Краткая инструкция по проведению электронного конкурса
Вот краткая пошаговая инструкция по открытому конкурсу в электронной форме по 44 ФЗ:
- Подготовить и опубликовать извещение и остальную документацию по закупке.
- Собрать предложения от участников.
- Обработать их и отобрать участников.
- Рассмотреть первые части предложений.
- Рассмотреть вторые части предложений.
- Подвести итоги и опубликовать протокол.
- Разъяснить результаты закупки.
Рассмотрим подробно пошаговую инструкция для заказчика по электронному конкурсу по 44 ФЗ.
Можно ли сократить заявленные в документации сроки проведения аукциона?
автор ответа,
Вопрос
Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона не менее чем за 20 (двадцать) дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.
Одновременно с извещением о проведении аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию об аукционе, содержащую в том числе информацию о величине снижения начальной (максимальной) цены договора (далее – шаг аукциона), которая может быть установлена в пределах от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота).
Можем ли мы сократить 20 дней и сыграть быстрее?
Закупка производится в рамках Федерального закона №223-ФЗ.
Ответ
Нет, сократить срок и сыграть быстрее нельзя.
Положения Закона N 223-ФЗ в части установления сроков являются императивными, обязывают заказчиков размещать на официальном сайте информацию в установленные законом сроки и не предусматривает право заказчика сокращать их.
Обоснование
Федеральным законом № 223-ФЗ установлены следующие требования к срокам размещения информации в ЕИС:
1) изменения, вносимые в положение о закупках, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4);
2) извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3);
3) если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с прописанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч. 5 ст. 4);
4) изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных поправок, представления названных разъяснений. Если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позже чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС внесенных поправок до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее 15 дней (ч. 11 ст. 4);
5) протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на сайте не позднее чем через три дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4);
6) не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, необходимо размещать сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам (ч. 19 ст. 4):
- закупки товаров, работ, услуг;
- закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
- закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой Правительством РФ приняты решения в соответствии с ч. 16 ст. 4;
- закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Начиная с 01.01.2016 указанная информация должна также включать в себя сведения о количестве, общей стоимости договоров, предусматривающих осуществление закупки конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной, высокотехнологичной продукции у данных субъектов в годовом объеме, устанавливаемом в соответствии с п. 1 ч. 8.2 ст. 3.
Кроме того, отметим, что согласно требованиям п. п. 2, 3 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ учреждения размещают в ЕИС план закупок товаров, работ, услуг на срок не менее одного года.
Таким образом, положения обозначенного Закона № 223-ФЗ являются императивными, обязывают заказчиков размещать на официальном сайте информацию в установленные сроки и не предусматривает право Заказчика сокращать их.
Статьей 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение нарушений законодательства о закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц.
Согласно ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупках товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ, за исключением случаев, названных в ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб., а на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 руб.
Кроме того, нарушение установленных Федеральным законом № 223-ФЗ сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупок товаров, работ, услуг, заказчиком влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб., а на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ).
На вопрос отвечала: С. А. Токмина, ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон» |
Признание открытого конкурса несостоявшимся
Открытый конкурс может быть признан несостоявшимся по ряду причин. В зависимости от основания признания закупки несостоявшейся будет определяться порядок действий для заказчика:
- Если по окончании срока приема заявок была подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подано ни одной, то конкурс считается несостоявшимся по ч. 13 ст. 51 44-ФЗ. В случае наличия одной заявки, соответствующей требованиям, заказчик может подписать контракт с единственным поставщиком, руководствуясь п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Когда заявок не было, заказчику следует внести изменения в план-график и провести повторный конкурс.
- Если по результатам конкурса комиссия отклонила все заявки на участие или признала только одну из них соответствующей требованиям, конкурс признается несостоявшимся по ч. 6 ст. 53 44-ФЗ. Порядок действий для заказчика будет схожим: ему следует подписать контракт с единственным поставщиком или инициировать повторный конкурс.
- Если победитель закупки уклонился от подписания контракта, а второй участник не предоставил в положенные сроки обеспечение или отказался от подписания контракта, конкурс признается несостоявшимся по ч. 6 ст. 54 44-ФЗ. В этом случае заказчик инициирует проведение повторной закупки.
Сведения о повторном конкурсе публикуются в ЕИС в сжатые сроки: не позднее, чем за 10 дней до вскрытия конвертов на участие.
Если и повторная закупка не состоялась, то заказчик вправе закупить нужные товары, работы и услуги через запрос предложений.
Документы, которые готовит поставщик
Для принятия участия в открытом конкурсе участнику следует подготовить и передать свою заявку на участие в конкурсе в виде запечатанного конверта, который не позволяет заказчику увидеть содержание заявки. Второй вариант подачи заявки – это ее электронная версия.
Участник конкурса может передать только одну заявку на участие в конкурсе. Если заказчик вывит факт передачи двух и более заявок от одного участника, то обе они не подлежат оценке. Они будут возвращены участнику.
При заполнении заявки на участие следует ориентироваться на инструкцию, которая содержится в конкурсной документации.
В заявку на участие включают сведения об участнике, который направил заявку с приложением перечня документов. В заявке необходимо указание наименование, местонахождение и почтовый адрес компании, ИНН учредителей или ФИО физлица, место проживания, контакты и паспортные данные.
К заявке на участие в конкурсе прилагаются:
- Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, полученная за 6 месяцев до размещения.
- Документы, которые подтверждают полномочия лица.
- Документы, подтверждающие соответствие участника требованиям.
- Копии учредительной документации (устава).
- Решение об одобрении крупной сделки.
- Документы, подтверждающие право на преимущества участников.
- Документы подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям.
- Декларация о принадлежности участника к СМП и СОНКО.
- Соответствие товара и услуги требованиям законодательства (если такие документы не передаются вместе с поставленным товаром).
- Документы, подтверждающие добросовестность участника в рамках антидемпинговых мероприятий (если цена контракта снижена на 25% и более).
- Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки.
- Документы, подтверждающие квалификацию участника.
- Эскиз, чертеж, рисунок, фотографии и пр.
Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2021 года №1401 утвердило типовые формы заявок на участие в закупках, в том числе в открытом конкурсе. Ознакомиться с формами заявки на участие можно здесь.
В заявке прописывается опись прилагаемых документов.
Порядок проведения со стороны заказчика
Порядок проведения открытого конкурса со стороны заказчика предполагает прохождение следующих этапов:
1 этап. Предварительная подготовка к процедуре проведения открытого конкурса.
На указанном этапе заказчиком принимается решение о целесообразности проведения закупки и форме ее проведения.
Заказчику необходимо сформировать конкурсную комиссию, закрепить ее ответственность, порядок функционирования. Он также вправе привлечь специализированную организацию при необходимости, а также закрепить зону ее ответственности.
Конкурсная документация размещается не позднее 20 дней до даты окончания срока подачи заявок.
2 этап. Подготовка документации для проведения закупки.
Для того чтобы провести закупку в форме открытого конкурса, заказчику нужно разработать и утвердить конкурсную документацию по ч. 3 ст. 48 44-ФЗ. В этих целях заказчик вправе привлечь специализированную организацию или разработать и утвердить такую документацию самостоятельно. Типовая документация является обязательной для дальнейшего применения заказчика в ходе закупки по ч. 4 ст. 48 44-ФЗ. Заказчик определяет требования к содержанию конкурсной документации самостоятельно, кроме случаев, когда они разработаны и утверждены Правительством.
3 этап. Публикация извещения о закупке в ЕИС.
Закупка в форме открытого конкурса не имеет ограничений для участников, поэтому она публикуется для всеобщего ознакомления.
Извещение о конкурсе подлежит размещению в ЕИС не позднее, чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам по стороны оператора ЭТП (по ч. 1 ст. 49 44-ФЗ).
Помимо ЕИС, заказчик может использовать другие источники для публикации сведений о закупке, но это не является обязательным.
4 этап. Прием и регистрация заявок на участие.
Участники вправе подавать заявки на участие в виде конвертов или электронных документов. Правила предоставления заявок на участие содержатся в конкурсной документации, согласно ч. 2 ст. 51 44-ФЗ.
Прием и регистрация заявок на участие заказчиком производится по определенному регламенту: заказчику нужно зарегистрировать поступившую заявку в журнале регистрации по ч. 6 ст. 51 44-ФЗ. Он обязан обеспечить сохранность заявок, их неприкосновенность и секретность предоставленных сведений по ч. 11 ст. 51 44-ФЗ.
5 этап. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе.
После истечения сроков приема заявок конверты с заявками публично вскрываются. Если закупка проводится в электронном виде, то оператором открывается доступ заказчику к поступившим электронным заявкам.
По итогам указанного этапа конкурс может быть признан несостоявшимся, если на участие в закупке была подана одна заявка, либо не поступило ни одной.
Процедура вскрытия конвертов с заявками на участие оформляется в виде протокола. Этот протокол подписывают все члены конкурсной комиссии сразу после вскрытия конвертов. Протокол размещается в ЕИС не позднее следующего рабочего дня.
6 этап. Рассмотрение заявок на участие и их оценка.
Данный этап может длиться до 20 дней после вскрытия конвертов. Если закупка проводится в сфере науки, культуры и искусства, то сроки на рассмотрение заявок можно продлить не более, чем на 10 дней. Заказчику следует отправить уведомление о продлении сроков всем участникам конкурса.
Цель оценки заявок состоит в выявлении наилучшего предложения от участников конкурса. В ходе оценки поступившие заявки на участие анализируют по стоимостным и нестоимостным критериям.
К группе стоимостных критериев относят цену контракта, условия его исполнения, расходы на эксплуатацию и ремонт, стоимость жизненного цикла, предложение по сумме расходов заказчика.
Нестоимостные критерии включают характеристики объекта закупки (например, его экологические свойства), квалификацию персонала, опыт участника, его обеспеченность трудовыми ресурсами, деловую репутацию и пр.
В конкурсе применяется минимум два критерия, один из которых – цена. Сумма величины критериев оценки составляет 100%.
Правила оценки заявок на участие в закупках были утверждены Постановлением Правительства №1085 от 2013 года. Согласно им, в документации заказчик в обязательном порядке приводит критерии оценки и величину значимости критериев для оценки. По каждому из критериев участнику присваивается определенное количество баллов. Участник, который наберет наивысший балл, и победит в закупке.
Итоги рассмотрения заявок на участие в конкурсе необходимо запротоколировать (на основании ч. 4 ст. 53 44-ФЗ). Победителем становится участник, предложивший самые оптимальные условия исполнения контракта по группе критериев, которые содержатся в конкурсной документации. Ему присваивается первый номер (по ч. 8 ст. 53 44-ФЗ).
Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие нужно зафиксировать в протоколе рассмотрения и оценки заявок. Протокол рассмотрения заявок стоит подготовить в двух экземплярах. Один из них заказчик хранит у себя, другой – направляет в адрес победителя конкурса в течение 3 рабочих дней. Протокол рассмотрения и оценки заявок нужно разместить в ЕИС не позднее рабочего дня, который следует за датой подписания протокола (на основании ч. 12 ст. 53 44-ФЗ).
7 этап. Подписание контракта с победителем закупки.
Вместе с протоколом рассмотрения заявок в адрес победителя направляется проект контракта. Проект контракта готовится заказчиком и включает в себя предложение победителя конкурса по условиям его реализации. Проект госконтракта должен полностью соответствовать тому, который был опубликован в конкурсной документации (на основании ч. 1 ст. 54 44-ФЗ).