Можно ли сократить заявленные в документации сроки проведения аукциона?


Краткая инструкция по проведению электронного конкурса

Вот краткая пошаговая инструкция по открытому конкурсу в электронной форме по 44 ФЗ:

  1. Подготовить и опубликовать извещение и остальную документацию по закупке.
  2. Собрать предложения от участников.
  3. Обработать их и отобрать участников.
  4. Рассмотреть первые части предложений.
  5. Рассмотреть вторые части предложений.
  6. Подвести итоги и опубликовать протокол.
  7. Разъяснить результаты закупки.

Рассмотрим подробно пошаговую инструкция для заказчика по электронному конкурсу по 44 ФЗ.

Можно ли сократить заявленные в документации сроки проведения аукциона?

автор ответа,

Вопрос

Заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении аукциона не менее чем за 20 (двадцать) дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Одновременно с извещением о проведении аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию об аукционе, содержащую в том числе информацию о величине снижения начальной (максимальной) цены договора (далее – шаг аукциона), которая может быть установлена в пределах от одной второй процента до пяти процентов начальной (максимальной) цены договора (цены лота).

Можем ли мы сократить 20 дней и сыграть быстрее?

Закупка производится в рамках Федерального закона №223-ФЗ.

Ответ

Нет, сократить срок и сыграть быстрее нельзя.

Положения Закона N 223-ФЗ в части установления сроков являются императивными, обязывают заказчиков размещать на официальном сайте информацию в установленные законом сроки и не предусматривает право заказчика сокращать их.

Обоснование

Федеральным законом № 223-ФЗ установлены следующие требования к срокам размещения информации в ЕИС:

1) изменения, вносимые в положение о закупках, подлежат обязательному размещению в ЕИС не позднее чем в течение 15 дней со дня утверждения (ч. 1 ст. 4);

2) извещение о проведении конкурса или аукциона размещается не менее чем за 20 дней до дня окончания подачи заявок на участие в конкурсе или аукционе (ч. 2 ст. 3);

3) если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с прописанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение 10 дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий (ч. 5 ст. 4);

4) изменения, вносимые в извещение о закупке, документацию о закупке, разъяснения положений такой документации размещаются заказчиком в ЕИС не позднее чем в течение трех дней со дня принятия решения о внесении указанных поправок, представления названных разъяснений. Если закупка осуществляется путем проведения торгов и изменения в извещение о закупке, документацию о закупке внесены заказчиком позже чем за 15 дней до даты окончания подачи заявок на участие в закупке, срок подачи заявок на участие в закупке должен быть продлен так, чтобы со дня размещения в ЕИС внесенных поправок до даты окончания подачи заявок на участие в закупке такой срок составлял не менее 15 дней (ч. 11 ст. 4);

5) протоколы, составляемые в ходе закупки, размещаются на сайте не позднее чем через три дня со дня их подписания (ч. 12 ст. 4);

6) не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, необходимо размещать сведения о количестве и общей стоимости договоров, заключенных по результатам (ч. 19 ст. 4):

  • закупки товаров, работ, услуг;
  • закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой Правительством РФ приняты решения в соответствии с ч. 16 ст. 4;
  • закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства. Начиная с 01.01.2016 указанная информация должна также включать в себя сведения о количестве, общей стоимости договоров, предусматривающих осуществление закупки конкретными заказчиками, определенными Правительством РФ, инновационной, высокотехнологичной продукции у данных субъектов в годовом объеме, устанавливаемом в соответствии с п. 1 ч. 8.2 ст. 3.

Кроме того, отметим, что согласно требованиям п. п. 2, 3 ст. 4 Федерального закона № 223-ФЗ учреждения размещают в ЕИС план закупок товаров, работ, услуг на срок не менее одного года.

Таким образом, положения обозначенного Закона № 223-ФЗ являются императивными, обязывают заказчиков размещать на официальном сайте информацию в установленные сроки и не предусматривает право Заказчика сокращать их.

Статьей 7.32.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за совершение нарушений законодательства о закупках товаров (работ, услуг) отдельными видами юридических лиц.

Согласно ч. 4 ст. 7.32.3 КоАП РФ нарушение сроков размещения в ЕИС информации о закупках товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено Федеральным законом № 223-ФЗ, за исключением случаев, названных в ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ, влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 2 000 до 5 000 руб., а на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 руб.

Кроме того, нарушение установленных Федеральным законом № 223-ФЗ сроков размещения в ЕИС изменений, вносимых в правовые акты, регламентирующие правила закупок товаров, работ, услуг, заказчиком влечет наложение на должностных лиц административного штрафа в размере от 5 000 до 10 000 руб., а на юридических лиц – от 10 000 до 30 000 руб. (ч. 6 ст. 7.32.3 КоАП РФ).

На вопрос отвечала:

С. А. Токмина, ведущий эксперт ИПЦ «Консультант+Аскон»

Признание открытого конкурса несостоявшимся

Открытый конкурс может быть признан несостоявшимся по ряду причин. В зависимости от основания признания закупки несостоявшейся будет определяться порядок действий для заказчика:

  1. Если по окончании срока приема заявок была подана только одна заявка на участие в конкурсе или не подано ни одной, то конкурс считается несостоявшимся по ч. 13 ст. 51 44-ФЗ. В случае наличия одной заявки, соответствующей требованиям, заказчик может подписать контракт с единственным поставщиком, руководствуясь п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Когда заявок не было, заказчику следует внести изменения в план-график и провести повторный конкурс.
  2. Если по результатам конкурса комиссия отклонила все заявки на участие или признала только одну из них соответствующей требованиям, конкурс признается несостоявшимся по ч. 6 ст. 53 44-ФЗ. Порядок действий для заказчика будет схожим: ему следует подписать контракт с единственным поставщиком или инициировать повторный конкурс.
  3. Если победитель закупки уклонился от подписания контракта, а второй участник не предоставил в положенные сроки обеспечение или отказался от подписания контракта, конкурс признается несостоявшимся по ч. 6 ст. 54 44-ФЗ. В этом случае заказчик инициирует проведение повторной закупки.

Сведения о повторном конкурсе публикуются в ЕИС в сжатые сроки: не позднее, чем за 10 дней до вскрытия конвертов на участие.

Если и повторная закупка не состоялась, то заказчик вправе закупить нужные товары, работы и услуги через запрос предложений.

Документы, которые готовит поставщик

Для принятия участия в открытом конкурсе участнику следует подготовить и передать свою заявку на участие в конкурсе в виде запечатанного конверта, который не позволяет заказчику увидеть содержание заявки. Второй вариант подачи заявки – это ее электронная версия.

Участник конкурса может передать только одну заявку на участие в конкурсе. Если заказчик вывит факт передачи двух и более заявок от одного участника, то обе они не подлежат оценке. Они будут возвращены участнику.

При заполнении заявки на участие следует ориентироваться на инструкцию, которая содержится в конкурсной документации.

В заявку на участие включают сведения об участнике, который направил заявку с приложением перечня документов. В заявке необходимо указание наименование, местонахождение и почтовый адрес компании, ИНН учредителей или ФИО физлица, место проживания, контакты и паспортные данные.

К заявке на участие в конкурсе прилагаются:

  1. Выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, полученная за 6 месяцев до размещения.
  2. Документы, которые подтверждают полномочия лица.
  3. Документы, подтверждающие соответствие участника требованиям.
  4. Копии учредительной документации (устава).
  5. Решение об одобрении крупной сделки.
  6. Документы, подтверждающие право на преимущества участников.
  7. Документы подтверждающие соответствие участника запретам и ограничениям.
  8. Декларация о принадлежности участника к СМП и СОНКО.
  9. Соответствие товара и услуги требованиям законодательства (если такие документы не передаются вместе с поставленным товаром).
  10. Документы, подтверждающие добросовестность участника в рамках антидемпинговых мероприятий (если цена контракта снижена на 25% и более).
  11. Документы, подтверждающие внесение обеспечения заявки.
  12. Документы, подтверждающие квалификацию участника.
  13. Эскиз, чертеж, рисунок, фотографии и пр.

Постановление Правительства РФ от 5 ноября 2021 года №1401 утвердило типовые формы заявок на участие в закупках, в том числе в открытом конкурсе. Ознакомиться с формами заявки на участие можно здесь.

В заявке прописывается опись прилагаемых документов.

Порядок проведения со стороны заказчика

Порядок проведения открытого конкурса со стороны заказчика предполагает прохождение следующих этапов:

1 этап. Предварительная подготовка к процедуре проведения открытого конкурса.

На указанном этапе заказчиком принимается решение о целесообразности проведения закупки и форме ее проведения.

Заказчику необходимо сформировать конкурсную комиссию, закрепить ее ответственность, порядок функционирования. Он также вправе привлечь специализированную организацию при необходимости, а также закрепить зону ее ответственности.

Конкурсная документация размещается не позднее 20 дней до даты окончания срока подачи заявок.

2 этап. Подготовка документации для проведения закупки.

Для того чтобы провести закупку в форме открытого конкурса, заказчику нужно разработать и утвердить конкурсную документацию по ч. 3 ст. 48 44-ФЗ. В этих целях заказчик вправе привлечь специализированную организацию или разработать и утвердить такую документацию самостоятельно. Типовая документация является обязательной для дальнейшего применения заказчика в ходе закупки по ч. 4 ст. 48 44-ФЗ. Заказчик определяет требования к содержанию конкурсной документации самостоятельно, кроме случаев, когда они разработаны и утверждены Правительством.

3 этап. Публикация извещения о закупке в ЕИС.

Закупка в форме открытого конкурса не имеет ограничений для участников, поэтому она публикуется для всеобщего ознакомления.

Извещение о конкурсе подлежит размещению в ЕИС не позднее, чем за 20 дней до даты вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам по стороны оператора ЭТП (по ч. 1 ст. 49 44-ФЗ).

Помимо ЕИС, заказчик может использовать другие источники для публикации сведений о закупке, но это не является обязательным.

4 этап. Прием и регистрация заявок на участие.

Участники вправе подавать заявки на участие в виде конвертов или электронных документов. Правила предоставления заявок на участие содержатся в конкурсной документации, согласно ч. 2 ст. 51 44-ФЗ.

Прием и регистрация заявок на участие заказчиком производится по определенному регламенту: заказчику нужно зарегистрировать поступившую заявку в журнале регистрации по ч. 6 ст. 51 44-ФЗ. Он обязан обеспечить сохранность заявок, их неприкосновенность и секретность предоставленных сведений по ч. 11 ст. 51 44-ФЗ.

5 этап. Вскрытие конвертов с заявками на участие в конкурсе.

После истечения сроков приема заявок конверты с заявками публично вскрываются. Если закупка проводится в электронном виде, то оператором открывается доступ заказчику к поступившим электронным заявкам.

По итогам указанного этапа конкурс может быть признан несостоявшимся, если на участие в закупке была подана одна заявка, либо не поступило ни одной.

Процедура вскрытия конвертов с заявками на участие оформляется в виде протокола. Этот протокол подписывают все члены конкурсной комиссии сразу после вскрытия конвертов. Протокол размещается в ЕИС не позднее следующего рабочего дня.

6 этап. Рассмотрение заявок на участие и их оценка.

Данный этап может длиться до 20 дней после вскрытия конвертов. Если закупка проводится в сфере науки, культуры и искусства, то сроки на рассмотрение заявок можно продлить не более, чем на 10 дней. Заказчику следует отправить уведомление о продлении сроков всем участникам конкурса.

Цель оценки заявок состоит в выявлении наилучшего предложения от участников конкурса. В ходе оценки поступившие заявки на участие анализируют по стоимостным и нестоимостным критериям.

К группе стоимостных критериев относят цену контракта, условия его исполнения, расходы на эксплуатацию и ремонт, стоимость жизненного цикла, предложение по сумме расходов заказчика.

Нестоимостные критерии включают характеристики объекта закупки (например, его экологические свойства), квалификацию персонала, опыт участника, его обеспеченность трудовыми ресурсами, деловую репутацию и пр.

В конкурсе применяется минимум два критерия, один из которых – цена. Сумма величины критериев оценки составляет 100%.

Правила оценки заявок на участие в закупках были утверждены Постановлением Правительства №1085 от 2013 года. Согласно им, в документации заказчик в обязательном порядке приводит критерии оценки и величину значимости критериев для оценки. По каждому из критериев участнику присваивается определенное количество баллов. Участник, который наберет наивысший балл, и победит в закупке.

Итоги рассмотрения заявок на участие в конкурсе необходимо запротоколировать (на основании ч. 4 ст. 53 44-ФЗ). Победителем становится участник, предложивший самые оптимальные условия исполнения контракта по группе критериев, которые содержатся в конкурсной документации. Ему присваивается первый номер (по ч. 8 ст. 53 44-ФЗ).

Результаты рассмотрения и оценки заявок на участие нужно зафиксировать в протоколе рассмотрения и оценки заявок. Протокол рассмотрения заявок стоит подготовить в двух экземплярах. Один из них заказчик хранит у себя, другой – направляет в адрес победителя конкурса в течение 3 рабочих дней. Протокол рассмотрения и оценки заявок нужно разместить в ЕИС не позднее рабочего дня, который следует за датой подписания протокола (на основании ч. 12 ст. 53 44-ФЗ).

7 этап. Подписание контракта с победителем закупки.

Вместе с протоколом рассмотрения заявок в адрес победителя направляется проект контракта. Проект контракта готовится заказчиком и включает в себя предложение победителя конкурса по условиям его реализации. Проект госконтракта должен полностью соответствовать тому, который был опубликован в конкурсной документации (на основании ч. 1 ст. 54 44-ФЗ).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: