Взыскание долгов по ЖКХ путем получения судебного приказа

Для взыскания дебиторской задолженности нужна большая подготовка и много свободного времени. И даже после суда не факт, что деньги от должников начнут поступать. Да ещё и судебные приставы часто бездействуют. Дополнительную сложность вызывают ситуации, когда взыскать долг за ЖКУ нужно с администрации города. Читайте о главных проблемах и о том, как добиться успеха.

Как УО рассчитать пени за неоплату ЖКУ после отмены моратория-2020
32834

8

На что ссылается администрация, чтобы оправдать образовавшуюся задолженность

Для наглядности мы разберём судебное дело № А26-7303/2018, в котором одно из товариществ собственников жилья в Петрозаводске добилось взыскания задолженности за ЖКУ с администрации города. Отметим, что у собственников перед этим товариществом изначально было более 5 миллионов рублей долгов. ТСЖ удалось по всем должникам – и физическим, и юридическим лицам – получить положительные решения суда.

Часть квартир в доме, которым управляет ТСЖ, принадлежит администрации города, она сдаёт их по договорам соцнайма. Когда в помещениях никто не жил, администрация не платила за ЖКУ, копились долги. С этой проблемой товарищество обратилось в арбитражный суд: попросило взыскать задолженность и пени за спорные периоды.

ОМС в ответ указал на три обстоятельства: поскольку квартиры в определённые периоды пустовали, за ЖКУ платить не обязательно, к тому же ТСЖ пропустило срок исковой давности и не направляло в адрес администрации платёжные документы, поэтому начисление пеней неправомерно.

Порядок взимания долгов через тяжбу

Апеллирование к суду можно осуществить несколькими путями, что даёт следующий порядок взимания долгов:

  1. Инициирование приказного порядка выдачи решения.
  2. Осуществление искового алгоритма рассмотрения вопроса.

Работа по судебному приказу

Такое производство – это более упрощённая система рассмотрения заявления судом. Алгоритм её прохождения такой:

  • представитель кредитора подаёт документы о выдаче тяжебного приказа;
  • судья инициирует судебный приказ о принудительном изымании долгов и предоставляет его дебитору. Срок оформления приказа – 5 дней от получения заявления. При этом должнику предоставлен десятидневный срок для реализации возражений по этому вопросу. Наличие возражений является поводом отменить изданный приказ, а коммунальщики наделяются возможностью обращения в суд о стягивании долгов через исковое заявление;
  • при отсутствии возражений со стороны задолжавшего лица приказ вступает в силу и направляется судебным приставам для продолжения работы с ним.

Следует знать, что документ суда оформляется при условии наличия задолженности не более полумиллиона рублей и при полной неоплате коммуналки в периоде шестимесячного срока. Если дебитор производил уплату за ЖКУ частично, то привлечение его к тяжбе не представляется возможным. Судебная практика показывает, что только 10% приказов, выданных судом, перерастают в иск полного цикла рассмотрения, так как решаются на этом уровне.

Исковая практика изымания обязательств

При повороте тяжебного приказа представитель ЖКХ может составить заявление в суд, которое является основанием для начала полного производства суда по долгам ЖКХ. Отличием этого действия от получения приказа является проведение нескольких слушаний суда, где рассматривается иск по существу и при которых коммунальщики обязаны обосновать:

  1. Сроки возникновения дебиторки.
  2. Сумму – основание возникновения долга.
  3. Порядок начисления пени.
  4. Предъявленную сумму вынужденных расходов по сопровождению работы об изымании долгов.

При получении положительного решения для коммунальщиков, должнику будет присуждена уплата основной суммы задолженности, санкций и всех расходов, связанных с подачей документов. Коммунальщики бумагу для предъявления его в службу исполнения приставами.

Следует знать, что при проживании в квартире нескольких человек, взыскание налагается на всех зарегистрированных лиц в солидарном порядке. Но для такого регламента в части требований следует обозначить инициирование удержаний не только с собственника жилища, а и со всех членов семьи, достигших совершеннолетия. Такой порядок обязателен на основании Положения об исполнительном производстве.

Стороны в ходе работы суда, и даже после вынесения определительной части имею возможность заключить мировой договор, в который включаются пункты, которые одинаково выгодны оппонентам. Итогом работы может быть рассрочка, списание начисленных пеней. Документ следует утвердить судьёй, который рассматривает дело об изымании долга за ЖКУ.

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью платить за жилое помещение и КУ

Собственник несёт бремя содержания принадлежащего ему имущества, если другие условия не указаны в законе или договоре (ст. 210 ГК РФ). Учреждение получает право оперативного управления имуществом с момента его передачи ему, если иное не определено в законе или решением собственника (ч. 1 ст. 299 ГК РФ).

Владельцам жилых и нежилых помещений в МКД на праве общей долевой собственности принадлежат общие помещения дома, несущие конструкции, оборудование и земельный участок, на котором расположен дом, с элементами озеленения и благоустройства (ч. 1 ст. 290 ГК РФ, ч. 1 ст. 36 ЖК РФ). Собственники несут расходы на содержание общего имущества соразмерно своим долям в праве общей собственности на это имущество (ст. 249 ГК РФ, ст. ст. 37, 39 ЖК РФ).

Также владелец помещения в МКД обязан нести расходы на содержание такого помещения, общедомового имущества соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество. Для этого он платит за содержание и ремонт жилого помещения, взносы на капитальный ремонт (ч. 1 ст. 158 ЖК РФ).

Граждане и организации обязаны своевременно и полностью внести деньги за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 1 ст. 153 ЖК РФ). Такая обязанность появляется у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на него с учётом правила, установленного ч. 3 ст. 169 ЖК РФ.

Должен ли ОМС оплатить долги за ЖКУ по выморочному имуществу
2961

0

Пока помещение муниципального жилищного фонда пустует, за ЖКУ платит администрация

До заселения жилых помещений, относящихся к государственному и муниципальному жилищному фонду, расходы на содержание жилых помещений и коммунальные услуги несут органы государственной власти и органы местного самоуправления или управомоченные ими лица (ч. 3 ст. 153 ЖК РФ).

Плата за жилое помещение и коммунальные услуги для собственника в многоквартирном доме включает в себя плату за содержание жилого помещения и за коммунальные услуги (ч. 2 ст. 154 ЖК РФ). Перечень лиц, кто обязан платить за квартиру и коммунальные услуги, установлен в ч. 2 ст. 153 ЖК РФ. В него входят и наниматели жилого помещения по договору найма с момента заключения договора, и собственник помещения с момента возникновения права собственности на такое помещение.

Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объёма потребляемых коммунальных услуг. Такой объём определяется по показаниям счётчиков, а если их нет – по нормативам (ч. 1 ст. 157 ЖК РФ).

Если в жилом помещении постоянно или временно никто не проживает, то, в соответствии с п. 56(2) Правил № 354, объём коммунальных услуг рассчитывается по количеству собственников. Если квартира не используется, это не повод не платить за неё и коммунальные услуги (ч. 11 ст. 155 ЖК РФ).

Руководствуясь такими положениями, суд отклонил доводы администрации в том, что она не должна оплачивать ЖКУ для пустующего жилфонда.

Особенности взыскания задолженности по ЖКУ

Многие полагают, что работа, связанная с взысканием задолженности за жилищно-коммунальные услуги, является относительно легкой и не требующей серьезной профессиональной подготовки. Исходя из собственного опыта работы с управляющими компаниями, а также ТСН и ТСЖ, хотел бы обратить внимание на такие возникающие при взыскании задолженности за ЖКУ сложности, как:

  • отсутствие информации о точной сумме задолженности;
  • неверное понимание трудозатрат и трудностей, возникающих в работе юристов по данному направлению деятельности управляющих организаций (далее – УО);
  • отсутствие даже примерного плана взыскания и работы с исполнительным производством.

Рассмотрим каждый из указанных аспектов подробнее.

Отсутствие информации о точной сумме задолженности

Ни одна из УО, с которыми мне довелось работать, не могла сразу указать точную сумму задолженности по ЖКУ. Многие скажут – мол, много работы, и информация постоянно меняется. В свою очередь отмечу, что эти данные очень важны и руководство УО обязано постоянно их актуализировать, поскольку это прежде всего их доходы, от которых напрямую зависят качество услуг, закупка материально-технической базы и т.д. Кроме того, не стоит забывать, что органы прокуратуры, как правило, раз в год проверяют работу по взысканию долгов за ЖКУ согласно ст. 22 Закона о прокуратуре, и в случае непредоставления информации или отсутствия работы по взысканию задолженности УО может быть привлечена к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ.

Таким образом, руководителям УО необходимо постоянно проверять суммы задолженности по многоквартирным домам, которые они обслуживают, и иметь хотя бы примерный план взыскания, иначе УО может быть подвергнута административному наказанию, а это серьезный удар по ее репутации.

Неверное понимание трудозатрат и трудностей в работе юристов по данному направлению

Среди некоторых руководителей УО бытует мнение, что работа по взысканию долгов за ЖКУ не нуждается в особом подходе или подготовке: достаточно иметь одного специалиста по данному направлению – и процесс взыскания пойдет сам собой.

Полагаю, это серьезное заблуждение. Представьте УО, обслуживающую более десятка многоквартирных домов. В каждом доме, как правило, есть должники, и работать нужно не с каждым домом, а с каждым должником в отдельности. В связи с этим временные и трудозатраты возрастают на порядок. Параллельно ведется работа по исполнительному производству и направлению претензий должникам – юридическим лицам. Более того, несмотря на заявления на выдачу судебного приказа или претензии юридическим лицам, все равно существует категория лиц, принципиально не согласных с оплатой долгов по ЖКУ и обжалующих заявления на выдачу судебных приказов, в результате чего возникает необходимость обращаться с иском в суды. Это существенно замедляет работу по взысканию, поскольку времени и документации по исковым заявлениям о взыскании долгов по ЖКУ требуется гораздо больше, чем аналогичных заявлений в порядке приказного производства.

В небольших организациях, а также ТСН и ТСЖ функции юридического обслуживания нередко совмещаются с секретарской деятельностью и иными административно-хозяйственными функциями. Представьте, какой объем работы выполняют юристы: это и подготовка ответов на обращения граждан, и участие в судебных, в том числе административных, процессах по представлению интересов компании, и работа с госорганами и организациями, создание локальных нормативных правовых актов организации и их проверка на соответствие законодательству, а также работа в рамках проверок госорганов, консультации различным отделам и работникам, договорная работа и взыскание долгов по ЖКУ. Часто бывает так, что даже в крупных УО все перечисленные функции выполняет один человек. Считаю, что все это ведет к дестабилизации деятельности юриста, его чрезмерной загруженности и, как следствие, – рутине, из-за которой выделить время именно на должников очень сложно.

В связи с этим считаю, что решать указанные вопросы возможно, только четко планируя деятельность и ее направления для юриста, а также выделив желательно двух специалистов непосредственно на работу по взысканию долгов, так как у многих УО огромные суммы дебиторской задолженности и один человек физически не в состоянии справиться с данной задачей. Например, как отмечал глава Минстроя России Владимир Якушев на совещании Президента России с членами правительства, «общая задолженность в сфере жилищно-коммунального хозяйства России не сокращается и составляет на сегодняшний день порядка 1,3 триллиона рублей». При этом он добавил, что из названной суммы задолженность населения – около 810 млрд руб., бюджетных организаций – 60 млрд руб., прочие потребители задолжали 400 млрд руб.

Как видим, к взысканию долгов за ЖКУ необходимо относиться с особой тщательностью. Для успешной работы в этом направлении необходимо наличие в организации двух сотрудников, один из которых будет заниматься исключительно составлением перечня должников, их обзвоном, а также сбором и подготовкой документов для вынесения судебных приказов с их последующей передачей в ФССП, а другой – представлением интересов компании в исковом производстве по взысканию задолженности.

Работу по исполнительному производству целесообразно разделить между указанными сотрудниками, один из которых будет вести исполнительное производство в рамках вступивших в силу судебных приказов, а другой – выданных исполнительных листов.

Отсутствие даже примерного плана взыскания и работы с исполнительным производством

В организации работы по взысканию без плана и сроков его реализации, на мой взгляд, обойтись невозможно – в противном случае не исключены волокита и неразбериха в документации, что приведет к дестабилизации деятельности по взысканию долгов за ЖКУ. Для решения проблемы предлагаю примерный план-инструкцию, состоящий из трех блоков:

  • претензионно-исковая работа с юридическими лицами;
  • претензионно-исковая работа с собственниками (нанимателями) жилых помещений;
  • исполнительное производство.

Однако прежде всего необходимо определить сумму, с которой можно начинать работу по взысканию долга.

Во-первых, можно взять за основу норму п. 118 Постановления Правительства РФ от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», где указано, что под неполной оплатой потребителем коммунальной услуги понимается наличие у него задолженности по оплате одной коммунальной услуги в размере, превышающем сумму двух месячных размеров платы за коммунальную услугу, исчисленных исходя из норматива ее потребления независимо от наличия или отсутствия индивидуального или общего (квартирного) прибора учета и тарифа (цены) на соответствующий вид ресурса, действующих на день ограничения предоставления коммунальной услуги, при условии отсутствия заключенного между потребителем-должником и исполнителем соглашения о погашении задолженности и (или) при невыполнении потребителем условий такого соглашения.

Если потребитель полностью не оплачивает все виды предоставляемых коммунальных услуг, исполнитель рассчитывает задолженность по каждому из них в отдельности. Таким образом, сумма задолженности – это сумма, превышающая сумму оплаты за ЖКУ более чем вдвое. Однако если должник проживает в «старых» домах (например, пятиэтажках), где сумма оплаты по ЖКУ сравнительно небольшая и не превышает МРОТ в городе или среднюю зарплату, на мой взгляд, нет оснований приступать к взысканию сразу в судебном порядке, так как сумма будет довольно мала.

Во-вторых, определение суммы долга исходя из МРОТ по региону. Эта сумма уже может быть больше, чем две оплаты ЖКУ, но все равно сравнительно небольшая.

В-третьих, определение суммы долга исходя из средней заработной платы по городу или региону. Полагаю, это оптимальная сумма, которая является довольно значительной для начала работы по долгам за ЖКУ в полном объеме, включая судебную стадию.

Претензионно-исковая работа с юридическими лицами

Данный блок целесообразно разделить на две части: работа по взысканию долгов за ЖКУ с юридических лиц в приказном производстве (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц с суммой иска до 50 тыс. руб.) и в общем порядке рассмотрения споров в арбитражном суде (свыше 500 тыс. руб.).

Работа подразделяется на стадии:

  • запрос и получение списка должников в бухгалтерии;
  • обзвон должников, составление плана работы с каждым из них;
  • решение вопроса о заключении соглашений о рассрочке оплаты долгов по ЖКУ;
  • составление претензии по списку должников;
  • отправление претензий по почте, нарочным;
  • составление реестра направленных претензий;
  • мониторинг сроков вручения претензий, проверка состояния оплаты;
  • направление документов в арбитражный суд на выдачу исполнительных приказов или для возбуждения искового производства;
  • проверка результатов выдачи судом исполнительных приказов и возбуждения арбитражных дел (после возбуждения судебных дел – направление необходимых объяснений, ходатайств (об аресте счетов), возражений на отзывы и т.д.);
  • ведение судебных процессов, получение решения суда, исполнительного приказа, решение вопроса об апелляции, направление исполнительных документов в ФССП.

Претензионно-исковая работа с собственниками (нанимателями)

Алгоритм работы по взысканию задолженности с собственников (нанимателей) жилых помещений практически аналогичен взысканию с юридических лиц, за исключением обязательной претензии.

Однако важно обратить внимание на идентификаторы должников (ст. 131 ГПК РФ), которых у управляющей организации может не оказаться. В этом случае имеет смысл поискать недостающие данные в паспортном столе, договорах и иных документах. В случае отсутствия каких-либо идентификаторов рекомендуем указать об их отсутствии в иске или заявлении на выдачу судебных приказов. В резолютивной части заявления важно обратить внимание суда, чтобы он обязательно указал этот идентификатор в своем решении, иначе исполнительный документ не будет принят ФССП согласно подп. «а» п. 5 ч. 1 ст. 13 Закона об исполнительном производстве.

Исполнительное производство

Работа с исполнительным производством также подразделяется на два блока:

  • проверка и ведение существующих исполнительных производств;
  • возбуждение и ведение новых.

В первый блок входят:

  • составление реестра поданных исполнительных документов и формирование дел по каждому из них;
  • составление и направление заявлений в отделы ФССП России о представлении отчета об исполнительных действиях приставов-исполнителей;
  • получение отчетов об исполнительных действиях, их анализ, определение необходимости личного ознакомления с производствами, по которым имеются вопросы;
  • составление плана действий после ознакомления (направление ходатайств, жалоб, заявлений судебным приставам, управлению ФССП по региону, органам прокуратуры и иным госорганам);
  • составление реестра выполненных действий по исполнительным производствам;
  • мониторинг результатов и получение ответов по ходатайствам, заявлениям и жалобам; определение дальнейших действий по исполнительным производствам.

Второй блок включает следующие необходимые действия:

  • составление заявлений о возбуждении исполнительных производств по юридическим и физическим лицам (по возможности подаваемые заявления целесообразно группировать по каждому дому в отдельности);
  • направление указанных заявлений в отделы ФССП нарочным или по почте;
  • составление реестров поданных заявлений на возбуждение исполнительных производств;
  • получение постановлений о возбуждении исполнительных производств;
  • определение сроков окончания исполнительных производств, проверка оплаты по ним.

Рекомендую также перед окончанием срока взыскания по исполнительным производствам в отношении должников, по которым взыскание не осуществилось, лично ознакомиться с материалами исполнительного производства, сфотографировать их. Затем составить необходимые ходатайства, жалобы и подать их. Обязательно составить реестр произведенных действий в рамках исполнительных производств. После этого мониторить судебные акты, вынесенные по результатам рассмотрения жалоб и заявлений, и принять решения о дальнейшей судьбе таких исполнительных производств.

В заключение хотелось бы обратить внимание на общий график (план) работы по взысканию долгов за ЖКУ. На мой взгляд, за основу следует брать всех должников по одному дому и работать по нему, впоследствии переходя к следующим домам. Если по взысканию работает один юрист, первую неделю имеет смысл выделить на подготовку документов в суд, включив сюда составление реестра должников, их обзвон, заключение соглашений о рассрочке погашения долгов за ЖКУ, составление претензий, а также заявлений в суд.

Обязательно следует выделить рабочий день (или половину) для проверки составленных документов, даже если они кажутся однотипными. Это очень важная деталь в работе с документами, поскольку человеческий фактор не отменяется, и ошибиться может любой. В противном случае может возникнуть ситуация, когда юрист направит много заявлений в суд с массой технических ошибок и опечаток. Хочу напомнить руководителям УО, что юристы составляют огромное количество документов, и ошибки, к сожалению, бывают всегда и у всех. Поэтому, чтобы предоставить специалистам возможность взыскивать много и эффективно, либо закрывайте глаза на ошибки, не являющиеся существенными (опечатки или описки в словах), либо предоставьте день на проверку и корректировку документов перед их отправкой.

Вторую неделю стоит посвятить исключительно подготовке позиции и составлению документов по находящимся в производстве исковым заявлениям на взыскание долгов в судах. Третью неделю целесообразно выделить под исполнительное производство, а четвертую посвятить подведению итогов работы, получению ответов на заявления, ходатайства, жалобы и работе с ними, составлению планов по дальнейшему взысканию.

Срок исковой давности: спорные моменты

Администрация в свою защиту указывала на то, что товарищество собственников жилья пропустило срок исковой давности, поэтому оплачивать ЖКУ не нужно. Исковой давностью признаётся срок для защиты лицом, чьё право было нарушено, этого права по иску (ст. 195 ГК РФ).

Течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо, право которого нарушено, узнало или должно было узнать о следующих обстоятельствах:

  • о нарушении своего права;
  • о том, кто является надлежащим ответчиком по иску (ч. 1 ст. 200 ГК РФ, п. 1 постановления Пленума ВС РФ от 29.09.2015 № 43).

Общий срок исковой давности – три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 ГК РФ (ст. 196 ГК РФ). Согласно ч. 3 ст. 202 ГК РФ, течение срока исковой давности приостанавливается, если стороны прибегли к несудебной процедуре разрешения спора (п. 16 Постановления № 43).

В рассматриваемом деле суды установили, что с учётом имеющейся в материалах претензии и приостановления течения срока исковой давности, срок исковой давности по требованию об оплате задолженности за спорный период не истёк, в связи с этим решение было принято в пользу ТСЖ.

Взыскание долгов по акту сверки взаиморасчетов

Важно понимать, что не подтверждает факт наличия задолженности акт сверки. Обосновывается это тем, что решение суда, согласно Арбитражному процессуальному кодексу РФ, должно быть законным и обоснованным. Это, в свою очередь, подразумевает обязанность суда обосновать происхождение изыскиваемой задолженности. Как я указал выше, задолженность обосновывается документами, которые подтверждают принятие должником первоначального исполнения кредитора (товарные накладные, акты выполненных работ). Речь идет о двухстороннем подписании первичных документов, из которых видно – что, в каком объеме, когда было предоставлено кредитором. Следовательно, подтвержденную одним лишь актом сверки взаиморасчетов задолженность мы не считаем дебиторской и готовимся к таким процессам более основательно.

Правомерность взыскания задолженности и пеней и отправка должнику квитанций

ТСЖ в суде заявило требование о взыскании с администрации города и законной неустойки. Неустойкой, штрафом, пеней признаётся определённая законом или договором сумма, которую должник обязан уплатить кредитору, если не исполнит или исполнит ненадлежащим образом обязательства (ч. 1 ст. 330 ГК РФ).

Размер пеней, которые собственники помещений в МКД, несвоевременно или не полностью оплатившие квитанции за жилое помещение и коммунальные услуги, обязаны вернуть кредитору, указан в ч. 14 ст. 155 ЖК РФ.

Суд сделал вывод, что в данном деле ТСЖ имело полное право требовать с администрации законную неустойку. А расчёт пеней был признан верным.

Администрация утверждала, что не могла заплатить также и потому, что не получала квитанций. Но суд отметил, что обязанность своевременно оплачивать коммунальные услуги, содержание и ремонт общедомового имущества не зависит от получения должником платёжных документов. В итоге с администрации города взыскали задолженность, пени и госпошлину.

Второе дело № А26-7301/2018 того же товарищества собственников жилья также закончилось успешно для ТСЖ. В данном случае администрация ещё подала апелляционную жалобу, однако суд апелляционной инстанции оставил решение без изменения.

Как ошибки УО при расчётах могут повлиять на взыскание долга за ЖКУ
4792

4

Вопрос взыскания долгов с точки зрения законодательства

Обязанность производить уплату за полученный коммунальный сервис закрепляется статьёй 153 ЖК РФ[1]. С указанием сроков осуществления проплат, регламента начислений и расчёта применяемого тарифа. Государством предусмотрена субсидийная процедура для начислений семьям имеющим маленький доход.

Также в этом законодательстве указана обязанность осуществления расчётов с коммунальщиками всеми жильцами независимо от их статуса владения жильём. При этом начисление происходит по одинаковым тарифам и единой формуле для всех видов домохозяйств. Все категории проживающих лиц несут одинаковую ответственность по расчётам с поставщиком ЖКУ.

Сроки внесения платежей прописаны в статье 155 ЖК[2] и Постановлении №354 Правительства РФ[3], но с возможностью изменить эти даты по взаимному согласию сторон с закреплением такого момента в договоре.

В указанных нормативах также регламентированы вопросы ответственности, возникающие между сторонами отношений. Сводятся они к таким тезисам:

  1. В случае предоставления некачественных услуг, при наличии ощутимых перебоев в выполнении работы поставщик обязан произвести перерасчёт уменьшения начислений за свой сервис.
  2. При не оплате потребителем оказанных услуг в регламентный срок поставщик уполномочен:
      приостановить их предоставление;
  3. применить систему начисления пени;
  4. инициировать принудительное взыскание.

С июля 2021 года законодательно применяется упрощённый процесс судебного разбирательства с задолжниками ЖКХ.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: