Как пройти комиссию ВТЭК (МСЭ): подробный алгоритм прохождения МСЭ


Что такое МСЭ?

МСЭ была введена в России после принятия Федерального закона №181 «О социально защите инвалидов в РФ» 24.11.1995 года. МСЭ расшифровывается как медико – социальная экспертиза.

По своей сути эта та же комиссия ВТЭК, но с расширенным функционалом по решению вопросов, связанных с установлением инвалидности и нетрудоспособности, организацией дополнительных мер социально защиты инвалидов, таких как их реабилитация, и адаптация в обществе. ВТЭК решала эти вопросы относительно взрослого трудоспособного населения, функционал же МСЭ позволяет решать вопросы установления инвалидности у детей.

Бюро медико-социальной экспертизы сегодня находятся под ведомством Министерства труда и социальной защиты РФ, кроме главного бюро МСЭ, которое является частью структуры Министерства здравоохранения. Деятельность МСЭ регламентируется положениями Приказа Министерства труда за номером 310н от 11 октября 2012 года «Об утверждении Порядка организации деятельности федеральных государственных учреждений МСЭ»

Как получить дубликат справки МСЭ

Если у вы уже получали справку МСЭ, но по каким-то причинам (испортилась, потерялась или ваша фамилия из-за замужества поменялась), то вы можете свободно получить дубликат вашего документа. Это подтверждает распоряжение Министерство Здравоохранения и социального развития РФ 2010 года под номером 1031н. Чтобы получить дубликат справки мсэ, просто отдайте в мсэ ряд документов: документ, удостоверяющий личность (паспорт, к примеру), пришедшую в негодность справку мсэ (если таковая имеется) и заявление, адресованное руководителю бюро. В заявлении должно быть прошение в выдаче копии-дубликата справки мсэ, а также ссылка на распоряжение, которое мы озвучили выше. Укажите также причину выдачи дубликата. Можно, для большей уверенности, к пакету документов добавить копию справки мсэ, которая находится в вашем личном пенсионном деле. Копию попросите заверить печатью пенсионной организации.

Функции МСЭ

Сегодня в компетенции МСЭ входят следующие функции:

  • Проведение медицинских диагностических процедур, на основании которых присваивается степень нетрудоспособности и инвалидности,
  • Установление групп инвалидностей, причин и сроков ее возникновения,
  • Определения степени утраты трудоспособности,
  • Изучение причинно-следственных связей факторов и условий, которые привели к возникновению инвалидности,
  • Разработка индивидуальной программы последующей реабилитации и адаптации инвалидов в общество с установлением сроков и видов работ по медицинской, социальной и профессиональной реабилитации,
  • Установление необходимости в оказании медицинской, социальной или профессиональной реабилитации лиц, которые получили инвалидность в результате несчастных случаев при выполнении трудовых обязанностей,

Создание программ реабилитации граждан, получивших инвалидность в результате профессиональных заболеваний или несчастных случаев на производстве,

  • Установление причин наступления смерти инвалида, если этот факт предусматривает предоставление его семьи социальной поддержки от государства,
  • Ведение статистики демографических показателей и учета граждан, прошедших МСЭ на закрепленной территории,
  • Разработка и реализация программ, направленных на социальную защиту инвалидов и профилактику инвалидности,
  • Консультирование населения по вопросам прохождения МСЭК.

Выписка о результатах

Итак, что это за справка такая и где ее взять? Подобный документ гражданин получает после того, как пройдет обследование в бюро МСЭ. В нем указывается данные об экспертизе и профессиональный вердикт. Такая справка выдается всем людям, которых признали инвалидами. Кроме того, в таком акте указывается степень трудоспособности, которую присудили человеку, а также то, нуждается ли он в переводе на более легкий труд.

Важно! Выдается такой документ сразу после принятия решения. Справку МСЭ отдают на руки человеку, который проходил данное освидетельствование, а выписка отправляется в отдел соцзащиты или Пенсионный фонд.

Требования к документу

На данной справке обязательно должны быть:

  1. Номер и серия справки.
  2. ФИО, дата рождения и место проживания лица, которому выдана справка.
  3. Дата установления инвалидности.
  4. Группа инвалидности, степень нетрудоспособности и причина инвалидности.
  5. Дата, до которой действительна инвалидность.
  6. Печать бюро МСЭ и подписи его руководителя.

Так выглядит незаполненная справка о прохождении МСЭ на фото:

Бумага об отсутствии инвалидности

В бюро могут выдавать и справки об отсутствии инвалидности. В таком документе должен указываться его номер, дата проведения освидетельствования, а также ФИО лица, которому выдана справка. Также должна быть печать и подпись руководителя организации.

Организационная структура системы МСЭ в России

  1. Бюро МСЭ городского и районного масштаба, открывается из расчета необходимости проведения освидетельствований 1800-2000 в год при населении города или района порядка 70 000 – 90 000 человек. Их функции подробно описаны выше.
  2. Главное бюро МСЭ по каждому субъекту РФ, отвечает за координацию своих подразделений, обжалование решений, принятых в ниже стоящих инстанциях, проведение по собственной инициативе повторных освидетельствований для уточнения или изменения принятого решения, ведение статистики на выделенной территории.
  3. Главное бюро МСЭ федерального медико – биологического агентства, которое отвечает за проведение экспертизы работников определенной отраслевой категории промышленности, а так же при проживании и работе на территории с опасными условиями труда.
  4. Федеральное бюро МСЭ – осуществляет общий контроль всех подразделений МСЭ в РФ, в том числе и Главных бюро, проводит повторные обследования при обжаловании решений, принятых нижестоящими инстанциями, или по собственной инициативе, проводит экспертизы в сложных случаях, либо случаях, которые требуют дополнительных консультаций специалистов или технически сложных обследований, проводят комплексную диагностику с использованием новейших технологий, инициирует заказы на проведение научных исследований и конструкторских работ для Федерального медико-биологического агентства, проведение статистических исследований вопросов инвалидности, разрабатывает и реализует реабилитационные и коррекционные программы для инвалидов, занимается обучением и подготовкой кадров для проведения МСЭ.

Какие задачи решает бюро МСЭ?

Итак, всего можно выделить 5 ключевых задач (некоторые из них кратко прописаны выше и будут раскрыты):

1) Установление инвалидности – для этого врачи должны проверить соответствие ограничений заданным критериям, другими словами, инвалидами считают тех, у кого присутствуют стойкие нарушения здоровья, спровоцированные травмами, дефектами или болезнями, а возможность обслуживать себя проявляется не в полной мере или утрачена (то же самое касается общения, выполнения работы и тд).

2) Разработка ИПР инвалида (индивидуальной программы реабилитации) – речь идёт о специально разработанном документе, который содержит комплекс мероприятий по компенсации или восстановлению утраченных способностей организма, плюс, в программе могут быть указаны задачи и цели ожидаемых результатов с возможными последствиями и многое другое (например, возможность к обучению и труду с рекомендациями).

3) Определение группы нетрудоспособности – здесь имеются в виду такие категории, как 1, 2 и 3 группы инвалидности и отдельно «ребенок-инвалид». В любом случае ключевую роль играет выраженность нарушений, исходя из которых и присваивают конкретную группу (к примеру, 1 группа указывает на тяжёлые ограничения).

4) Повторное освидетельствование – подтверждать (продлевать) инвалидность при 2 и 3 группах необходимо каждый год, а при 1 группе — раз в несколько лет, если, конечно, статус не присвоен пожизненно. Дети-инвалиды могут освидетельствоваться раз в год или несколько лет до достижения ими совершеннолетия, затем процесс повторяется и вполне вероятно, что группу дадут бессрочно (особенно ввиду отсутствия положительной динамики).

5) Выявление причин смерти инвалидов – для использования данной услуги кто-то из членов семьи умершего человека с ОВЗ должен написать заявление, приложив пакет документов (паспорт, копии свидетельства о смерти и справки об инвалидности, выписку из карты исследования патологоанатомом). По итогу формируется экспертное заключение (оно имеет электронный или бумажный вид).

В каждом из бюро создается несколько комиссий с экспертным составом

  • Комиссия общего профиля,
  • Комиссия специализированных профилей: – для установления инвалидности лиц, страдающих туберкулезом, – для установления инвалидности по причине психического расстройства личности, – для установления инвалидности, связанной с дефектами зрительной системы, – для установления инвалидности несовершеннолетних граждан,
  • Комиссии смешанного профиля.

Порядок и принципы проведения МСЭК установлены законодательством РФ в виде отдельных инструкций и регламентов, а так же в виде информационных писем Минздравсоцразвития РФ.

В законодательных документах утверждены порядок направления на процедуру проведения экспертизы, порядок организации работы самой комиссии, порядок прохождения экспертизы и выдачи документов.

Посмотрите видео, где приведен пример прохождения МСЭ при заболевании Диабет.

Кто входит в состав комиссии МСЭ?

Ориентируясь на п. 4 Порядка, утв. Приказом Минтруда № 310н от 11.10.2012, можно выяснить, что проведением экспертизы занимаются специалисты конкретного бюро (того, куда обратился заявитель). В комиссии должно состоять от трёх врачей и иных профессионалов при необходимости (специалистов-реабилитологов, психологов и тд).

Если того требует ситуация, в состав комиссии включают экспертов по адаптации и социальной работе, а для реализации программы дополнительного обследования в рамках МСЭ могут дополнительно пригласить специалистов узкого профиля.

Как бы там ни было, согласно ГОСТу Р 55635-2013 требования, предъявляемые ко всем участвующим экспертам примерно одинаковые. Например, обязательно наличие у них профильного образования и знаний, касающихся основ законодательства о здравоохранении, о МСЭ, о международной классификации ограничений жизнедеятельности (ICF). Не помешает опыт практики проведения МСЭ (в том числе международный).

Специалист в составе комиссии должен уметь составить реабилитационный прогноз и оценить реабилитационный потенциал больного, а также обладать этическими навыками, иметь представление о технике безопасности и быть готовым к осуществлению необходимых функций, не выходящих за пределы компетенции.

Пакет документов

Для прохождения МСЭК потребуется собрать отдельный пакет документов, точный перечень даст лечащий врач, в компетенции которого и входит выдача направления на проведении комиссии по установлению инвалидности.

Как правило, в пакет документов в ходят:

  • Справка об имеющейся болезни,
  • Акты проведенных ранее обследований и экспертизы,
  • Выписки из медицинских карт и других документов,
  • Заявление на проведение медико – социальной экспертизы, выписанное лечащим врачом,
  • Копия трудовой книжки,
  • Характеристика с места работы,
  • Удостоверение инвалида, при его наличии.

Классификация инвалидности в Российской Федерации

В российском законодательстве предусмотрены три группы инвалидности:

  1. Первая назначается при серьезных нарушениях здоровья, степень тяжести которых оценивается свыше 90%.
  2. Вторая назначается при внушительных нарушениях здоровья со степенью тяжести свыше 60%.
  3. Третья назначается при нарушениях здоровья средней тяжести, оцениваемых меньше 60%.

На Заметку:

Для несовершеннолетних граждан не предусмотрено разделения инвалидности по группам. Если в результате медико-социальной экспертизы были выявлены основания для присвоения любой из трех групп, то назначается категория «ребенок-инвалид». Она сохраняет до момента исполнения подростку 18 лет, после чего он будет должен пройти обязательное переосвидетельствование.

Каждая из трех групп инвалидности в свою очередь бывает бессрочной или ограниченного действия. Для вторых действуют следующие правила:

  1. Первая группа – назначается на 2 года.
  2. Вторая группа – назначается на 1 год.
  3. Третья группа – назначается на 1 год с обязательным обследованием спустя шесть месяцев.

По истечении отведенного срока гражданин, которому была присвоена группа ограниченного периода действия, должен пройти процедуру переосвидетельствования. Фактически – это повторная медико-социальная экспертиза. В результате ее завершения возможны следующие исходы:

  • продление текущей группы – при отсутствии положительной динамики в лечении, но при сохранении шансов на выздоровление;
  • переквалификация текущей группы в бессрочную – при отсутствии шансов на выздоровление;
  • переквалификация группы в более тяжелую – при отрицательной динамике течения заболевания;
  • переквалификация группы в более тяжелую на бессрочной основе – при отрицательной динамике течения заболевания и при отсутствии вероятности выздоровления;
  • переквалификация группы в менее тяжелую – при наличии динамики выздоровления, которой на момент переосвидетельствования недостаточно для прекращения инвалидности;
  • прекращение инвалидности – при выздоровлении, когда степень ограничения здоровья гражданин оценивается меньше 10-20%.

Процесс обследования

МСЭ может проводиться по месту проживания или месту лечения больного. Само направление на обследование гражданина может быть выдано как лечебным учреждением, в котором последний проходит лечение, так и отделением пенсионного фонда РФ.

Проведение обследования заявителя и установление группы инвалидности (либо отказа в ее установлении) должно быть проведено в срок до 30 дней с момента подачи документов на рассмотрение.

Лежачие больные, которые не могут быть транспортированы к месту проведения экспертизы, проходят процедуру на основании документов без личного присутствия. В этом случае в пакет документов добавляется справка от лечащего врача о том, что больной не может быть транспортирован.

ВАЖНО: Инвалидность может быть присвоена бессрочно или на установленный срок с последующим переосвидетельствованием. Процедура повторного освидетельствования инвалидности аналогична первичному осмотру, сроки ее проведения зависят от установленной группы инвалидности, так вторая и третья группы инвалидности проходят повторную процедуру раз в год, а первая группа – два раза в год.

Принятие экспертного решения

Специалисты проводят обследование гражданина, также изучают его социально-бытовые условия, на какой работе он работал, насколько она была вредной. Будут тщательно изучены все медицинские документы и на основании этого сделан вывод, оправится человек от болезни или нет, а также насколько он будет нуждаться в социальной поддержке.

Не совсем приятный момент — могут признать инвалидом, если обнаружат хотя бы один пункт из следующего списка:

  • обследуемый нуждается в обращении в органы социальной защиты;
  • есть серьезные нарушения функций организма, здоровье значительно подорвано;
  • стойкая утрата трудоспособности.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: