем и, возможно, даже биологическими родителями.
Как и в случае с обычной опекой, ребенок не обретает никаких родственных связей с воспитателем, а в некоторых случаях даже сохраняет нормальные отношения с кровными родителями. За ребенком сохраняются все выплаты и льготы, гарантированные ему как сироте. В это же время за его воспитание патронатный воспитатель получает вознаграждение, установленное региональным законом.
Узнайте более подробно о том, что такое патронат.
Приемная семья
Приемной семьей, согласно ст. 152 СК РФ, признается опека или попечительство над ребенком, осуществляемые по договору между приемными родителями и органом опеки. Как и в случае с патронатом, родители получают за воспитание детей вознаграждение. Дети-сироты в приемных семьях не обретают со своими родителями родственные связи, находясь у них на воспитании до окончания заключенного договора или достижения совершеннолетия. Максимальное количество детей в такой семье, включая родных, не должно превышать 8 человек. Все сироты, помещенные в приемные семьи, сохраняют свои ранее установленные льготы и выплаты.
К потенциальным приемным родителям предъявляются те же требования, что и к опекунам. Их отбором и подготовкой занимаются органы опеки на основании поданного кандидатами заявления. Они же контролируют надлежащее исполнение опекунских функций, возложенных на родителя.
Читайте подробнее о приемных семьях.
Право на получение жилья
Для льготного получения права на жилье необходимо:
- Соблюдение возрастных ограничений – до 23 лет.
- Отсутствие прописки.
- Отсутствие пригодного жилья.
- Проживание на одной жилой площади с лицами, которые были лишены родительских прав.
Алексей Павлов
Юрист, готов ответить на ваши вопросы.
К сведению! В случае отсутствия жилплощади органы местного самоуправления обязаны предоставить жилье вне очереди сроком на 5 лет.
Для получения жилья необходимо следующие документы:
- заявление;
- копия паспорта;
- справка из детского дома;
- справка об отсутствии жилой площади;
- справка о сиротстве;
- дополнительные документы, которые могут попросить органы опеки.
Важно! После обращения в органы опеки и попечительства ставится вопрос о постановке гражданина в очередь. Именно поэтому квартиру зачастую получают не сразу после выхода из детского дома.
Нормативно-правовая база
Основу законодательной базы в данном вопросе составляет Конституция РФ – именно она положениями ст. 38 устанавливает государственную защиту материнства, детства и семьи. Приоритет семейного воспитания детей, обязанности по защите их прав и интересов, а также форма государственной защиты на случай сиротства детализированы положениями Семейного кодекса РФ.
Глава 18 СК РФ определяет функции органов опеки в вопросах выявления и обеспечения права на воспитание для сирот. Главы 19-21 СК РФ определяют нормативную основу для реализации основных форм семейного устройства сирот, а глава 22 – порядок устройства таких детей в приюты и интернаты.
Отдельного внимания требуют нормативные акты, обозначающие ряд дополнительных гарантий для детей-сирот. Это, в частности, ФЗ от 21.12.1996 № 159. Нельзя оставить без внимания и указ Президента РФ от 28.12.2012 № 1688, который призван усовершенствовать государственную политику в сфере защиты детей-сирот.
Вопросами семейного или иного устройства сирот ведают Гражданский и Семейный кодексы, а также Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. № 48 «Об опеке и попечительстве». Стоит отметить, что ряд вопросов, касающихся, в частности, дополнительных льгот и материальной поддержки, регулируется законодательством субъектов федерации.
Защита прав детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Обязанностями государства в лице специализированных органов являются:
- Регистрация и обнаружение сирот.
- Поиск опекунов.
- Определение детей в семьи.
- Осуществление контроля за условиями проживания, развития ребенка.
Контроль со стороны государства ведется с момента регистрации детей и вплоть до 23-летнего возраста.
Государством создана целая система защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Каждый ребенок имеет социальные гарантии, которые способствуют его благоприятному развитию.
Алексей Павлов
Юрист, готов ответить на ваши вопросы.
Если необходима
бесплатная консультация по правам сирот, или вы столкнулись с их нарушением, свяжитесь с нашими опытными юристами по телефону или через онлайн консультант. Они ответят на ваши вопросы и предложат пути решения.
Министерство для семьи
До июля правительство должно определить федеральный орган власти, который займется выработкой и реализацией госполитики в сфере защиты семьи и детей, опеки и попечительства. В функции ведомства войдет разработка мер соцподдержки семей с детьми, детей в трудной жизненной ситуации, сирот и оставшихся без попечения родителей, а также мер по профилактике семейного неблагополучия. О необходимости создания единого ведомства по делам семьи на заседании Совета заявила спикер Совфеда Валентина Матвиенко. Она предложила переименовать минтруд в министерство труда, социальной защиты и семейной политики. Сейчас в России нет центра управления семейной политикой на федеральном уровне — эти функции разбросаны по разным структурам: кроме минтруда это, например, минпросвещения, минздрав и МВД. При этом в ряде регионов уже успешно работают свои «министерства семьи». «Может быть, это тот случай, когда региональные практики нужно брать на вооружение в масштабе всей страны», — предложила она. Матвиенко предложила не плодить дополнительных структур, а закончить с «межведомственной неразберихой», грамотно перераспределить полномочия и определить одного ответственного. «Если такое решение будет принято, министерство труда и соцзащиты приложит максимум усилий для качественной реализации этой задачи», — поддержал идею глава ведомства Антон Котяков. «Процесс собирания вопросов семейной политики в единое ведомство может стать огромным ресурсом по помощи семье и детям», — заявила Уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Анна Кузнецова через пресс-службу, передает ТАСС.
Еще одно поручение — к июлю кабмин должен представить предложения по поправкам, расширяющим виды и формы господдержки семей с детьми, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Стандарты предоставления господдержки должны учитывать потребности каждой семьи, включая помощь по месту фактического проживания. Будут внесены поправки по социальному сопровождению детей-сирот и оставшихся без попечения родителей.
Президент поручил проанализировать региональную практику по профилактике и предотвращению подростковой токсикомании. Нужно представить предложения по совершенствованию законодательства для регулирования оборота товаров, использование которых не по назначению может вызывать токсическое опьянение, опасное для детей.
Несколько поручений касается органов опеки и попечительства. К июлю правительство совместно с региональными властями должно рассмотреть вопрос о совершенствовании их работы в отношении детей. И надо законодательно уточнить полномочия органов опеки и попечительства, исключив несвойственные функции и закрепив правовые основы межведомственного взаимодействия. Кроме того, Владимир Путин указал разработать комплекс мер по подготовке и повышению квалификации работников опеки.
До осени правительство совместно с региональными властями должно утвердить план мероприятий по профилактике социального сиротства на 2022-2025 годы. В «дорожной карте» нужно предусмотреть, в частности, совершенствование законодательства о поддержке, укреплении и защите семьи, сохранении семейных ценностей. Напомним, что социальные сироты — дети, оказавшиеся на попечении государства при живых родителях, и частая причина этого — социальное и финансовое неблагополучие семей.
Кузнецова считает, что поручения имеют эпохальное значение — это создание инструмента защиты семьи, детей, семейных ценностей. «В принятых поправках к Конституции РФ особое внимание уделено защите семьи, материнства, отцовства и детства, в частности, детям-сиротам — государство берет на себя обязанности родителя в отношении них. Все это накладывает новые обязанности, требования, формирует новый запрос», — пояснила она.
Выплаты детям-сиротам
В целях поддержки детей-сирот государство гарантирует им получение материальной поддержки. Такая поддержка может иметь форму:
- пенсии по утере кормильца – в зависимости от стажа родителей может быть назначена трудовая либо социальная пенсия;
- алиментов – если родители живы, но лишены родительских прав;
- компенсации на приобретение одежды, обуви, предметов быта;
- ежегодной компенсации на покупку литературы и канцелярских товаров;
- повышенной стипендии;
- повышенного пособия по безработице;
- материальной помощи на региональном уровне.