Парковочные проблемы жильцов многоквартирных домов


Законность организации парковки во дворе

Современные застройки часто уже подразумевают готовую стоянку для авто. Но в случае со старыми домами обычно предусмотрена узкая дорога и небольшие «карманы», в которые не помещаются даже автомобили собственников жилья. При этом всегда есть другая свободная территория – детская или спортивная площадка, территория с зелеными насаждениями, выделенное место для мусорного контейнера или установки гаражей, просто пустая территория без определенного предназначения. Поэтому при договоренности со всеми собственниками жилья устроить парковку во дворе вполне возможно.

Приобретая квартиру в многоквартирном доме, следует знать, что общее имущество также принадлежит всем собственникам. Ответственность за его сохранение, равно как возможность использовать по своему усмотрению, ложится на плечи владельцев. При этом нет разделения по метражу и объектам (не определяется, какой вид имущества какой квартире и в каком размере принадлежит), просто управление и пользование осуществляется владельцами совместно.

Организация автостоянки возможна только в том случае, если территория вокруг дома признана общей собственностью граждан.

Первое условие – территория под будущий паркинг должна быть общей собственностью владельцев квартир

Бухгалтерский учет и налогообложение

Часто налогообложение автостоянки ведется по системе ЕНВД. В этом случае налог будет рассчитываться, исходя из площади паркинга, а не по количеству сотрудников.

Сумма отчислений напрямую зависит от размера земельного участка, указанного в договоре аренды. Например, если территория автостоянки имеет площадь 300 кв. м., а фактически под хранение автомобилей отводится 200 квадратов и это зафиксировано в договоре, то налог будет начисляться только на 200. Если договором аренды не выделены метры «полезной» площади, то оплата будет начисляться, исходя из общей площади.

В случае, когда автостоянка помимо ЕНВД функционирует на упрощенной системе налогообложения, то прибыль, получаемая от коммерческой деятельности, будет облагаться по ставке 6 или 15 %.

Ведение бухгалтерии не требует наличия штатного сотрудника, в периоды отчетности можно приглашать специалиста на сдельной основе. Единственный бухгалтерский документ, который выдается всем клиентам парковки, это кассовый чек.

Требования к территории

Строительные и санитарные правила проектирования и организации парковок в населенных местах закреплены в СанПине 2.2.1/2.1.1.1200-03. Расстояние до объектов рассмотрено в таблице 4.4.1 данного закона.

Расстояние от парковки до здания необходимо рассчитать в зависимости от размера стоянки (от количества парковочных мест):

  • менее 10 мест: 10 метров от жилого здания;
  • менее 50 мест: 15 метров от стороны здания с окнами и 10 без окон;
  • менее 100 мест: 25 и 15 метров соответственно.

Открытые стоянки на придомовой территории свыше 100 парковочных мест запрещены. П. 18.4 разрешает такие большие стоянки только при условии установки выезда не во двор, а напрямую на уличную дорогу. При этом расстояние до домов должно быть 35 и 25 метров (для фасадов с окнами и торцевой части без окон.)

П. 18.2 закона разрешает сокращать расстояние на 25%, если автостоянка будет огорожена сплошной стеной, в которой отсутствуют открывающиеся окна, и нет выезда, ориентированного на жилое строение.

Запрещено размещать парковку вплотную к жилому дому

Бизнес-план

Примерный бизнес-план по организации открытой автостоянки

НазваниеПоказатели
Первичные затраты
Оформление документов150000 руб.
Оборудование для строительства60000 руб.
Затраты на ограждение3 000-6 000 руб. за 1 конструкцию
Дорожное покрытие1 300 руб. щебень или 4 000 руб. асфальт
Освещение400 руб. за 1 лампу
Ежемесячные расходы
Расходы на аренду120 000 руб.
Заработная плата сотрудникам (6 человек)900 00 руб.
Заработная плата бухгалтеру5 000-10 000 руб.
Оплата за коммунальные услуги и телефон2 000 руб.
Ожидаемая прибыль
Средняя выручка с одного машино-места200 руб./сутки
Общая выручка от 100 машин20 000 руб./сутки
Общая выручка от 100 в месяц600 000 руб.
Общая выручка от 100 в год7 200 000 руб.
Приблизительная прибыль автостоянки400 000 руб./год
Срок окупаемости1,8 года

Гостевая и постоянная парковка

При этом существует СанПин 2.1.2.2645-10, а конкретно п. 2.3, который предусматривает возможность создания на территории жилых дворов автостоянок, но только гостевых. А п. 2.10 конкретно запрещает создание любых автостоянок, кроме гостевых. Как организовать придомовую парковку собственникам жилья и автомобилей, если есть такие запреты?

В действительности, данные СанПины друг другу не противоречат. Просто понятие «постоянная» парковка находится вне закона. Парковка должна быть только гостевой. При этом неоднократно граждане подавали иски в Верховный суд, для того чтобы запретить все парковки до единой. Ведь все мы понимаем, что организуют их жильцы не для кого-то, а для себя. Но было вынесено несколько определений, в которых суд отказывал истцам и разъяснял, что запретить парковки, соответствующие СанПину 2.2.1/2.1.1.1200-03, нельзя. А доказать, является ли парковка постоянной или гостевой, практически невозможно.

Таким образом, можно сказать, что Верховный суд просто закрывает глаза на небольшие нарушения законодательства. При этом указывая, что практика постоянной парковки – прямое нарушение санитарных правил.

Законодатель закрывает глаза на некоторые юридические несоответствия

Понятие постоянной парковки можно законно применять только к тем автостоянкам, которые не находятся на придомовой территории, либо частично ее затрагивают. Это муниципальные общие парковки, а также платные автостоянки на муниципальной земле.

ЭТО ИНТЕРЕСНО. Многие жители устанавливают во дворах шлагбаумы. При этом в некоторых городах даже выделяются субсидии из местного бюджета на такую установку. Как же это не противоречит тому, что парковка должна быт гостевой? Все просто – шлагбаум устанавливается вне привязки к парковке. Собственники земли, поставленной на кадастровой учет, имеют право на ее охрану, и не важно, есть на ее территории парковка или нет.

Общий порядок организации придомовой парковки

Прежде всего, необходимо выяснить один момент – действительно ли земля принадлежит самому дому. Ведь может случиться так, что земля является муниципальной собственностью, в таком случае, действия будут немного другими.

Необходимо выяснить, какие существуют правоустанавливающие документы на интересующую вас территорию. Земля должна являться придомовой территорией и быть поставлена на кадастровый учет. О данном учете часто собственники не знают, а без него любое изменение участка будет являться незаконным. Для того, чтобы получить разрешающие документы на землю, необходимо:

  1. Получить согласие собственников.
  2. Составить межевой план.
  3. Обратиться в муниципалитет (администрацию района).
  4. Оформить участок в придомовую собственность.

Далее следует выполнить следующие действия:

  • получить согласие собственников на саму парковку;
  • подготовить проектные документы;
  • обратиться в орган местного самоуправления, в ведении которого находятся вопросы земли и землеустройства;
  • после получения всех необходимых разрешений нанять строительную организацию, которая выполнит данные работы.

Как организовать парковку на придомовой территории самостоятельно? Это возможно, но при обязательном следовании всем пунктам проекта. Если среди жильцов дома есть такие специалисты, почему бы не воспользоваться их услугами, сократив денежные затраты.

Общее собрание собственников

Для принятия решения о создании парковочного места, необходимо согласие 2/3 собственников жилья на собрании (очном, заочном или очно-заочном). Если не хватит хотя бы пары голосов, решение могут признать недействительным.

ИЗВЕСТНО. Часто встречаются владельцы, которые категорически против таких построек и либо проголосовали бы за детскую площадку или зеленый парк, либо вообще бы промолчали. В таком случае необходимо уметь договариваться – молодым мамам можно пояснить, что правильная парковка позволит убрать машины с газонов, детских площадок, а также обезопасит их детей на придворовой дороге.

Подготовка проектной документации

Составлением проекта занимаются специальные проектные организации. В проекте должны быть указаны:

  • схематичный план территории;
  • план движения транспортных средств, места въезда и выезда;
  • расположение ограничителей движения;
  • тип покрытия;
  • план разметки;
  • при необходимости – места установки специальных знаков и освещения.

Можно также самостоятельно составить план, но обязательно соответствие его всем вышеуказанным СанПинам. Получить разрешение на такие проекты не просто, поэтому желательно, чтобы его составлял специалист, пусть даже один из жителей дома, но имеющий специальные знания и навыки. В противном случае получение такого разрешения может затянуться на долгий срок.

Какие разрешения и где необходимо получить?

Решение о создании автостоянок общего пользования отнесено к ведению органов местного самоуправления (п. 2 ст. 12 ФЗ №443 от 29 декабря 2021 г. «Об организации дорожного движения…»). При этом такое решение может приниматься как с подачи собственников многоквартирного дома, так и самостоятельно администрацией – но обязательно с учетом мнения жителей.

В зависимости от населенного пункта, данное решение принимает департамент, комитет или должностное лицо, работающее в сфере землеустройства.

В каждом конкретном городе перечень уполномоченных органов или должностных лиц может различаться

Разрешение согласовывается в ГИБДД, а затем в органах (или у должностного лица) в области градостроения и архитектуры.

ВАЖНО. Согласование в этих двух органах не является обязательным, но при его отсутствии могут возникнуть проблемы в будущем. Если же вы хотите установить специальный дорожный знак (ограничение скорости, знак жилой зоны), обращение в органы ГИБДД является обязательным.

Необходимо получение разрешения от пожарной инстанции. Места для парковки должны быть расположены так, чтобы не закрывать доступ проезда пожарных машин.

План и проект

Проектирование автостоянок выполняют специализированные проектные бюро: государственные и частные. Эти организации разрабатывают планировки, визуализации и всю техническую документацию согласно строительным нормативам и прописанным в законе правилам.

Для вас одобрен кредит!

Проект автостоянки определяет:

  • тип паркинга;
  • этажность возводимого здания;
  • внутренние планировки помещений;
  • положение паркинга относительно уровня земли;
  • количество выдерживаемых вибрационных и динамических нагрузок;
  • необходимые транспортные развязки;
  • виды коммуникаций и систем пожарной безопасности.

Строительство автостоянок должно вестись с учетом этажности и архитектуры окружающих зданий. Эти параметры утверждаются в государственных органах.

Любой паркинг должен проектироваться согласно принятым строительным нормам. В РФ такие правила регламентирует специальный документ СНиП 21-02-99.

Рассмотрим пример…

  • Максимальная высота надземных паркингов составляет 9 этажей, подземных 5.
  • Размер одного парковочного места не может быть меньше 5 метров в длину и 2,3 метра в ширину.
  • В грузовых стоянках вместимость одного блока не должно превышать 100 автомобилей, а ограничение по высоте не позволяет строить такие здания выше 28-ми метров.
  • Ширина корпуса наземной открытой автостоянки не может быть более 40 метров.

Пакет документов для организации парковки во дворе

Лучше поручить оформление и подготовку документации специалисту

Таким образом, для организации парковки необходимо получить следующие бумаги:

  • протокол общего собрания собственников;
  • справка о размерах и расположении участка, стоящего на кадастровом учете;
  • разрешение от органа местного самоуправления;
  • проект парковки;
  • разрешение пожарной инстанции;
  • желательно: разрешение ГИБДД и органа по градостроению.

Документы

Согласно нормам законодательства, деятельность по хранению автотранспорта на платной основе подлежит государственному лицензированию.

Процедуру необходимо пройти тем, кто планирует организовать один из следующих видов паркинга:

  1. Закрытую или открытую автостоянку.
  2. Отапливаемый или неотапливаемый гараж.

Самый важный документ, который необходимо получить, это одобренный проект автостоянки. Его изготавливают проектные организации, после чего он утверждается в государственных органах.

Полный список документов для открытия автостоянки таков:

  • свидетельство о государственной регистрации как физическое либо юридическое лицо;
  • договор аренды земельного участка;
  • утвержденный в городском комитете архитектуры проект паркинга;
  • разрешение на строительство, выданное районными властями;
  • заключение Роспотребнадзора;
  • заключение пожарной инспекции;
  • заключение по водостоку;
  • заключение санитарной инспекции;
  • заключение комиссии по природоохране;
  • официальное уведомление о предстоящем строительстве паркинга Отдела по управлению транспортом.

Можно ли выделить на парковке собственное место?

Как организовать парковку во дворе таким образом, чтобы закрепить за собственником отдельное место? П. 10 ст. 12 ФЗ №443 запрещает установку любых конструкций, которые мешают использовать общую парковку и отдельные ее места. Исключение составляют только платные автостоянки.

Таким образом, максимум, что можно сделать – обозначить «свое» место специальной надписью или табличкой, но никакого правового и законного значения такой знак иметь не будет. Все будет зависеть только от того, насколько вы сможете договориться с соседями.

Единственный вариант – оформить так называемое машиноместо. Но на данный момент такая возможность предоставлена только подземным и надземным автопаркингам и местам, которые специально отведены под гаражи. Оформить такое место можно в аренду либо в собственность.

Также следует учитывать, что при создании любой парковки – как в общественном месте, так и на придомовой территории, не менее 10% мест (и не менее 1 места) должны быть закреплены за инвалидами. Это положение внесено дополнениями от декабря 2021 г. в ФЗ №181 от 24 ноября 1995г. «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом за конкретным инвалидом, проживающим в данном доме, может быть закреплено отдельное место, оформленное особым образом, в том числе с использованием специального знака и разметок. И пока это единственное исключение из правил. Для этого инвалид должен лично подать заявку на выделение такого места.

Только для жильцов с инвалидностью можно выделять индивидуальные паркоместа

Условия и требования

  • Открытые автостоянки для машин

Этот вид стоянок является наиболее популярным и выгодным как для учредителей бизнеса, так и для клиентов, поскольку строительство объекта не требует крупных вложений, а стоимость последующих услуг никогда сильно не завышается. Автостоянка открытого типа это участок земли, огороженный только с двух сторон.

Такие объекты могут функционировать с использованием естественного и искусственного освещения. В темное время суток необходимо включать фонари. К примеру, для площадки размером в 2500 квадратных метра их количество должно быть не менее 15 шт.

В контрольно-пропускных зонах следует установить достаточно яркое освещение, поскольку это участки повышенного риска. Места для передвижения пешеходов снабжаются приборами, гарантирующими освещенность в 100-150 лк.

Открытые автостоянки не нуждаются в системах вентиляции воздуха или дымоудалении.

  • Закрытые автостоянки для автомобилей

Этот тип стоянок отличается от открытых объектов лишь тем, что тут наружное ограждение присутствует по всему периметру. Нормы и требования к организации таких паркингов ничем не отличаются от тех, что предъявляются к открытым стоянкам.

  • Многоэтажные многоуровневые автостоянки

Многоуровневые паркинги по способу исполнения делятся на три типа, определяющие то, как будут располагаться этажи относительно уровня земли:

  1. наземные,
  2. подземные,
  3. наземно-подземные.

Такие автостоянки способны вмещать в себя несколько тысяч автомобилей. В них обязательно проектируются рампы, лифты и подъемники, специальные наклонные полы. В зданиях устанавливаются системы пожарной безопасности, дымоотвода и вентиляции, а также качественное освещение.

  • Грузовая автостоянка

Поскольку объект рассчитан на обслуживание тяжелых грузовых машин, располагаться он должен на выезде из города. Этот фактор положительно влияет на затраты по организации стоянки, делая бизнес выгоднее.

Площади для такого паркинга должны иметь качественное ограждение и хорошую круглосуточную охрану. Дорожное полотно необходимо покрыть специальным составом, а территорию следует снабдить дренажной системой. Остальные требования такие же, как и для открытой автостоянки.

  • Придомовые автостоянки

Объект представляет собою слабо огороженный, но охраняемый участок земли вблизи многоэтажных домов. Стоянка рассчитана исключительно на автомобили, принадлежащие местным жителям, и желательно, чтобы она обслуживала не менее 20-ти транспортных единиц. Это позволит сделать бизнес прибыльным.

Никаких особых требований к автостоянке нет, а финансовые вложения в дело будут минимальны.

  • Подземные теплые автостоянки для легковых автомобилей

Подземные теплые паркинги требуют внушительных инвестиций и рассчитаны на зажиточных клиентов. Объекты следует располагать вблизи элитных многоэтажных домов или в деловом центре города.

Площадь стоянки вместимостью в 20 машин должна составлять около 500 квадратных метров. Спрос на этот вид услуг возрастает в холодное время года.

Теплые паркинги строятся в соответствии с утвержденными нормами и обязательно включают в себя системы отопления и кондиционирования, освещения, противопожарной безопасности.

  • Штрафные автостоянки

Объект очень похож на простую открытую автостоянку. Однако он нуждается в усиленной охране, поскольку автомобили, попадающие на его территорию, состоят на учете у правоохранительных органов. Задержанный транспорт помещается на хранение до востребования, а его выдача производится после уплаты соответствующего крупного взноса.

Такие стоянки часто находятся в собственности у государства, поэтому использовать их в качестве бизнеса не совсем целесообразно.

  • Быстровозводимые модульные автостоянки

Все что нужно для подобной стоянки, это свободный участок земли. Паркинг легко возводится за счет специальных конструкций, которые легко собираются и разбираются, поэтому подходят как для временного, так и для постоянного использования. Модули могут устанавливаться на существующую территорию стоянки, таким образом делая ее многоуровневой.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: