договор на разработку сайта Любой высокотехнологичный IT-бизнес построен вокруг определенных активов: программного обеспечения, технологической и информационной инфраструктуры, иных результатов интеллектуальной деятельности. Чтобы такой бизнес был эффективным стоит позаботиться о его защите и оптимальной структуре с самого начала. Команда Semenov&Pevzner оказывает полный спектр юридических услуг по правовому сопровождению IT-проектов на разных стадиях их развития, в том числе при планировании создания...

Лицензирование управляющих организаций. Функции госжилнадзора


Закон о лицензировании управляющей компании в ЖКХ

Поэтапное реформирование системы ЖКХ затронуло и управляющие компании. С сентября 2014 года было введено требование о проведении лицензионной процедуры для каждой УК. Предельный срок указанных мероприятий был назначен на май 2015 года. С этого времени обслуживание многоквартирного дома без лицензии не допускается.

Правила проведения лицензирования УК регламентированы Федеральным законом № 255-ФЗ. Помимо этого, детали процедуры зафиксированы в Постановлении Правительства № 1110. Действие лицензионного документа будет распространяться исключительно на территорию одного региона.

Лицензирование деятельности управляющих организаций происходит с учетом следующих обстоятельств:

  • соискателем разрешительного документа может выступать только юридическое лицо, состоящее на регистрационном учете в ИФНС;
  • выдача лицензии осуществляется без указания предельного срока ее действия, т.е. бессрочно;
  • условия использования лицензии предусматривают упрощенный порядок ее аннулирования — для этого требуется не менее трех предписаний надзорного органа о выявленных нарушениях в пределах одного года.

Обратите внимание! Информация о выданной лицензии будет внесена в федеральный реестр. Это позволит организации принимать участие в муниципальных конкурсах по отбору управляющей компании, заключать договоры на содержание общего имущества многоквартирного дома.

Лицензия позволит выполнять весь комплекс работ и услуг, связанных с содержанием здания и придомовой территории. Перечни указанных работ утверждены жилищным законодательством. У собственников помещений МКД есть право самостоятельно определять комплекс дополнительных услуг. Для этого проводятся общие собрания, выносятся соответствующие решения.

Узнайте больше Определение порядка пользования земельным участком

Лицензирование управляющей организации

Процедура прохождения лицензирования управляющими компаниями в сфере ЖКХ

Деятельность управляющих компаний подлежит обязательному лицензированию. Данное требование стало обязательным с сентября 2014 года.

Выдачей лицензий занимается государственный жилищный надзор на основании решения лицензионной комиссии, которая создается на уровне субъекта РФ.

Обязательные условия для осуществления жилищно-коммунальной деятельности:

  • наличие у руководителя аттестата о прохождении квалификационного экзамена;
  • штат сотрудников необходимый для обслуживания домов;
  • материально-техническое оснащение;
  • отсутствие предписаний со стороны органов жилищного надзора;
  • форма организации: юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;
  • организация не должна находиться в процессе ликвидации или быть банкротом;
  • информация о деятельности компании должна быть полностью открытой.

К руководителю предъявляются отдельные требования:

  • успешная сдача квалификационного экзамена;
  • отсутствие судимости;
  • отсутствие в списке дисквалифицированных лиц;
  • постоянное место работы на руководящей должности в УК.

Лицензирование деятельности управляющих организаций является публичным процессом. Срок действия квалификационного аттестата — 5 лет. Заявление для прохождения экзамена подается в жилищную инспекцию или непосредственно в лицензионную комиссию. Экзамен состоит из 200 вопросов, ответить правильно надо не менее чем на 86%.

Важно!

Прохождение экзамена бесплатно.

Документы для получения лицензии:

  • заявление;
  • учредительные документы юридического лица;
  • выписка из ЕГРЮЛ;
  • приказ о назначении руководителя;
  • копии трудовых книжек и дипломов сотрудников;
  • свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
  • удостоверение о прохождении курсов повышения квалификации руководителем;
  • свидетельство о праве собственности либо договор аренды на нежилое помещение;
  • документация на технический инвентарь.

Госпошлина за получение лицензии — 30 000 рублей (ст. 333.33 НК РФ).

На проверку документов и принятие решения жилищной инспекции дается 30 дней, по истечении которых они принимают решение о выдаче лицензии или отказе. Основными причинами при отказе является несдача экзамена руководителем и предоставление недостоверных сведений.

Отсутствие лицензии влечет за собой наложение административного штрафа размером до 500 тысяч рублей. При повторности грозит уголовная ответственность.

Лицензия действует на территории одного субъекта РФ и имеет бессрочный характер, но может быть аннулирована. Если в течение года по одному и тому же дому было вынесено 2 и более предписаний об устранении нарушений, а управляющая компания их не исполнила, то она лишается права на управление таким домом. Когда таких домов становится 15% и более от общего числа домов, которые находятся в ведении управляющей компании, то орган жилищного надзора инициирует выход в суд с заявлением о лишении лицензии. На практике данный процесс трудновыполнимый. Так, например, чтобы лишить лицензии УК, под управлением которой находится 262 дома, необходимо, чтобы жильцы из 39 домов регулярно направляли жалобы. При этом если компания выполнит одно из предписаний, придется все начинать сначала.

Учитывая, что институт лицензирования появился в России совсем недавно, говорить о его плюсах и минусах пока рано. Скептики утверждают, что лицензирование приведет к тому, что на рынке коммунальных услуг пропадет конкуренция и останутся только крупные игроки, при этом качество услуг не повысится. Так это или нет, покажет время.

ВНИМАНИЕ!

В связи с последними изменениями в законодательстве, информация в статье могла устареть! Наш юрист бесплатно Вас проконсультирует —
напишите в форме ниже.

Документы и требования

Чтобы на легальном основании получить лицензионный документ и приступить к деятельности, УК должна подтвердить соблюдения ряда обязательных требований. В этот перечень входит:

  • наличие в собственности или аренде объектов нежилой недвижимости, необходимых для выполнения работ и услуг;
  • наличие у компании техники и спецоборудования для выполнения лицензированных видов деятельности;
  • штат работников, трудоустроенных на постоянной или временной основе для выполнения всех видов работ и услуг;
  • наличие у руководителя управляющей организации квалификационного аттестата, пройденного курса повышения квалификации по программе ЖКХ;
  • размещение в открытом доступе обязательного перечня отчетной документации о текущей деятельности УК.

Ввиду трудоемкости и сложности лицензионной процедуры в сфере ЖКХ, оптимальным вариантом станет обращение для подготовки документации к юристу. В этом случае учредители и руководитель УК получат гарантию быстрого прохождения лицензирования, а юрист возьмет на себя оформление всех обязательных документов.

В состав документации, которая будет рассматриваться уполномоченным государственным ведомством, входит:

  • заявление с указанием сведений об УК, регионе осуществления деятельности и т.д.;
  • учредительные документы компании, лист записи ЕГРЮЛ, свидетельство ИНН;
  • документы, подтверждающие законность владения объектами недвижимости, в которых будут осуществляться заявленные виды деятельности;
  • бланки и формы, подтверждающие приобретение спецоборудования, техники, материалов;
  • кадровая документация о наличии штата сотрудников, имеющих навыки работы и квалификацию в сфере ЖКХ;
  • приказ о назначении руководителя , его действующий квалификационный аттестат;
  • платежное поручение, подтверждающее уплату госпошлины за выдачу лицензии.

Подача заявления и пакета документов допускается как в письменном виде, так и в электронной форме. Лицензирующим органом будет проводиться проверка документации, соблюдения условий и требований, регламентированных законом.

Наличие лицензии дает возможность указывать ее в составе конкурсной заявки, а также при заключении договора на управление домом. При этом для владельцев жилых помещений существенно упрощена процедура выбора УК, поскольку федеральный реестр лицензий размещен в открытом доступе.

Узнайте больше Кадастровый учет земель: когда нужно пройти, нормы закона

Лицензирование управляющей организации

Порядок получения лицензии управляющей организации

Чтобы выполнить все требования закона в сфере ЖКХ и получить разрешительный документ, компания должна следовать пошаговой инструкции:

  • получение в налоговом органе листа записи ЕГРЮЛ (в нем должны быть указаны основные и дополнительные виды деятельности, связанные с обслуживанием МКД);
  • директор организации обязан сдать аттестационный экзамен, получить квалификационный аттестат;
  • организация проводит комплекс действий, направленных на выполнение требований закона (оформление недвижимости в собственности или заключение арендного договора, приобретение спецоборудования, прием на работу сотрудников и т.д.);
  • оплата госпошлины за оформление лицензии;
  • сбор документов и заполнение заявления на лицензирование;
  • направление документации в подразделение Государственного жилищного надзора;
  • при соблюдении всех указанных требований выдается лицензионный бланк.

После выдачи лицензии управляющая компания ЖКХ обязана соблюдать его условия. При нарушении правил содержания МКД собственники могут обращаться в Госжилнадзор с жалобами. По результатам рассмотрения жалоб может выноситься предписание о недопустимости дальнейших нарушений со стороны УК. Если в течение календарного года зафиксированы 3 и более предписания, допускается аннулирование лицензии в судебном порядке.

Если вам нужно помощь в подготовке документов и прохождении процедуры лицензирования, воспользуйтесь бесплатной консультацией наших юристов. Звоните по телефонам. указанным на сайте, либо заполните форму обратной связи. С нашей помощью вы быстро получите лицензию, сможете приступить к обслуживанию МКД.

Также вы можете предложить темы для будущих статей на электронную почту . Мы всегда поддерживаем обратную связь с читателями, поэтому рассмотрим все предложения и советы. Вместе мы можем больше!

Минстрой опубликовал законопроект о лицензировании УК в ЖКХ

Точка зрения: Дмитрий Таралов

координатор проекта РосЖКХ

Лицензирование УК и здравый смысл

В настоящее время активно обсуждается пакет поправок в Жилищный Кодекс, вводящий практику лицензирования управляющих организаций. Так вчера, например, данный законопроект обсуждался в Общественной палате. Трансляцию я, честно говоря, не смотрел, но в том, что там много говорилось о контроле, ответственности и Благе граждан, у меня сомнений нет.

Однако, этот законопроект сразу подвергся шквалу критики. Основных претензий две:

1) Законопроектом предусмотрено, что управлять МКД могут только лицензированные организации. А неотъемлимым приложением к лицензии является перечень домов, находящихся под управлением. Получается замкнутый круг – пока ты не управляешь домами, ты не можешь получить лицензию, пока ты не получишь лицензию, ты не можешь управлять домами. Вполне обоснованно выглядят предположения о том, что такие меры (как и предыдущий “рецепт спасения мира” – саморегулирование в сфере ЖКХ), являются, не в последнюю очередь, стремлением ограничить приход новых игроков на рынок.

2) Теперь за две административки у УК прекращают лицензию на дом. Если за год ГЖИ прекратили лицензию более чем на 15% домов, управляемых УК, то в суд подается заявление о прекращении лицензии компании.

По первому пункту все относительно понятно и просто. Вряд ли это действительно механизм, полностью закрывающий рынок управления МКД для новых игроков. Скорее всего имеют место нечеткие формулировки и некая недоработанность текста. Другое дело, что если эти формулировки сохранятся, то где-нибудь наверняка ими будут пользоваться для ограничения конкуренции.

Со вторым сложнее. В условной Германии, где законы понятны, чиновники честны, а бизнесмены законопослушны, эти нормы выглядели бы логично. Но в России, где, по моему стойкому убеждению, чиновники от ЖКХ ленивы и коррумпированы, а бизнесмены от ЖКХ жулики и воры, такие нормы обязательно станут великолепным инструментом конкурентной борьбы.

Не нравится конкурент – договорился с ГЖИ, ему налепили административок, отозвали лицензию и все – нет конкурента. Договорился с администрацией – и тебе по конкурсу ушли его дома. Ловкость рук. А уж когда УК (как у нас бывает) аффилированы с властными структурами…

Если УК “своя”, то ничто не заставит ГЖИ даже рассматривать заявление об административном правнарушении. Буквально накануне, моя любимая Госжилинспекция г. Санкт-Петербурга скопом отклонила более 150 заявлений жителей о совершении управляющими организациями административных правонарушений, просто сделав вид, что они не заметили заявлений, а подумали что это жалобы на некачественно оказываемые жилищные услуги. А с жалобами – это в УК. Это как если бы вас ограбили, а полиция, вместо того чтобы принять заявление, ответила бы вам, что факт наличия бумажника в кармане, является, например, публичной офертой на займ денежных средств и нужно займополучателя сначала вам самим найти и попросить вернуть деньги. И только если он не вернет, тогда, может быть…

За 8 лет существования Жилищного Кодекса в него было внесено 16 пакетов поправок. По два в год. Сколько статей было добавлено, изменено – не берусь подсчитать. По два раза в год государство, немного или же сильно, меняет правила игры на рынке оказания жилищных и коммунальных услуг. А может быть нужно всего лишь унять зуд законотворчества и постараться сделать так, чтобы всеми, в т.ч. и госорганами, исполнялись уже имеющиеся законы?

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: